=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 20 октября 2014 г. ст.ст., воскресенье 21-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Гал.2:16-20; Лк.16:19-31.

 

 

 

к апостольскому чтению:

 +++ Томас Мёртон: Жертвенность. устремиться к совершенной пустоте

                   www.messia.ru/rasylka/008/2326.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

> 16.19-31 ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

> 19   Был некогда богач, одевался по-царски, и  жизнь у него была
> 20 сплошной праздник. • И был нищий, весь покрытый язвами, его звали
> 21 Лазарь. Он лежал у ворот богача • в надежде, что ему достанутся
>    куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы.
> 22 И вот умер нищий, и ангелы отнесли его на небо, на почетное
> 23 место рядом с Авраамом. Умер и богач, похоронили его. • И в аду,
>    в страшных мучениях подняв глаза, он увидел вдали Авраама
> 24 и рядом с ним Лазаря. • Богач закричал: «Авраам, отец! Сжалься
>    надо мной, пошли ко мне Лазаря, пусть омочит в воде кончик
>    пальца и освежит мне язык. Какие муки терплю я в этом огне!»
> 25 Но Авраам ответил: «Вспомни, сынок, ты уже получил
>    при жизни всё хорошее, а Лазарь – всё плохое. Теперь он здесь
> 26 утешился, а ты страдаешь. • А кроме того, между вами и нами
>    пролегает великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда
> 27 к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти». • Богач сказал:
> 28 «Прошу тебя, отец, пошли его в дом моего отца. • Ведь у меня пятеро
>    братьев. Пусть он предупредит их, а то и они попадут в это ужасное
> 29 место». • Авраам ответил: «У них есть Моисей и Пророки. Пусть
> 30 слушают их!» – • «Нет, отец мой Авраам, – сказал богач, – вот если
>    кто из мертвых придет к ним, тогда они перестанут грешить».
> 31 
Но Авраам сказал ему: «Если они Моисея и пророков не слушают,
>    никто их не убедит, даже мертвый, вставший из гроба».


> 19 богач – в папирусе р75: «богач по имени Невес».
> 21 куски, брошенные – в некоторых рукописях: «крошки, упавшие».

> 31 Ин 11.44-48


> В основу первой части притчи, вероятно, положена фольклорная история, которая сначала появилась в Египте, а затем через Александрию проникла в Палестину. Перемена судьбы на противоположную в загробной жизни была широко известным фольклорным мотивом. Этот рассказ уже был частично использован Иисусом в притче о великом пире (14.16-24). Богатый откупщик за единственный добрый поступок в своей жизни был почтен похоронами, на которых присутствовал весь город. Смерть же бедняка-учителя осталась незамеченной. Но его другу в сновидении была открыта посмертная судьба двух этих человек. Учитель наслаждался в райских садах, орошаемых ручьями, а откупщик, страдающий от жажды, тщетно стремился дотянуться до воды. Египетская история заканчивалась словами: «Тот, кто делал добро на земле, будет благословен в царстве мертвых, а кто делал зло на земле, будет страдать в царстве мертвых».

> Ст. 19 – Богач наслаждался жизнью, он одевался по-царски (дословно: «одевался в пурпур и виссон»). Пурпурные ткани, окрашенные краской, которую получали из морских моллюсков, стоили огромных денег, и их носили цари и богачи. Виссон – это тончайший, почти прозрачный узорчатый лен, стоивший еще дороже, это тоже одежда царей. Каждый день богач устраивал пиры и праздники. Он не проматывал свое состояние, как это делал непутевый сын (15.11-32), но жил в роскоши, как было принято среди таких же богатых людей. Вероятно, он считал, что его богатство – это дар Бога, а бедность – наказание за грехи.

> Ст. 20-21 – Богач не обращал внимания на то, что недалеко от его дома, у ворот, лежит другой человек. Обычно персонажи притч остаются безымянными, но это единственная притча, где один из персонажей назван по имени. Лазарь – грецизированная и сокращенная форма широко распространенного еврейского имени Элиэзер (евр. «Бог помогает»).

> В противоположность богачу бедняк жил за счет скудного подаяния, он лежал у ворот, то есть был парализованным, и, кроме того, страдал каким-то кожным заболеванием. Его приносили его родственники или друзья, чтобы он просил подаяния у прохожих. Он ждал, что ему достанутся куски хлеба, которыми гости богача, как это было принято в те времена, вытирали руки после еды, а затем бросали под стол. То, что собаки, которые считались нечистыми животными, лизали язвы на его теле, подчеркивает его мучительное состояние.

> Ст. 22 – Но вот оба они умерли. Мучения Лазаря закончились со смертью: ангелы отнесли его на небо и предложили ему место почетного гостя рядом с праотцом Авраамом (дословно: «отнесли на лоно Авраама» – ср. Ин 13.23) на небесном пиру праведников. Некогда он лежал голодный и униженный, но теперь он пирует, восседая на почетном месте.

> Ст. 23 – Участь богача противоположна: он оказался в аду. Ад – это еврейское «шеол», не место вечного наказания, каким в еврейской мысли считалась геенна (см. коммент. на 12.5). Ад был тем местом, где умершие дожидались Божьего Суда и, в зависимости от своей жизни на земле, уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским представлениям того времени, в шеоле умершие могли видеть друг друга (ср. 13.28).

> Ст. 24 – Авраам считался прародителем всех евреев и, в силу своих многочисленных заслуг перед Богом, заступником и ходатаем за своих потомков. Поэтому богач обращается к нему, называя его отцом. Он просит лишь о капле воды. Будучи на земле, он, вероятно, и не замечал нищего у своего дома, но теперь просит чтобы этот нищий оказал ему услугу.

> Ст. 25 – Авраам не отрицает их родства, он называет богача «текнон» («сынок, детка»), но ничем помочь не может. Он объясняет это тем, что после смерти в загробном мире участь богача и бедняка испытала переворот: кто наслаждался, тот страдает, а кто страдал, тот наслаждается (см. 6.20-26).

> Ст. 26 – Но есть и другая причина: рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти. Но надо помнить, что перед нами не путеводитель по загробному миру, а притча, так что искать здесь точных сведений о жизни после жизни не следует. Пропасть – это указание на окончательность Божьего Суда.

> Ст. 27-28 – Вероятно, богач – старший в семье и после смерти отца ему поручено заботиться о своих младших братьях, которых у него пятеро. И снова он просит Авраама послать Лазаря, но теперь к его братьям. Богач понимает, почему он страдает теперь: он должен был жить не так, как он жил. Согласно представлению тех времен, умершие и живущие на небесах могли быть вестниками для живых.

> Ст. 29 – Но Авраам указывает на то, что братья богача знают, как надо жить, чтобы исполнять волю Бога, и для этого не нужно посылать особого вестника с небес. В Законе Моисея и у Пророков изложены заповеди Божьи. Моисей и Пророки – то же что и Закон и Пророки (см. 16.16).

> Ст. 30 – Люди склонны верить, что чудо сможет изменить их жизнь. Да, они знают заповеди, но вот если бы произошло нечто из ряда вон выходящее... Как говорит русская пословица: «Гром не грянет – мужик не перекрестится».

> Ст. 31 – Но Авраам настроен более пессимистически: на таких людей ничто не подействует, даже если они увидят человека, воскресшего из мертвых. Евангелист об этом знает: те, что не верили в Иисуса при Его жизни, не поверили и после того, как Он встал из гроба.

В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. 
// М.: ОПУОПАМ, 2004; стр. 374-8 ]

 

 

 

 

См. также по теме:

 + + + Яков Кротов: Шеол, Гадес, Иосиф Флавий, Чистилище, Крест

                                                     (+ссылки!)

 + + + Богач и Лазарь (свящ. Александр Мень; свт. Иоанн Златоуст)

                  www.messia.ru/rasylka/010/2629.htm#0 (+ссылки!)

 + + + почему богач в аду?

        www.messia.ru/rasylka/009/2479.htm#0 (+ссылки!)

 + + + протопр. Александр Шмеман: Интерес к "загробной участи" умерших обессмысливает христианскую эсхатологию (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно.

 А не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,

 чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.

 Но и теперь разум их ослеплен.

 Вплоть до нынешнего дня это покрывало

 при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,

 потому что удаляется оно только благодаря Христу.

 До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,

 это покрывало лежит на их сердцах.

 "Но всякий раз, когда человек обращается к Господу,

  покрывало убирается".

 Господь, о котором здесь говорится, это Дух,

 а где Дух Господа, там свобода.

 Мы же все, не закрывая лиц`а покрывалом,

 видим, как в зеркале, сияние славы Господней,

 и преображаемся,

 становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.

 Это совершает Господь, а Он есть Дух.* (2Кор.3:12-18/*/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3160.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»