=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 4 апреля 2019 г. ст.ст., среда 6-й седмицы Великого поста.

 

О проведении Великого поста:
+ о. Александр Мень: 6-я седмица Поста

 

 

 

 

/см. предыдущую часть текста в вып.#3799/

 

> <.....> Иисус принес свежее понимание мессианских пророчеств с иной расстановкой акцентов, которое его ученики просто не были способны вместить, несмотря на то, что считали Иисуса Мессией. Именно эта удивительная сторона служения Иисуса отражена в тех «мессианских» пророчествах, которые мы отнесли ко второй категории, то есть в тех пророчествах, которые сам Иисус предложил вниманию слушателей.

> *. Мессианские пророчества, смысл которых открыло учение Иисуса

> Самый яркий пример такого рода «мессианских» пророчеств мы найдем в главе 53 Книги пророка Исайи, где речь идет о страждущем рабе. Если мы привыкли смотреть на жизнь и служение Иисуса глазами авторов Нового Завета, для нас в центре всей картины стоя́т его страдания и смерть. Однако до его смерти именно этого не мог принять практически никто из окружения Иисуса, включая учеников, которые видели в Иисусе обещанного Искупителя.

> Когда я самостоятельно изучал «мессианские» пророчества, меня буквально шокировало это открытие: оказывается, именно сам Иисус указал на служение страдающего раба как на одно из «мессианских» пророчеств. Но потом, когда первоначальный шок прошел, я понял, что это единственно верное логическое заключение, к которому можно прийти на основании свидетельств Нового Завета. Иудеи были склонны недоверчиво относиться к Иисусу; ученики и то́лпы слушателей (по крайней мере, в какой‐то момент) захотели поставить его царем; но никто не мог согласиться с тем, что он был страдающим рабом.

> Иисус должен был понимать, что популярные представления о Мессии становятся препятствием для его миссии. Он должен был объяснить людям, что Мессии надлежит сначала пострадать и только потом воцариться, но это было нелегко. Иисус удивительным образом использует некоторые библейские отрывки, связанные с его миссией. В частности, можно вспомнить, как он читает Ис 61 в назаретской синагоге. Когда люди слышат знакомые слова пророка, их сердца́ горят всё сильнее, и они ожидают привычного завершения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18–19). Но они удивлены, потому что ожидали услышать и следующую строчку: «День мщения Бога нашего» (Ис 61:2). Они ожидали увидеть и услышать именно это. Но вместо того Иисус садится и говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4:21). Сначала собравшиеся обрадовались «словам благодати» (см. стих 21), но затем постепенно стали понимать истинный смысл этих слов и исполнились ярости, так что даже захотели убить Иисуса (стих 29). Трудно и опасно спорить с древней и привычной традицией. Но Иисус это прекрасно понимал и продолжал свое дело.

> <...> нам следует кое‐что сказать об Ис 53. На первый взгляд в этом отрывке раб никак не связан с царственным «Мессией». Раб, несомненно, близок к Яхве́, но не имеет отношения к царям. Поэтому среди библеистов тянутся бесконечные споры о первоначальном смысле данного пророчества. И снова мы обойдем эти споры стороной, нам здесь важно понимать, что впервые на связь этого знаменитого отрывка с Мессией указал сам Иисус. Однако иудейские источники свидетельствуют о том, что иудеи также видели в этом отрывке мессианский смысл, хотя их интерпретация почти утратила связь с библейским текстом. Взяв этот чудесный отрывок, говорящий о готовности раба подобно агнцу пострадать за свой народ, они буквально поставили его с ног на голову, сделав из него гимн в честь воинственного Мессии, который сам причиняет страдания чужим народам. Именно такие представления о Мессии пользовались наибольшей популярностью во времена Иисуса. И если народ Божий мог превратить тот самый отрывок, который должен был бы открыть ему глаза на духовную природу Царства, в текст, который отражал их заранее готовые представления, значит, Иисус сталкивался с огромными трудностями, пытаясь поделиться с людьми благой вестью о Мессии, который кротко заботится о страдающем грешнике. Людям не нужен был такой Мессия, и они погубили его, поскольку он нес в себе угрозу привычной традиции. Но именно этим невольно они осуществили то самое пророчество, на которое указал им Иисус и которое приобрело столь великое значение для христианского понимания Мессии.

> Смысл жертвы Иисуса стал открываться его последователям уже после воскресения. И когда первые христиане задумались о земной жизни Иисуса, они начали читать Ветхий Завет совершенно иными глазами. Они толковали ветхозаветные тексты с новым энтузиазмом. Вот почему для нас крайне важно понять, как развивались представления о Мессии после воскресения Иисуса. Мы привыкли отождествлять «пророчество» с предвидением, но мессианские пророчества, которые я отнес к третьей категории, во многом стали понятны «задним числом». <...>

[ Алден Томпсон. Из кн. Who's Afraid of the Old Testament God? (= "Кто боится ветхозаветного Бога?"; русский пер. озаглавлен: "Библия без цензуры. Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета"
// М.: Эксмо, 2010; из главы 7)
]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*- Кричи во весь голос, не сдерживай крика,
    пусть он будет громким, как звук трубы!
   Возвести Моему народу его грех,
    возвести сынам Иакова их вину!
*  Каждый день они взывают ко Мне,
    хотят постичь Мои пути –
   словно народ, что поступает по правде,
    не забывает законов Бога своего.
   Просят они у Меня справедливых решений,
    хотят, чтобы Бог был ближе.
   'Мы постимся – а Ты и не смотришь,
     мы смиряем себя – а Ты и знать не желаешь?!'*
*  Вы и в день поста творите, что хотите,
    угнетаете работников своих.
   Вы поститесь – и множатся раздоры и распри,
    вы жестоко бьете людей кулаками.
   Пока вы поститесь так,
   не будет голос ваш услышан на высотах!
   Разве таков пост, которого Я хочу,
    день, когда человек смиряет себя?
   Склонять голову, словно тростник,
   лежать на дерюге, в пыли, –
   вы зовете это постом,
    днем, что угоден ГОСПОДУ?
*  Пост, которого Я хочу, таков:
   снимите узы несправедливости с человека,
    с его шеи снимите ярмо!
   Порабощенным даруйте свободу,
    всякое ярмо уничтожьте!
   С голодным поделись едой,
    бедняков бездомных к себе домой приведи.
   Увидишь нагого – одень его;
    не отворачивайся от своих родных.
   Тогда воссияет твой свет, как заря,
    и быстро наступит твое исцеленье.
   Перед тобою пойдет избавленье твое,
    а позади – слава ГОСПОДА, как защита.
   Тогда ты к ГОСПОДУ воззовешь – и Он ответит,
    позовешь на помощь – и Он скажет: 'Я здесь!'
*  Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
    перестанешь показывать пальцем и клеветать,
   и ради голодного пожертвуешь всем,
    и дашь угнетенным всё, что им нужно, –
   вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
    и твой мрак превратится в яркий полдень.
   Будет ГОСПОДЬ вести тебя всегда,
   даже на землях сухих Он даст тебе всё,
   укрепит Он тело твое.
   Ты станешь как орошенный сад,
    как неиссякающий источник.
   Ты отстроишь города на месте древних развалин,
    вновь возведешь строенья былых времен.
   Тебя нарекут: Починивший проломленную стену,
    Восстановивший улицы для жилья.
* (Ис.58:1-11/&/)

             *********************************************

/&/ чтение среды; нов.пер. РБО, 2004 г., А. Графов.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3810.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru