=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 4 ноября 2019 г. ст.ст.,
  воскресенье 22-е по Пятидесятнице
  литургические чтения:
  Гал.6:11-18; Лк.8:41-56 (24-го вс).

 

 

 

В евхаристическом опыте Церкви, в опыте Евхаристии как жертвы, эта жертва обнимает собой всю жизнь Христа, всё Его служение или, лучше сказать, она есть Сам Христос. Ибо Христос – совершенная Любовь – есть потому и совершенная Жертва. Жертва – не только в Своем спасительном служении, но прежде всего в предвечном Сыновстве Своем, как самоотдаче в любви и в совершенном послушании Отцу. Да, мы можем, не боясь впасть в противоречие с классическим учением о всеблаженстве Божием, возводить жертву к Самой Троичной Жизни, больше того – само всеблаженство Божие созерцать в совершенстве Пресвятой Троицы как совершенной самоотдачи Друг Другу Отца, Сына и Святого Духа, как совершенной любви и, потому – совершенной жертвы.

Эту предвечную жертву Сын приносит Отцу, претворяя ее послушанием Отцу в отдачу себя за жизнь мира. Он приносит ее Своим вочеловечением – принятием человеческой природы, становясь на веки веков Сыном Человеческим. Приносит, принимая Иоанново крещение и в нём беря на Себя весь грех мира. Приносит Своей проповедью и чудесами. И это приношение исполняет в явлении и даровании Своим ученикам за Тайной Вечерей Царства Божьего как Царства совершенной самоотдачи, совершенной любви, совершенной жертвы.

Но потому, что совершается приношение это в "мире сем", потому, что встречает оно с самого начала сопротивление греха во всех его проявлениях – от крови младенцев, убиенных Иродом, от неверия и маловерия мира до исступленной ненависти книжников и фарисеев, потому всё оно, тоже с самого начала, есть Крест: страдание и его приятие, нравственное борение и его преодоление, Распятие в глубоком смысле этого слова. "И начал ужасаться и тосковать" – это сказано о последнем борении, последнем изнеможении в ночь предательства в Гефсиманском саду. Но сами эти ужас и тоска, ужас – от греха, окружающего Христа, тоска – от неверия "своих", к которым пришел Он, присущи всей жизни, всему служению Христа. И недаром в дни празднества Рождества, готовясь к радостному празднованию Боговоплощения, Церковь совершает некое прообразование Страстной седмицы, в самой этой радости созерцает изначала и неизбежно вписанный в нее Крест.

Как всё земное служение Христа есть принесение – в "мире сем", "нас ради человек и нашего ради спасения" – предвечной Жертвы любви, – так всё оно, в мире сем, есть Крест. Завершенное как радость, как дарование Царства Божьего на Тайной Вечери, оно завершается на Кресте как борение и победа. То же приношение, та же жертва, та же победа. И, наконец, Крестом, и как Крест, это приношение, эта жертва и победа передаются, даруются нам, живущим в мире сем (ср. Ин.13,1). Потому что в мире сем, и прежде всего в нас самих, только Крестом совершается восхождение в радость и полноту завещанного нам Царства.

 

Я пытаюсь сказать заведомо немощными и недостаточными словами – о сущности Церкви как восхождения на небо, в радость Царства Божьего, и о Евхаристии как таинстве этого восхождения; сами эти слова – о радости и полноте были бы поистине словами безответственными, если бы они не были отнесены – самой Церковью, в самой Евхаристии – ко Кресту как к единственному пути этого восхождения, как к средству нашего участия в нём.

"Крестом Господа нашего Иисуса Христа... для меня мир распят и я – для мира" (Гал.6,15). Нужно ли доказывать, что в этих словах ап. Павла выражена вся сущность христианской жизни как следования за Христом? Мир распят для меня: если следование за Христом – это ответная любовь на Его любовь, ответная жертва на Его жертву, то в мире сем оно не может не быть подвигом постоянного отвержения мира в его самости и гордыне, в "хотении" его как "похоти плоти, похоти очей и гордости житейской". Я распят для мира: а эта жертва не может не быть моим распинанием, ибо мир сей – не только вне меня, но прежде всего во мне самом, в том ветхом Адаме во мне, смертельная борьба с которым новой, дарованной мне Христом жизни никогда не прекращается в земном нашем странствии.

"В мире будете иметь скорбь" (Ин.16,33). Эту скорбь, это страдание познаёт всякий, кто хотя бы в самую малую меру следует за Христом, любит Его и отдает Ему себя. Этот крест – страдание. Но сама эта скорбь любовью и самоотдачей претворяется в радость, ибо познаётся как сораспинание Христу, как принятие Его Креста, и потому – участие в Его победе. "Мужайтесь, Я победил мир" (Ин.16,33).

Вот почему евхаристическое воспоминание, будучи воспоминанием Царства Божьего, явленного, завещанного на Тайной Вечери, есть также неотделимое от него воспоминание Креста – Те́ла Христова, но за нас ломимого, Крови Христовой, но за нас изливаемой. Вот почему только Крестом дарование Царства Божьего претворяется в приятие его, а явление его на Евхаристии – в наше восхождение на небо, в наше участие в трапезе Христовой в Его Царстве.

 

[ По кн. протопр. Александра Шмемана
"Евхаристия – таинство Церства" (из гл. 10.IX-X
(Полный текст главы тут.)  ]

 

 

к апостольскому чтению:
 +++ В.Н.Кузнецова: Мир не уничтожен или убит, а распят
                                              (+ссылки)

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + В.Н.Кузнецова: Его сила способна победить даже смерть
 + + + митр. Антоний (Блум): надежда за пределом надежды
                messia.ru/rasylka/010/2631.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов:
        прикоснуться к Любимому всем существом
 + + + он же: в Его присутствии всякая смерть – лишь сон
 + + + он же: как отличить реальность от сна?

 

 

     

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*А я ничем не хочу хвастаться –
  одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
  благодаря которому мир распят для меня, а я – для мира.
 Ведь неважно, обрезан ты или нет.
 Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?
 Мир и милость тем, кто следует этому правилу,
  и им, и всему Израилю Божьему! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа
  да будет с духом вашим, братья! Аминь.*
                      (Гал.6:14-16,18/*/)

* * *

*Один человек из толпы сказал Иисусу:
 — Учитель, скажи моему брату,
  пусть разделит со мной наследство!
 — Послушай, — ответил ему Иисус, —
  кто поставил Меня судить вас или разбирать ваши тяжбы? —
 А потом Он обратился ко всем:
 — Смотри́те, берегитесь всякой корысти,
  потому что жизнь человека не зависит от того,
  очень ли много у него всякого добра. ...
 А Своим ученикам Иисус сказал:
 — Вот почему Я говорю вам:
  не беспокойтесь о том, что для жизни вам пища нужна
  и для тела — одежда.
 Ведь жизнь важнее еды и тело важнее одежды.
 Посмотри́те на воронов: не сеют они и не жнут,
  нет у них ни кладовых, ни закромов,
 но Бог их кормит.
 А вы намного дороже, чем птицы!
 Кто из вас, как бы он ни старался,
  может продлить свою жизнь хоть на час?!
 А если вы даже такой малости не можете,
  к чему заботиться об остальном?
 Посмотри́те, как растут лилии:
  они не трудятся, не прядут.
 Но, говорю вам, сам Соломон, при всем своем блеске,
  не одевался так, как любая из них.
 И если полевую траву,
  которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,
  Бог так одевает,
  то уж вас-то тем более, маловеры!
 И вы не думайте о том, что́ вам есть и что́ пить,
  и не заботьтесь об этом.
 Это главная забота всех язычников этого мира.
 А ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 Стремитесь к одному — к Его Царству,
  а всё остальное Он даст вам в придачу.*
                   (Лк.12:13-15,22-31/#/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения воскресенья.
/#/ евангельское чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3874.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru