=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

 

* 8 августа 2022 г. ст.ст., воскресенье 10-е по Пятидесятнице.
  /Попразднство Преображения Господня. Успенский пост./
  Литургические чтения: 1Кор.4:9-16; Мф.17:14-23.

 

 

 

 

см. к апостольскому чтению:
  + А.С.Десницкий: Перевёрнутая иерархия (+ссылки)
  + "Вы уже богачи!" & не спасенные, а спасаемые & сойти с балкона
      messia.ru/rasylka/008/2282.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

Главный тезис сегодняшней лекции, с него начнем и им закончим, – мы не знаем, что имел в виду Иисус под верой. Мы не знаем и не можем знать, что имел ввиду Иисус под верой, потому что знание это точно утеряно. Почему "точно утеряно"? Потому что Он говорил: "Кто верует, тот горы будет переставлять, исцелять людей... будут брать змей... если что смертоносное выпьют, не повредит им..." То есть у верующих вот такие вот замечательные знамения должны быть. Христос говорил в Евангелии от Марка, в 13 главе, что если вас поведут на судилище, то вы не думайте наперед, что́ вам говорить, не обдумывайте, потому что сам Дух Святой будет говорить вместо вас. Вот это я понимаю, верующий! Сейчас таких верующих нет, и никто и не ждет подобного. То есть то, о чём говорил Иисус, – это некоторое забытое слово и, судя по тому, каких Он ждал результатов веры и как сам демонстрировал эту веру, мы совершенно утеряли то, о чём Он говорил. Нам остается только интерпретации веры, или, в худшем случае, социогенная рефлексия на феномен веры как социального явления. Потому что мы спрашиваем друг друга – это уже какая-то коммуникативная реальность, это уже не совсем вещь в себе, которую можно оценивать. Постольку поскольку мы коммуницируем, фактор превращается, постепенно превращается, превращается... в какой? – в социоморфный, и конечно, подобные устройства.. у меня, как у тебя. ... Как ты любишь свою собаку? Ну, я ее люблю вот так: глажу ее, ношусь с ней, иногда даже случайно целуюсь с ней, спонтанно, так бывает... Ты тоже так, ну? – Да я, тоже так. Вот только целуюсь я редко... и т.д. Ну всё, эти два человека соотнесли понятия, понятие "любовь к собакам", например, стало социоморфным, то есть обрело какую-то социальную фабулу, социальное клише, сказание об этом. То есть был феномен, который знаю я и знаешь ты, а вместе мы породили некоторую модель этого феномена. Если нас будет четверо, или сорок четыре тысячи, феномен будет всё более и более аморфным, неуловимым, и непроверяемым. Вот почему, собственно говоря, категории веры, Бога, религии – всё это достаточно тонет, потому что это вещи, которые поплыли в социум, стали тиражированы, потеряли свою феноменологичность, они стали больше социальным конструктом, ноэмой@, так сказать, всего того, что́ о них говорят, они то, что́ они есть. Например, вот апостол Павел говорит в Послании к римлянам, что в нас Святой Дух молится, вопия "Авва, Отче", а я вот не помню, чтобы именно во мне Дух Святой что-то такое говорил. Я ни в коем случае не против того, что у вас или у ваших соседей по подъезду Дух Святой именно так и говорит, но опять мы видим глухую отсылку, то есть закрытую отсылку на духовность.

В сочинениях святых отцов есть постоянно отсылка на духовность, на духовные переживания, на всевозможные молитвы, благодать, покаяние, прочие-прочие вещи, но, когда мы пытаемся это социализировать, то есть пояснить, а что там имелось в виду, мы не можем уловить, что там имелось в виду, потому что в том микроконтинууме, в котором существовали синайские монастыри или сирийские монастыри, они между собой имели слова-коды, которые что-то означали. Еще раз говорю: чем меньше сообщества, тем более точны эти слова-коды. Например, в маленькой семье, в которой есть папа и мама и нет детей, ... у них может существовать такие вот свои  слова выражения ласки, внутрисемейные термины, которые только они понимают, когда они говорят эвфемизмами, то они это понимают, а другие не понимают. ... Так вот, эти глухие отсылки к духовности, они и есть отсылки к вере. Когда мы говорим о вере, мы говорим непонятно о чём. Даже когда говорим уже о собственный вере, потому что, когда мы пытаемся понять, во что веровал Иисус Христос, понятное дело, что ни в то же самое, что мы, и потому что если бы мы верили в то же самое, у нас бы получилось то же самое. Мы можем сказать, что мы мало верим, но Он как раз и говорил, что дело не в количестве: если у вас веры даже с горчичное зерно, то есть самое малое количество... то есть дело не в количестве. Но у нас всё время говорят о количестве! Надо много верить! ... Поэтому вера как категория – это закрытая ссылка. {"Закрытая отсылка/ссылка" — это как "неработающая/битая ссылка" в интернете. См. ст. "Вымирание ссылок" в Википедии. – Пр.р.р.} Это второй тезис. Мы не можем знать, как верит Иванов, Сидоров, Петров... Более того, я думаю, что даже если вы произнесете формулу своей веры для самого себя, вы можете не узнать эту веру, вы можете почувствовать, что вы выразились квадратно, неудачно, и если Сидоров, Иванов, Петров будут писать о своей вере, говорить о ней, всё равно это будет неправильно, неаутентично.

Вера не обладает постоянством, это не нечто, что у меня есть или чего у меня нет. То есть, если сегодня я могу воспылать верой, как в случае с Петром – "даже если все Тебя предадут, я никогда..." – вот он сильно верующий... а потом он слышит "ку-ка-ре-ку" и предает. Что, он перестал быть сильно верующим? Да, перестал быть сильно верующим. Это динамическая ситуация, и ее нельзя измерить. Поэтому вера не может быть – глубокая, мелкая, стопроцентная, пятидесятипроцентная. Вера не меряется количеством. ... Здесь нет обычных инструментов, применяемых к этой категории. Т.е. мы не можем говорить: у меня увеличилась вера. Конечно, можно линейную шкалу представить: она как бы у меня то увеличивается, как температура, то падает... тогда нет проблем – просто накручивай, накручивай. Но когда мы видим людей с накрученной верой, мы видим, что дело, собственно, не в накручивании, потому что интенсивность веры – это далеко не всё, важно и ее направление. Люди могут верить в суеверия, в приметы, например. И очень сильно верующие очень часто пугают нас тем, во что они верят и что они ради веры готовы делать. Но и даже в этой двухмерной системе – во что и степень – тоже невозможно обнаружить точные координаты, потому что, когда мы говорим "во что", мы все совпадаем с Символом веры: "Верую во единого Бога Отца Вседержителя...", но когда начинаешь копать, там, конечно, архаичные образы, хтонические чудовища, всевозможные архетипы, припоминания, аллюзии, переносы... и т.д. Всё зависит от того, какой интерпретационный язык вы накинете на этот феномен, точнее сказать, от какого интерпретационного языка ваш феномен веры пострадает.

Что еще сказать в качестве вступления? Скажу еще, что у нас отсутствует возможность повторить за Иисусом Его веру, потому что мы видим, что и у апостолов нет никаких таких особенных фишек... да, они там описываются... вот Пётр ходил по водам, вот он верил, потом – бац – он как-то перестал верить и стал тонуть, и его Христос как бы обвиняет, что он как бы плохо верил... Но если о Петре из-за того, что он стал тонуть, сказано, что он плохо верит, тогда мы с вами собственно верить и не начинали! ... Потому что никто даже и пяти шагов не прошел по водам. Обычно православные говорят: да мы, конечно, смиренные... Но давайте без этого, давайте по-нормальному. Христос упрекнул Петра в маловерии. Если Петр, прошедший по волнам небольшую дистанцию, – маловер, тогда мы вообще как бы действительно не начинали! Более того, и не рассчитывали... Вы когда-нибудь пробовали идти по водам? Ну так чтобы всерьез. Наверное, нет. Пробовали двигать горы? Нет. Пробовали воскрешать человека или исцелять его силой молитвы, возлагать на него руки? Конечно, в протестантских традициях люди пробуют... Но эффект такой же, как у православных, которые не пробуют. Так вот, что нам остается? Нам остаются апостольские и более поздние интерпретации Христовой веры, того, во что верил Христос. И здесь проводится совершенно какая-то волюнтаристская черта между тем, во что верил Иисус и что Он называл верой... (мы сейчас коснемся этих евангельских строк) – и тем, что называет верой уже апостолы.

прот. Вячеслав Рубский.
Фрагмент беседы "Что Христос имел ввиду под верой?" (28.04.2022), с 4:59 до 16:27.
Расшифровка публикуется впервые  ]

 

см. тж. к евангельскому чтению:
 + + + Н.Е.Пестов: «Всё возможно верующему»?
 + + + Сила веры
 + + + Оливье Клеман:

 во Христе человек обретает свое предназначение тварного творца (+ссылки)
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
       
...когда они сошли в долину...
       свящ. Яков Кротов: ...простой диагноз...
        messia.ru/rasylka/008/2283.htm (+ссылки)
 + + + митрополит Антоний:
        Если Бог не дает ответа на наши молитвы...

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*О да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи!
 Вы уже воцарились — и без нас!
  Хотел бы я, чтобы вы воцарились!
 Тогда и мы царствовали бы вместе с вами.
 Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам,
 место в самом хвосте процессии,
 словно людям, приговоренным к смерти на арене.
 Ведь мы стали зрелищем для всего мира —
  и для ангелов, и для людей.
 Мы ради Христа дураки, а вы во Христе такие разумные.
 Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье.
 Мы по сей день голодаем и жаждем,
 мы ходим в отрепьях, нас избивают, мы без крова,
 мы в поте лица зарабатываем на хлеб собственными руками.
 Нас бранят — мы благословляем, преследуют — терпим,
 на нас клевещут — отвечаем добрыми словами.
 Мы стали для мира как мусор,
  мы до сих пор — отбросы общества.* (1Кор.4:8-13/*/)

* * *

*Благодарение Богу – Он всегда ведет нас
 как пленников в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе,
  как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы – смертоносный запах смерти,
 для других – живоносное благоухание жизни.
 И кто для такого годится?!!
 Мы ведь не торгуем вразнос, как очень многие,
  поддельной Божьей Вестью.
 Нет, мы говорим искренне, наше слово от Бога,
 мы действуем перед лицом Бога вместе с Христом.*
                                (2Кор.2:14-17/#/)

* * *

*В это время пришли к Иисусу ученики.
 — Кто больше всех в Царстве Небес? — спросили они.
Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал:
 — Верно вам говорю,
 пока не изменитесь
 и не станете такими, как дети,
 не войдете в Царство Небес.
 Кто умалит себя и станет таким,
 как этот ребенок,
 тот больше всех в Царстве Небес.* (Мф.18:1–4/&&/)

*********************************************

/*/ Содержит часть апост. чтения воскресенья.
/#/ Пересекается с апост. чтением понедельника.

/&&/ Из евангельского чтения субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4219.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»