Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: |
|||||||||
Автор:
протопресвитер Николай Афанасьев
> 1. ТАИНСТВО ВСТУПЛЕНИЯ В ЦЕРКОВЬ> 1. Прием в Церковь не совершается через простую декларацию желающего в нее вступить. Церковь не есть общество людей, объединенных одной верою. Церковь есть народ Божий, образованный Богом для Себя, с которым Бог заключил Завет на Голгофе, собранный Богом в теле Христа. Основанная Христом на Тайной Вечери, Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы через сошествие Духа. Пребывая в старом эоне, она принадлежит новому эону, залогом которого является Дух. По своей природе она эсхатологична, так как она уже есть на земле начало "последних дней". И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... (Деян.2,17). Это древнее пророчество напомнил апостол Петр в своей первой проповеди после Пятидесятницы. В тот же день на вопрос слушавших первую проповедь апостола, что им делать, Петр, ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (2,38). Мессианское царство наступило, но войти в него можно лишь через отложение прежних грехов, через дар Духа. Надо умереть для прежней жизни и возродиться духом для жизни нового эона. Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3,5). Вступление в Церковь есть вступление "в тело Христово". Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1Кор.12,13). Как новое рождение и как рождение сверху (Ин.3,7)[1] вступление в Церковь есть творческий акт, совершаемый Духом, а потому вступающий в Церковь становится новой тварью во Христе. Духовно родившийся в "крещении водою и Духом" вступает "в тело" и становится членом народа Божьего. > "Крещение водою и Духом", через которое совершается прием в Церковь, есть таинство, то есть церковный акт, совершаемый Церковью, в котором крещаемому преподаются дары Духа. С самого начала церковное сознание содержало мысль, что без "крещения водою и Духом" нет принадлежности к Церкви. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса. И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить языками и пророчествовать (Деян.19,3-6). Древняя Церковь знала так называемое "крещение кровию" (baptisma sanguinis). Это было исключение из общего правила, вызванное особо трагическими временами в жизни Церкви во время гонения перед лицом неминуемой смерти. Но это исключение обусловливалось содержанием учения о крещении как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (martuV), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровию соответственно восполнялось. Другими словами, крещение кровию заменяло таинство крещения водою и Духом только во время гонения и перед смертью: "Если он, по словам Ипполита Римского, потерпит насилие и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной крови"[2]. Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась как таинство крещения. > 2. "Крещение водою и Духом" составляло в древней Церкви единый сакраментальный акт. Позднее догматическое богословие разделило два момента этого акта на два таинства: крещение и миропомазание. Тем не менее, за крайне редким исключениями эти таинства в литургической жизни неотделимы и настолько связаны друг с другом, что в литургическом последовании одно таинство непосредственно переходит в другое. Католическая Церковь отделила таинство крещения от конфирмации, которая совершается епископом над детьми в возрасте около 12 лет. Надо заметить, что конфирмация только отчасти соответствует миропомазанию. Последнее частично входит в католическое таинство крещения. При определении таинства миропомазания современное православное догматическое учение находится под влиянием средневекового католического учения о конфирмации. > Таким образом, исходя из современного догматического учения, вступление в Церковь совершается через два благодатных момента: крещение и миропомазание. Оба этих благодатных момента являются единственной дверью, через которую уверовавший вступает в Церковь. При вступлении в нее он получает "печать" (sfragiV) своей принадлежности к избранному народу Божьему, печать Завета, заключенного Христом в Своей крови. Сия чаша есть новый Завет в Моей крови (1Кор.11,25). Как запечатленный, он становится овцой в стаде Божьем. Церковь всякий раз, совершая таинство "крещения водою и Духом", молится о том, чтобы крещаемый принял почесть горняго звания и был причтен к перворожденным, написанным на небесах. > 3. Принадлежность к Церкви не есть некоторое статическое состояние. Она означает жизнь в новом эоне, которому принадлежит сама Церковь. Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. К ней принадлежит только тот, кто, вступив в нее, участвует в Евхаристическом собрании. Поэтому новокрещенный и запечатленный непосредственно вводится в Евхаристическое собрание. Псевдо-Ареопагит называет Евхаристию "таинством таинств", которое совершенно завершает вступление в Церковь: "Ибо едва ли может быть совершено какое-либо из иерархических совершительных священнодействий, доколе Божественная Евхаристия, во главе того, что совершается по чину каждого [другого священнодействия] не священносовершит приведения [христианина], уже просвещенного, к единому и не утвердит совершенно, богопреданным даром совершительных таин, общение его с Богом"[3]. Во всех самых древних описаниях приема в Церковь после "крещения водою и Духом" идет сразу же описание Евхаристии, к которой допускается крещенный. Это мы находим у Иустина Мученика в его Апологии и в Апостольском Предании Ипполита Римского. Последний говорит: "После этого [крещения и возложения рук епископа] пусть они [то есть новокрещенные] молятся с верными, но пусть они не молятся раньше, чем получат всё это"[4]. Затем после молитв епископ начинает совершение крещальной Евхаристии. Имея сами по себе абсолютное значение, в порядке приема в Церковь крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию. > 4. "Горнее звание", которое приобретается в таинстве "крещения водою и Духом", есть звание члена народа Божьего: лаика,* или, по теперешней терминологии, мирянина. Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел... (1Пет.2,9; ср. Отк.1,6; 5,10; 20,6). В Новом Завете исполнилось ветхозаветное пророчество: Вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19,6). Весь народ Божий стал царством священников или царственным священством. Поэтому "горнее звание" есть звание царственного священства. Каждый вступающий в Церковь поставляется в это звание, в котором он служит Богу. Каждый верный в Церкви является священником Богу и Отцу Своему (Отк.1,6), но служит Богу в этом своем звании не отдельно, а когда служит весь народ Божий. > Несмотря на то, что чин крещения и миропомазания претерпел значительные изменения, тем не менее, он сохранил следы поставления крещаемого в "горнее звание". В древних чинах это поставление выступало гораздо яснее: в них во всех имелось помазание с возложением рук епископа. Это последнее выпало из современного чина, но осталось помазание. Вы имеете помазание от Святого и знаете всё (1Ин.2,20). Помазание в Ветхом Завете имели цари и священники, а в Новом Завете его имеют все. Все облекаются в таинстве крещения в белую одежду, подобно тому как в Ветхом Завете в белую одежду облекались первосвященники и цари. Все постригаются в знак полной отдачи Богу. Наконец, современный чин говорит в "молитве на измовение+" о возложении державной руки. Поставленный в это горнее звание, новокрещенный вступает в Евхаристическое собрание, как свой и близкий Богу (Еф.2,19). [1]
Греч. слово anoqen которое имеется у Иоанна
(3,7), имеет два значения: снова и сверху. [*] "Лаик" <член народа Божьего>, от слова laoV греч. народ, люди. [+] Молитва на омовение мира (мuро), совершаемая на 8-й день после крещения. (Прим. ред. рассылки.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/010.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. вып. темы | ||||