Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 9 декабря ст.ст., чт /память зачатия прав. Анною Пресв. Богородицы; память пророчицы Анны, матери прор. Самуила, +1100 г. до Р.Х./ литургические чтения: 1Тим.6:17-21 или Евр.7:1-6; Лк.21:28-33. * 10 декабря ст.ст., пт литургические чтения: 2Тим.1:1-2,8-18 или Евр.7:18-25; Лк.21:37-22:8. (седмица 27-я по Пятидесятнице; ев. чт-я - 29-й седм. Рожд. пост) > РАЗРУШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА И КОНЕЦ МИРА > Евангелия сообщают о последних днях жизни Иисуса: 'И когда выходил > Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, > какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь > сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется > здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против > храма, спрашивали Его наеине Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей: скажи > нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно > совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто > не прельстил вас. Ибо многие придут под Именем Моим и будут > говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах > и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это > еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство: > и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - > начало болезней' (Мк.13.1-8). > И дальше: 'Когда же увидите мерзость запустения, сто`ящую, > где не д`олжно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее > да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи > взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад > взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в эти дни. > Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою (Мк.13.14-18). > И еще: 'Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, > тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся > в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто > в окрестностях, не входи в него. Потому что это дни отмщения, > да исполнится всё написанное ... ибо великое будет бедствие на земле > и гнев на народ сей. И падут от острия меча, и отведутся в плен > во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе > не окончатся времена язычников' (Лк.21.20-24). Этими словами Иисус > пророчески возвещает гибель святого города, которая через сорок лет > действительно совершилась. > То, о чём здесь сообщается, не политическая катастрофа. Конечно, > и она тоже происходит, и о ней упоминается в исторических > документах. Но Иисус говорит об этом событии как о наказании городу, > отвергшему Мессию. В сообщении о Его последнем путешествии > в Иерусалим сказано: 'И когда Он приблизился к городу, то, смотря > на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты, хотя в сей твой > день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз > твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами > и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют > детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что > ты не узнал времени посещения твоего' (Лк.19.41-44). > Суд, наказание - как это понимать? Не есть ли история мира суд > над миром? > <Да, так и есть> в действительности. Всякое действие имеет > свои последствия. Всякое обдуманное, взвешенное и справедливое > действие помогает развитию народов и царств! Каждое глупое, > бессмысленное, противоречащее реальности, несправедливое действие > разрушает. Никакое стремление не остается незавершенным: > всё движется по своему внутреннему пути к концу. То, что случается, > ведет к свершению того, что предшествовало, и подготовливает > будущее. Так свершается постоянно своего рода суд. Часто, однако, он > не доступен нашему сознанию <...>. > Учреждается святой завет: сначала на обете и вере, потом на законе > и послушании. Затем следует непрерывная борьба между религиозным > стремлением этого народа и влиянием соседних народов, с одной > стороны, правды, закона и руководства, происходящих от Бога, - > с другой. Значит, иудейской религии в том смысле, как существует > греческая или китайская, нет. То, что есть, - это ветхозаветная вера > или неверие; а это означает борьбу между Откровением от Бога > и религиозной волей народа, который Его принимает или от Которого > он отказывается. > Как результат этой борьбы, происходит внешняя история Израиля, > в зависимости от того, послушен ли народ или противится; следует ли > он замыслу Бога или черствеет и следует собственным желаниям; слышит > ли он слово <посланников>, законодателей, судей, пророков - > или настаивает на своем. Когда же приходит Мессия - <Тот>, на Кого > всё предыдущее было направлено, народ не понимает последнего > испытания; 'не признает того, что служит ему на благо' и завершает > свое неповиновение - вынесение приговора приводит народ к гибели. > Что за час! Иисус знает, что Он Мессия и приносит спасение. Знает, > что только в Нём находится возможность всех исполнений, не только > религиозных, но и исторических; что все <обетования> прошлого > могут осуществиться в Нём - но народ замыкается. Иисус не хочет > принуждать, не может, потому что решение спастись свершается > свободно. Итак, Он должен умереть, и тогда суд свершается > над народом. С тех пор начинается вторая часть истории Израиля: > рассеяние и вместе с тем всё роковое, что оно принесло и самому > народу, и всем другим народам. > За первым возвещением, говорящим о гибели города и о политическом > существовании народа, выступает второе. Это подобно тому, > что случается с пророками: времена переплетаются одно с другим - так > же как и места, обстоятельства и образы. За разрушением Святого > города появляется образ гибели совершенно другого масштаба: конца > света. Написано: 'Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было > от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне и не будет. > И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая > плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, > если кто вам скажет: 'вот здесь Христос', или: 'вот, там', - > не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения > и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же > берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Но в те дни, после скорби > той, солнце померкнет, и луна не даст света своего; и звезды спадут > с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят > Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. > И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех > ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: > когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, > что близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, > что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, > как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. > О дне же том или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, > но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, > когда наступит это время: подобно тому как бы кто, отходя в путь > и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, > и приказал привратникам бодрствовать. Итак, бодрствуйте; ибо > не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или > в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас > спящими. А что вам говорю, говорю всем - бодрствуйте' (Мк.13.19-37). > Здесь опять надо сделать различие. Конец света хотели объяснить > при помощи естественных наук. Говорили о том, что температура Земли > вдруг так понизится, что никакая жизнь не сможет существовать > или что земная энергия нейтрализуется и существование мира > само собой прекратится и т.д. С этими вопросами дела могут обстоять > как угодно, - во всяком случае, Иисус не имеет в виду ничего > подобного. Гибель мира так же мало происходит от естественных > причин, как гибель Иерусалима - из простой исторической > необходимости. Гибель мира - как и Святого города - названы > наказаниями, следующими за судом. Они нисколько не являются > результатом внутренней эволюции мира. Их причина - суверенная воля > Бога, произносящего приговор. > Этот суд является последним ответом Бога на грех. Бог не только > 'блюститель морального закона'; Ему Живому, Святому, зло не только > обнаруживается как оно есть, но Он обращается против греха. Он его > ненавидит. В Нём поднимается что-то невыразимо страшное, названное > в Священном Писании 'Гневом Божиим'. Этот гнев растет, пока > не проявится наружу. Покаяние грешника может остановить > его действие, как свидетельствует об этом спасение Ниневии после > проповеди Ионы (Ион.3). Но придет время, когда мера исполнится. > Когда в мире не останется ничего, что может оправдать его в святых > очах Божиих, тогда настанет суд. Вспомним о гибели Содома и Гоморры: > когда обнаружилось, что в этих городах не живет минимальное число > праведников, которое Бог согласился объявить достаточным > по настойчивой просьбе Авраама, этот последний должен был признать, > что дело потеряно. Не потому, что с исторической точки зрения > они были неспособны продолжать существование, но потому, > что невозможно было остановить гнев Божий (Быт.19). > Конец мира происходит из чего-то иного, чем то, что случается > в мире: оттуда, откуда приходят и Откровение, и Посланный людям Сын, > и Святой Дух, так что нет смысла спрашивать, как этот конец > произойдет. Он явится событием другого рода, и поэтому он непонятен. > То, что утверждает Священное Писание, не естественно-научное > объяснение: оно описывает сотрясение всех порядков и сил. [ Романо Гвардини. ГОСПОДЬ (V.4) www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_5.html или www.agnuz.info/book.php?id=190&url=page05.htm ] +++ смотри также по теме: + + + прот. Сергей Булгаков: ЭСХАТОЛОГИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/gakov_s_011.html + + + свящ. Александр Мень: 'начало мук рождения' www.messia.ru/rasylka/004/755.htm#0 (см. здесь др. ссылки) + + + митр. Сурожский Антоний: Суд Божий как часть Благовестия www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0 Чтения этих дней в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051222/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20051223/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/22.htm http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/23.htm ***************************************************************** * * к апост. чтению субботы 27-й седмицы по Пятидесятнице (Гал.5:22-6:2) www.messia.ru/rasylka/004/998.htm#0 (В.Н.Кузнецова; ссылка на текст Мартина Лютера) к еванг. чтению субботы 29-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.13:18-29) www.messia.ru/rasylka/004/1012.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты о. Александра Меня, С.Тагуэлла, митр. Антония) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник* ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Тем, кто в этой земной жизни богат, внушай не заноситься и полагаться не на неверное богатство, а на одного только Бога, который щедро снабжает нас всем необходимым для довольства. Вели им делать добро, пусть богатеют добрыми делами. Пусть будут щедры и всегда готовы поделиться с другими, пусть так копят себе сокровища - крепкий фундамент на будущее, чтобы обрести жизнь поистине подлинную. ... Избегай безбожной болтовни и споров относительно того, что люди ложно называют "знанием". Приняв его, некоторые уже сбились с пути веры. Милость Божья да будет с вами!* (1Тим.6:17-21) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |