> Человек автор книги
собственной жизни
> Слово "ответственность" в своем значении
имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения
и сотрудничества человека называют "ответственным".
Под ответственностью также подразумевают
подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестливую.
> Ответственность означает авторство. Впервые право авторства
проявилось в том, что по сотворении
Господь доверил человеку наречение имен животным. Ведь ему, человеку,
жить в мире, созданном для него Богом.
> Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам
являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных
неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом,
а также своих страданий, если они имеют место. Реальное
освобождение человека от власти своей греховности невозможно,
если он не принимает ответственности за всё, происходящее с ним
и упорно обвиняет других людей и обстоятельства
в причинах своих бед, поражений, грехопадений.
> Ответственный человек это человек, который осознает,
что он является, по выражению
одного философа, "неоспоримым автором события или вещи".
Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него,
не виновен в том, что его жизнь именно такова.
> В области душепопечения под ответственностью понимают
способность духовного чада к осмысленному
отношению к послушанию, а также
нравственную ответственность духовника за правильное
ведение духовного чада.
> Нередко можно встретиться с путаницей и смешением
понятий личной ответственности и Промысла
Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои
поступки и за свою жизнь на Бога: "Бог попустил",
"Бог не благословил". В определенных контекстах
использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных
выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу
и свои действия. Пастырю нужно набраться мужества для того, чтобы научить
своих духовных чад говорить о проблемах
честно, не спекулируя высокими словами.
> Если ты не потрудился, не приложил достаточно усилий,
у тебя не получилось, к примеру,
сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить
собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?
> Воля Божия и Промысл Божий, безусловно действуют в жизни
каждого человека, каждого из нас. Но если
бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным
и пассивным плаванием по течению, то <...> не строились
бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь.
Христианство бы иссякло и не дошло до нашего времени, если бы
предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность
прикрывали подобным высоким слогом.
> Многообразие ответственности
> Ответственность это ответ человека на призывающую
благодать Божию. И только в совокупности
действия Промысла Божьего, воли Божией, благодати Божией и искреннего,
горячего ответа-согласия со стороны человека
следовать за этой призывающей благодатью и состоит подлинное
движение и полнота промыслительного бытия человека в этом
мире.
> Подлинно, творящий подобен Богу.
> Человек, как высшее создание Божие, не только сотворен свободным,
не только реально свободен, но и обречен на
свободу. Он ответственен не только
за свои действия, но и за свою неспособность или нежелание
действовать. В эти минуты, когда кто-то читает эти строки, существует
огромное количество людей, которые находятся на грани отчаяния, нуждаются
в нашей помощи, хотя бы в теплом слове или, возможно, в телефонном
звонке, который поддержит душевные силы, выведет из состояния
уныния и ощущения полной обреченности и отчаяния. Возможно,
многим из тех, кто держит эту книгу в руках, предпочтительней
насыщать себя, свой ум, свой интеллект какой-то информацией, работать
над собой. Вероятно, сейчас это лучший для них выбор, лучшее,
что они могут "здесь и сейчас".
Может быть, у них сейчас нет душевных сил, чтобы помочь другим.
Но ведь чаще всего все мы предпочитаем оставаться в неведении
относительно боли и проблем наших ближних и дальних.
> Человек несет ответственность за то, что он делает и за
то, что предпочитает игнорировать.
Осознание значимости ответственности за свою
жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной
жизни.
> Осознание того, что жизнь свою (даже в религиозных
вопросах) мы чаще всего строим для себя и под
себя, осознание ответственности за мир, в котором
мы живем, многих серьезно пугает. Святые отцы утверждают, что каждый
человек является со-творцом Богу в этом мире. Каждый человек
наделен творческими способностями. Эти творческие способности
проявляются как в повседневности, так
и во всём жизненном пути человека.
> Человек вправе принять и не принять Христа, в этом
его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв христианство,
жить по заповедям Божиим, или не жить, и в
этом его творчество и его свобода.
Человек вправе, приняв как жизненную ценность определенные христианские
принципы, или следовать им фрагментарно, или полностью отдать
себя на служение Богу. В этом его творчество
и его свобода. Как сказал блаженный Августин, "Бог стал
человеком для того, чтобы человек стал богом". Уподобиться Богу
значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя и за этот мир...
> Халтура любимая дочь безответственности
> Вирус безответственности, распространяющийся среди людей,
породил главный кошмар современности халтуру.
Огромное количество современных людей, включая тех, кто так или иначе
причастны к труду в церковных организациях,
храмах, монастырях, поражены нежеланием прилагать разум и сердце
к собственному труду. Поэтому большинство людей даже за большие
деньги не способны уйти от вялого и халтурного отношения,
от <того, чтобы делать> всё "спустя рукава",
от как бы отсутствования на рабочем месте, вместо ответственного,
радостного, творческого отношения к своим обязанностям и к своему месту в этой
жизни.
> Халтура это безответственная и низкокачественная
работа, которая приводит у человека в прикладном
труде к порче материалов; у педагога к детям,
которые ничем абсолютно не интересуются, у которых совершенно
не развит эстетический вкус и чувство меры; у священника
к разочаровавшимся в Боге и вере
прихожанам, которые или уходят из Церкви или становятся
фарисеями, презирающими тех, кто нарушает букву закона. Холодность,
безучастность, равнодушие, поспешность священника могут родить такое
жуткое фарисейское надмение "правильных" и "праведных"
прихожан.
> Халтура в повседневной жизни, в семейной жизни ведет
к пустой растрате времени, к распылению
сил, и, в конце концов, к развалу семьи. Халтурное воспитание
это прежде всего воспитание не только безучастное, но и гиперконтролирующее,
холодной и прагматичной постоянной проверкой убивающее всякую
любовь (ведь легче постоянно контролировать ребенка и "пилить"
его, и очень трудно его воспитывать, вкладывая силы любви),
приводящее к потере душевной близости между ребенком и взрослым.
Мудрые родители объяснят ребенку в той мере, в которой
он способен понять на каждом этапе своего возраста, что некачественная
работа, безответственный труд, невольная халтура это то,
чего человеку всегда стоит стыдиться.
> Многое можно простить людям, совершающим те или иные поступки
по слабости душевной, по влиянию страстей, или в тумане
неразумия. Но гораздо труднее простить откровенную, сознательную халтуру.
Ребенка следует избавлять от этого как от страшной заразы, последовательно,
неуклонно разрушающей все и в уме, и в делах, и в
сердце.
> Халтура это синоним безответственности и равнодушия.
И порождается она в наших детях
нашей же собственной педагогической, воспитательной халтурой, халтурным
отношением к нашим христианским обязанностям. Ребенку
свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно
исполнять порученное, ликуя о лучшем и исправляя худшее.
Лишь равнодушие родителя, невнимание педагога и насмешки
сверстников, уже пораженных заразой безответственности,
могут отвратить юное существо от стремления к созданию
великого, торжественного, глубокого и подлинного.
> Переосмыслить...
> Если переосмыслить свою жизнь с точки зрения ответственности
за себя и за всё, что нас окружает,
если вдохнуть такое ощущение жизни, возникнет совершенно
новое ее восприятие, совершенно новое осознание. Возможно, прежнее
восприятие жизни как чего-то устойчивого, уютного, имеющего почву
под ногами, куда-то исчезнет, пропадет. Но взамен обретется иное.
> Человек осознает, что сам отвечает за то, попадет ли
он в Царство Божие или в ад; будет ли он в этой жизни
и в вечности со Христом или вне Христа. Наряду с более
глубоким осознанием своей полной свободы, в жизни человека,
решившегося быть ответственным, возникнут такие живые и пронзительные
переживания, как осознание собственной смерти и переживание чувства
полного одиночества в этом мире, глубинное осознание того, что
и грань рождения, и грань смерти человек проходит в полном
одиночестве...
> Ответственность за себя в совокупности с памятью
смертной и осознанием своего бытийного одиночества может
настолько встревожить, взволновать человека, застрявшего на внешней
религиозности, что подтолкнет его к очень глубокому поиску
Единственного Другого, Бога.
> Вспышки глубинного осознания бывают в нашей жизни нечасто.
В моменты, когда переживание пронзительности
бытия происходит очень ярко и очень глубоко, мы ищем во что
бы спрятаться, где бы забыться, в чём бы утонуть, душевно или интеллектуально,
чтобы уйти от этой остроты осознания. В этом состоянии одиночества,
отчаяния, груза ответственности и памяти смерти, Христос
становится единственным Источником сил, единственным утешением и помощью,
протягивающим одинокому человеку Свои пронзенные гвоздями руки для
того, чтобы упокоить, дать силы и отправить дальше в этот
мир для несения своего креста с осознанием, что мы
Христовы, мы с Ним, и нам должно до конца донести
крест нашей ответственности и нашей свободы.