> Что означает "ответственность"?
<.....>
> Быть ответственным намного легче
> Какими бы странными ни показались эти
слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным
и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного
выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека,
указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и
не переложить на рабочий стол сотрудника. Великое понимание ответственности
дарует человеку осознание креста, который всякий несет по жизни
сам и без которого жизнь умирает и растворяется в небытии.
> Ответственность это Божественное поручение
и поставленная Богом задача. Это фактически Его приглашение
к деятельному со-трудничеству.
> Задумайтесь только, как величественно
и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении
ответственности за все творимое нами на жизненном пути!
> Дерзновение движущая сила ответственности
> Большинству людей кажется, что окружающий
мир независим от них самих, что все в нём происходит как бы самостоятельно
и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить.
Такова логика безответственности.
> "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе
Христе",
говорит Апостол Павел. Дерзновение и мужество в изменении
себя, изменении мира на христианских началах (если мы являемся
не только теоретическими, но и сущностными носителями этого
христианского начала) является одной из задач христианина,
как человека ответственного. Это не значит, что нужно строить какие-то
грандиозные проекты или устраивать государственный переворот. Эмоциональные
дискуссии (с митингами "в поддержку"!) на темы переустройства России
на православно-монархических началах (борьбы с экуменизмом
и обновленчеством, "против растления", в поддержку
и защиту тех или иных прописных истин) для многих из современных
православных людей стали удобным полем деятельности, на которое
можно периодически убегать от реальности ужаса утраты своих
отношений с Богом, от осознания своей ответственности за эту
утрату.
> Ответственность мостик к обретению
полноты жизни в Боге, бытию в этой полноте и с этой полнотой
в окружающем нас мире. Задача пастыря помочь своим пасомым освободиться
от своей неискренности в отношениях с Богом и помочь им в принятии
и осознании ответственности.
> Предательство антоним ответственности
> В творениях святых отцов проблема ответственности
не разработана глубоко и детально. В отдельную добродетель
ответственность в святоотеческих писаниях не выделена. Но осознанием
ответственности пронизаны многие святоотеческие и Богослужебные
тексты.
> Известная фраза святителя Игнатия Брянчанинова
"Произволяющий способен" тоже относится к принятию ответственности.
Более естественно для современного литературного языка эта фраза
звучит так: "Кто хочет, тот может". По-другому: "Или ты
веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь
ничего".
> Любой человек может стать подвижником,
стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет
этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима
Саровского на вопрос: "Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?"
"Потому что нет сейчас решимости". В этом контексте понятия
решимость и ответственность чрезвычайно близки.
> Безответственностью можно считать то,
что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного
креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно,
что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом
ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Сбрасывание
с себя креста, уход от своего креста есть предательство. Предательство,
по всей видимости, это антоним ответственности.
> Итак, предательство есть безответственность,
тогда как терпеливое крестоношение на святоотеческом языке
означает ответственность.
> Церковные чинопоследования: чин монашеского
пострига, чин крещения, чин венчания делают особый акцент на принятие
личной ответственности. "Отрицаешься ли сатаны? Отрицаюсь.
Сочетаваешися ли Христу? Сочетаюсь" в чине крещения. "Имеешь
ли твердое произволение взять себе в жену сию рабу Божию,
которую здесь пред собой видишь? Имею, честный отче"
это в венчании. "Пребудешь ли в монастыре сем на послушании
даже до смерти? Ей, Богу содействующу, честный отче" это
в монашестве.
> Что же происходит сегодня?
> Покрестившиеся (даже в сознательном возрасте)
и давшие Богу обет верности, "без необходимости" (т.е. еще
кого-нибудь покрестить, повенчать, отпеть) даже не показываются
в храме Божием.
> В жизни, которая начинается сразу после
Таинства венчания, люди нередко изменяют друг другу или по незначительной
причине ("Я наконец-то нашла человека, который меня по-настоящему
понимает, в отличие от этого..."), а то и вовсе без причин.
Супружеская верность и полнота супружеской жизни сегодня является
достоянием очень немногих семей.
> Если человеку, давшему монашеские обеты
"разонравилось", и он принимает решение уйти из монастыря,
то забирает себя самого, уже пожертвованного Богу, тем самым совершая
предательство. Это безответственно по отношению к тем словам монашеских
обетов, которые были произнесены им в день пострига перед святым
алтарем. Но кто об этом вспоминает, когда вдруг "понял",
что "это не то, что я искал"?..
> В Таинстве священства вступающему на
стезю пастырства вручается Залог, который тот должен сохранить до
последнего своего издыхания. Это тоже символ ответственности, которую
священнику необходимо пронести через всю свою сознательную жизнь.
> Ни в браке, ни в крещении, ни в монашестве,
ни в принятии священного сана хода назад, "канонического" оправдания
сбрасывания ответственности, взятой пред Богом, не предусмотрено.
Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить
от монашеских обетов.