Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||||
> "КТО ПРИЛЕПЛЯЕТСЯ К БОГУ, СОСТАВЛЯЕТ С НИМ ОДИН ДУХ" > Желание обрести Бога, которое нас направило на путь молитвы, не обмануло нас. Столь желанное единение становится очень близкой, внутренней реальностью. > Обрести Бога вот чего следует ожидать от молитвы, вот что она нам готовит (1. Я хочу научиться молитве). Действительно, молитва есть святое место, где Бог принимает человека, чтобы говорить с ним от сердца к сердцу и заключить его в объятия с нежной и сильной любовью (2. Размышление перед портретом). Бог обнаруживает Свое деятельное присутствие не только в конце нашей молитвенной жизни, но порой и очень рано. Мистический опыт не предназначен для одних только святых подвижников. Достойны сожаления те, кто Его хулят, но еще больше те, кому Он дарован, но кто Им пренебрегает (3. Мистика). Тот, кому Он дан, ясно видит, что творить молитву означает не столько "творить", сколько "быть", быть с Богом, быть для Бога, живущего в душе (4. Быть или действовать?). Несомненно, чтобы достичь такого опыта нужна аскеза, но еще более верно и обратное: мистические дары есть мощная поддержка в добродетельной жизни, с их помощью наша любовь к Богу понемногу очищается от любви к самим себе (5. Саид). Они дают проявиться в нас таинственному познанию Господа, но при том условии, что разум наш смирится перед "высшей непостижимостью Божией" (6. "Ты увидишь Меня со спины"). Они трудятся, чтобы соединить нас с Богом, каковое единение состоит, по сути, в том, чтобы воля наша глубоко прониклась волей Божией (7. Молитва смиренной женщины). Этапы на пути этого единения с Богом не обязательно одни и те же для всех, но развитие всегда происходит в направлении любви, любви всё более безоглядной и всё более бескорыстной (8. Вехи на дороге). Однако, единение завершится лишь тогда, когда мы вполне предадим себя Богу (9. Это Ты). В этот день мы обнаружим, что мы введены в общение любви с Отцом и Сыном, приведены на то пиршество, певец и свидетель которого Дух Святой на небе и на земле (10. "Покой Божий").
> 100. "Покой Божий" > Итак, Вы сбиты с толку, потому что чувствуете в молитве склонность к покою, тогда как до сих пор Вы в ней испытывали чувство напряженной активности духа и сердца. Не есть ли это стремление к безделью? спрашиваете вы себя. > Боюсь, что Вы, подобно многим вашим современникам, недостаточно почитаете покой, относя все ваши симпатии к активности. Правда, необходимо различать: есть покой и покой. Но а priori подозрительно относиться ко всякому покою, какое заблуждение! Есть покой, в котором только лень, небрежность; есть и другой, достойный уважения покой тех, кто стремится восстановить свои силы, чтобы лучше действовать. > Но есть покой более возвышенный. Читайте послание к Евреям (гл. 4). Оно нам сообщает "благую весть", которая есть обетование "обетование войти в покой Божий", относящееся к народу Божию, а значит, и к каждому его члену. И автор послания заключает: "Итак, постараемся войти в <этот покой>". Выражение "покой Божий" древнее. Оно обозначает в Библии Землю Обетованную; войти в нее значит достичь покоя Божия. Но Земля Обетованная была лишь образ, весьма несовершенный, истинного покоя Божия, к которому мы призваны: неба. Впрочем, и оно, подобно Земле Обетованной, должно быть приобретено в результате трудной борьбы. Значит ли это, что следует отказаться от обретения покоя Божия прежде, чем мы войдем в Отчизну? Нет. На пути нам приготовлены пристанища Божий, часы и места покоя. И не сказал ли Сам Христос: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... И найдете покой душам вашим" (Мф 11.28-29). > Так что тем более мы можем, мы должны искать покоя Божия, силиться в него войти, как увещевает нас послание к Евреям. Но проникнем еще дальше в постижение этого библейского понятия покоя Божия. "Покой Божий" в этом выражении не следует подразумевать только тот покой, который Бог предлагает нам, но и тот, какой вкушает Сам Бог. Объяснюсь. > Нам куда легче мыслить об интенсивной активности Божией, чем о Его покое. Мы меньше изумляемся, слыша слова Христа: "Отец Мой доныне действует, и Я действую" (Ин 5.17), нежели встречая выражение "Покой Божий". Размышление о любви может помочь нам постичь, что следует разуметь под этими словами. На первый взгляд, любовь, поскольку она есть порыв, поскольку она есть желание, противоположна покою. Но порывом и желанием любовь не исчерпывается; порыв и желание устремлены к пределу соединению. В нём любовь становится покоем, не истощением порыва и желания, но их расцветом в радостном и мирном восторге. > Так это и происходит в лоне жизни Пресвятой Троицы. Отец и Сын любят друг друга бесконечной любовью, устремляются один к другому с безмерным, неодолимым порывом, и соединяются и покоются "в единении Духа Святого". Потому и Дух Святой именовался Отцами Церкви "Покоем". И действительно, сей Покой Отца и Сына не есть затухание их любви, но, напротив, предел, в котором любовь эта обретает свое завершение, осуществление, в безмерном и вечном восторге. > Если покой есть великое желание всякой любви, равно и то, в чем любовь умиротворяется, то как можем мы вступить в покой духовный, покой Божий, уже на этой земле? В этом я хотел бы помочь Вам разобраться. > Любовь между христианином и Христом, как и всякая любовь, есть прежде всего устремление и желание, но она стремится к своему совершенству, к покою в близости с любимым существом. В Апокалипсисе говорится об этом так: "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр 3.20). В Евангелии св. Иоанна Христос выражает ту же истину в словах менее образных, но более кратких и сильных: "Вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14.20). Так, уже на земле, Христос желает дать нам предвкусить покой Божий, соединяясь с нами. > Тот, кто верен практике молитвы, непременно будет порой испытывать на опыте то, что духовные авторы именуют "молитвой душевной тишины", т.е. покой. Послушайте одного из них: "Когда душа приступает к молитве, случается, даже тогда, когда она приступала к ней с намерением заняться какой-либо частной темой, она вдруг обнаруживает, сама не зная как, что она сосредоточена внутри себя, испытывая сладостное чувство присутствия Господа. Правда, это чувство не имеет какого-либо определенного характера; но отрада, его сопровождающая, убеждает душу, что Тот, Кого она любит, близко, и Сам идет дать ей свидетельство любви Божией, и что она не должна сейчас думать ни о чём, а лишь наслаждаться дарованным ей счастьем" (о. де Клоривьер). И по мере того, как христианин будет достигать непрестанной молитвы согласно указанию Христову, он все лучше сумеет постоянно жить, не покидая покоя Божия, даже и посреди самой напряженной внешней суеты. > Пойдем еще дальше. Христос, к Которому устремлены наши порывы и желания, не довольствуется тем, чтобы ввести нас в близость с Собою, Он желает привести нас к Отцу в неудержимом порыве любви. > Так душа, доверившаяся Ему, оказывается приведенной к тесной близости в общении любви с Отцом и Сыном и Святым Духом, тем, кого Традиция именует Покоем, Празднеством, Ликованием, вечным Восклицанием любви Отца и Сына. > Быть может, скажете Вы мне: "От Ваших слов у меня головокружение, я весьма далек от подобной святости". Пусть так. Но тот покой, который Вы познали в вашей молитве, не есть ли он первая веха на пути к "Покою Божию"? | ||||||||||||
www.messia.ru/r2/3/m19b_188a.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||