Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||||||||||||
Тема выпуска: Церковь училище Любви
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. |
||||||||||||||||||||
> В чём смысл религиозной жизни? Смысл поклонов, многочасовых стояний на службах, постов, чтения молитвенных правил, всего того, без чего мы и представить себе не можем жизнь верующего человека. Для чего всё это? Зачем ходить в храм? Когда задаешь эти вопросы верующим людям, кроме ответа, что так надо, так положено, вряд ли что можно услышать. Это значит, что смысл внешнего благочестия сокрыт для многих верующих. А в чём смысл борьбы с грехами и страстями? Чтобы стать святым, или наследовать частную собственность в раю. Что такое святость? Это неимение грехов или что-то еще? Эти вопросы раздражают своей простотой, и в то же время они совсем не простые и современное состояние церковности это показывает. Отвечая на эти вопросы, все будут много рассуждать, ссылаясь на Писание или святых отцов, но четкое осмысление услышишь не часто. А ответ на все эти вопросы очень простой. Весь смысл религиозной жизни есть достижение совершенства в Любви. И спасение это пребывание в Любви, потому что это есть пребывание в Боге. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16). > Церковь это прежде всего училище Любви, а уже во вторую и третью очередь место религиозного действа. Понятие Церкви и храма совместилось, и многие под Церковью подразумевают храм, а не собрание братьев и сестер, посреди которых наш любящий Отец Христос. А слова «братья и сестры» стали всего лишь словесным штампом и ничем более. К сожалению, мало кто видит в стоящих и молящихся бабушках, тетеньках дяденьках своих братьев и сестер. В городских храмах многие и не знают по имени рядом стоящих, с которыми они, может быть, молятся не один год. > Свт. Киприан Карфагенский утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет и спасения. Вне какой Церкви? Вне здания особой архитектурной постройки? Что имел в виду святитель Киприан? Наверное, то, что вне Церкви человек не сможет научиться любить, не сможет преодолеть свое «я». Человек, ставший в грехопадении эгоцентричным, сам вне Христа и братьев и сестер не в состоянии решить эту самую главную проблему, в результате которой он умер грехом. Чтобы воскреснуть со Христом, нужно умереть для жизни ради своей утробы, найти в себе мужество увидеть, что центр жизни Бог, а не я. Вне церкви в смысле собрания это невозможно понять, а тем более изменить свою жизнь в этом спасительном направлении. Святитель Киприан, конечно, имел в виду не дом с куполами, а именно христианскую общину, именно братьев и сестер, посреди которых Христос. > Сами слова «братья и сестры» обозначают семью. Вне семьи не может быть ни братьев, ни сестер. И сами братья и сестры возможны лишь тогда, когда их кто-то считает братьями и сестрами. Если все равнодушны друг к другу, то нет и братьев и сестер, есть просто прихожане, которые приходят и уходят и для которых проблемы прихода это не их проблемы, а проблемы служащих и работающих в этом приходе. Даже само обозначение собрания братьев и сестер, которое в древности всегда называлась общиной, в настоящее время именуется приходом. Само название «приход» несет в себе нечто индивидуальное, одинокое, безликое. Все просто приходят, а потом уходят… Для чего же приходят? С какой целью? Цель прихода в храм для большинства современных христиан реализация своих земных попечений. Прихожане приходят в храм помолиться против колорадского жука, против падежа скота, о сыне, который поступает в институт или который служит в армии, о муже, который пьет, или о своей неудачной жизни. Всё это суть житейские попечения, которые Церковь в одном из самых значимых песнопений призывает нас отложить. Если мы всё это отложим, что тогда останется? Пустота. Ничего не останется, исчезнет сама цель прихода: разве нас, кроме своего, что-либо интересует? Может быть, это подсознательно и является причиной того, почему ревнители синодального благочестия выступают против перевода богослужения на русский язык. Чтобы за красотой византийского витийства и непонятной мелодии древнего языка, которому многие придают ореол сакральности, скрыть смысл призыва Церкви к единению друг с другом и со Христом, может быть поэтому и «ревнители старины» и против чтения вслух "тайных" (таинственных) молитв, в которых раскрывается весь смысл Литургии. Чтобы обличение Церкви было сокрыто в непонятности и тайности, для того, чтобы совесть не беспокоила и не заставляла думать о смысле вообще. > Сама Церковь актуализируется только в Евхаристии, когда вся семья, вся община во главе с предстоятелем причащаются Тела и Крови Христовых. Кто не причащается, тот и не член этой общины он вне Церкви. Литургия не опера, которую можно просто слушать и смотреть. Литургия это общее дело, в котором можно только участвовать, а участие в Литургии это участие в Евхаристии. Странно, почему-то священникам нельзя служить Литургию и не причащаться, а мирянам можно. Более того, ревнители синодальной старины пишут статьи о «сверхчастом причащении» и обвиняют своих оппонентов в обновленчестве. Хотя обычай слушать Литургию и не причащаться, потому что канончики не прочитал, это и есть жуткое обновленчество, которое так въелось в наше приходское сознание, что стало нормой, более того, имеет своих защитников, которых даже большинство. > Храм называют домом Божьим. Храм еще и дом Церкви, евхаристической общины, дом братьев и сестер, которые составляют эту общину. Отчий дом может быть только один, только среди своих братьев и сестер мы можем ощущать себя дома, в другой семье мы в гостях. А как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Многие одинаково хорошо ощущают себя во всех храмах, и есть обыкновение посещать разные храмы. В одном батюшка хорошо исповедует, в другом хор хороший, в третьем роспись древняя или красивая. Какого удовлетворения требует душа, тот храм и посещают. Это явление имеет место потому, что нет дома. Только бездомным бродягам везде хорошо. Человек, который имеет семью, хорошо себя чувствует только дома, а везде он в гостях. Если нам во всех храмах одинаково, значит, мы бездомные бродяги, духовные бомжи. Нет у нас родных, и мы никому не нужны, и нам никто не нужен. Мы настолько к этому привыкли, что не хотим иного духовного бытия, как только такого бездомного. Это синдром бомжа. Если бродяге дать возможность нормальной жизни, он всё равно останется бродягой. Откуда у нас появилась страсть к духовному бродяжничеству; когда мы потеряли свой дом? Тогда, когда перестали причащаться всей общиной, всей семьей от единой чаши, когда каждый сам по себе стал решать меру своей готовности к причастию, когда Евхаристия перестала быть объединяющим таинством, а стала таинством личного освящения. Постепенно мы утратили кровное родство, перестали быть братьями и сестрами, а стали каждый сам по себе. В результате мы лишились дома. > Само восприятие Церкви стало партийным. Я принадлежу к Русской Православной Церкви. Это выражение мне напоминает слова старой песни: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз» разве не абсурдное это выражение? У всякого человека должны быть и дом, и улица, которые находятся в Советском Союзе, или, перефразируя это выражение в церковном смысле, у всякого христианина должны быть и община, и храм, то есть его духовный дом, который находится в нашей Русской Православной Церкви, должны быть и братья и сестры, наши родные и близкие, которых мы так должны любить, что готовы были душу свою положить за каждого из них и верить и надеяться, что за тебя тоже положат душу. Ведь это самое главное, ведь Христос только посреди братьев и сестер, собравшихся во имя Его, а не посреди прихожан, собравшихся во имя своё, где каждый занят своими попечениями, даже может быть самыми высокими, но о себе, а не о других. > Закон Христов исполняется не свечками, не стоянием на службе, не поклонами, а ношением тягот друг друга и молитвой друг за друга. Посредством этого мы становимся единым целым, и уже никто и ничто и никого не сможет отделить от Тела Церкви, только когда радость одного становится радостью всех и беда одного становится бедой всех, и в каждом всякий найдет себе поддержку и опору. Церковь нас учит забыть о себе, погубить душу свою за Христа и за братьев только тогда мы её обретаем живой. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:25). В этом месте Писания говорится о душе, а не о жизни. Губить душу за Христа это значит кормить алчущих, поить жаждущих, посещать больных, забывая о себе, и от всего этого получать радость служения, которая наполнит сердце благодатью, посеет в душе любовь, мир, даст надежду. То есть у нас появятся все дары Духа: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5:22). Многие ли из так называемых «воцерковленных» имеют в душе эти дары, которые должны быть у каждого? Ведь не внешнее благочестие, заключенное в особой одежде, особом православном сленге, свидетельствует о нашем православии, а внутренние дары, именно наличие любви, радости и мира внутреннего. Если нет этих даров, то это повод для тревоги… > Здесь,
конечно, могут возразить, мол, мы грешные и потому не испытываем этих
благодатных состояний, и поэтому мы разбиваем лбы в поклонах, проводим
часы за чтением акафистов и изучаем брошюрки с бесконечными
списками грехов. Но будет ли результат от этих действий? Ведь в духовной
борьбе цель гораздо важнее, чем средства. Во имя чего мы боремся с грехами?
Во имя собственной святости, чтобы наследовать теплое местечко в раю?
Где в такой религиозности место для ближних, или ближние всего лишь
средство? Может быть, такая религиозность есть причина агрессивности
и злобы некоторых верующих людей, норовящих взойти в Царствие Небесное
по головам ближних. > Цель христианской жизни есть совершенство в Любви. И борьба с личным грехом имеет смысл лишь потому, что грех препятствует достижению этой цели, проще говоря, мы боремся с грехом, потому что грех мешает нам любить. Только тогда тот вакуум, образующийся после победы над грехом, заполняется жертвенной любовью, только в этом случае религия будет делать человека лучше. К сожалению, часто мы можем наблюдать обратное. Человек раньше не ходил в храм и был по-мирски порядочен, а воцерковился отпустил бороду, стал диким, злым, кругом ему мерещатся враги. И сам вид его становится таким жалким и в то же время отталкивающим, что люди просто шарахаются от подобных верующих. > Может быть, это одна из причин малочисленности людей в наших храмах: при виде бородатых лиц и мешковатых серых одежд, старых дев и вдов с блаженным выражением лица в непонятных юбках и платках приходят мысли, что если я буду ходить в храм постоянно, то стану одним из них. Это ужас нет, никогда! Наш внешний вид, как мы считаем, благочестивый, проповедует об обратном. Он отталкивает людей от Церкви, обесценивая даже самые верные и правильные слова, которые мы говорим. Люди видят верующих людей и не славят Бога, а шарахаются от них. Люди боятся воцерковляться, потому что боятся стать православными зомби, пораженными страхом всего и вся. > Разве наша вера делает нас лучше? Для чего все эти духовные потуги? Можно ли услышать о нас, что православные христиане самые честные, в них нет лукавства, лицемерия, они открыты для всех и добры, всегда готовы к самопожертвованию? Христианская община это самое лучшее сообщество людей, где всякий обретает множество настоящих братьев и сестер, готовых друг за друга пойти и в огонь и в воду. Я хочу обрести таких друзей, я хочу стать одним из них. Этого, увы, никогда не услышишь, и про это у нас никогда не скажут, потому что мир внутри современной Церкви практически ничем не отличается от мира за церковной оградой, а ведь Церковь это и есть Царствие, пришедшее в силе. > Сейчас много пишется о церковных проблемах, предлагаются различные пути и решения: одни пишут, что нужно часто причащаться, другие о необходимости катехизации, третьи о переводе богослужения на русский язык. Я думаю, что даже если всё это будет реализовано, мы всё равно не решим наших проблем, потому что это следствие, а не причина. А причина лежит в нашем нежелании умереть для жизни в себя и родиться для жизни во Христе. Слишком тесно в наших сердцах, в них нет места для Христа и для братьев и сестер, и оттого их у нас нет. Наше «я» слишком велико. И поэтому мы не хотим ответственности нам удобно ходить в храм по религиозной нужде, а Церковь и наши братья нам совсем не нужны, потому что и так тесно в наших сердцах. Нам проще видеть в Церкви не Тело Христово, а учреждение, куда ходят успокоить душу. Для нас лучше ощущать себя членом партии РПЦ, а не единым Телом Христовым, порознь которого мы всего лишь части, органы этого Тела, которые не имеют жизни сами по себе, кроме как только в составе Тела. «И вы тело Христово, а порознь члены» (1Кор.12:27). > Это и есть причина церковной неустроенности. И так будет всегда, пока нас удовлетворяет такая религиозная жизнь. Может быть, такая церковность и была причиной слез Антония Великого, когда он молился: «Не дай Бог мне дожить до последних времен». > А нам Бог судил жить в эти времена.
|
||||||||||||||||||||
Проект "Христианское просвещение"
ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной
рассылке, которую получают более 6000 человек. |
||||||||||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/e03_127.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме "Церковь" | ||||
<= предш. выпуск по теме "Христианство в современном мир" |