Некоторые общие замечания о XVIII веке
* При господстве суждения «разум единственное, что не утратило
ценности». Церковь всё более подвергается нападкам, в ней видят оскорбление
разума. Теперь каждый считает возможным подвергать суду собственного
разума учение и устои Церкви. Церковь уже не духовный наставник.
Человек, наконец ощутивший себя взрослым, не нуждается в наставнике,
ибо «мера человека человек». Это новое мировоззрение получает
название Просвещения. /1/
* «Пророки» Просвещения. Вольтер (1694-1778). Самый
известный идеолог Просвещения. Обладал острым умом и живым воображением,
но также отличался узостью, схематизмом и зачастую близорукос тью
в суждениях об истории. В его сочинениях господствует скептицизм,
ирония и плохо скрытая злоба по отношению к Церкви. Он считал, что
христианство обман простых людей духовенством, легенда, которую
современный ум не может принять всерьез. Жан Жак Руссо
(1712-1778). Романист, политический мыслитель, педагог. В его мировоззрении
находят себе место и религия, и откровение. Он с почтением относится
к Церкви, но вынашивает наивную мысль, что человек хорош по природе.
Зло человек совершает, якобы, только по вине общества. Таким образом,
Руссо избавляет человека от ответственности и закладывает основы губительной
теории, согласно которой в хорошо устроенном обществе человек непременно
будет хорош. Дени Дидро (1713-1784) и Жан-Лерон
Д'Аламбер (1717-1783) авторы восемнадцатитомной «Энциклопедии»
и четырнадцати томов приложений. Этот труд вдохновлял несколько поколений
как ученых, так и недоучек на борьбу с Церковью и ее учением.
В конце своей деятельности и Дидро и Д'Аламбер приходят к атеизму.
/1/
* Иезуиты, капуцины, лазаристы, редемптористы и члены других католических
орденов исполняют миссию среди народов. Миссионеры достигают самых
отдаленных стран, затерянных на краю земли. Вокруг миссий примирялись
враждующие семьи, возникали братства, продолжавшие дело миссий и после
отъезда миссионеров. Среди наиболее прославленных миссионеров франциска
нец св. Леонардо да Порто Маурицио (1676-1751), который
за 44 года проповедовал в 343 миссиях. Чтобы исповедаться у него,
люди иной раз целую ночь дожидались за церковными дверями. Ему удавалось
обращать даже самых далеких от Церкви людей. Чувствуя приближение
смерти, он пишет знаменательные слова: «Хочу умереть скорее, чтобы
обрести радость в Боге и пребывать там, где любовь совершенна».
/1/
* То обстоятельство, что Папа стал также светским правителем
папского государства, потенциальным союзником или противником, естественно
усилило недоверие, в атмосфере которого осуществлялась папская
власть в XVIII веке. Враждебность Климента XI (†1721)
по отношению к германским императорам, а также к князьям
Савойи и их политике в Испании и Италии поставила
под вопрос папскую власть, которую стали рассматривать как вредную
для религии и для блага Церкви. /2/
1700 |
Испания |
На престол восходит первый представитель династии
Бурбонов, Филипп V, начинающий строить абсолютистскую монархию
по французскому образцу с ограничением независимости
Церкви и римского централизма. |
1701 |
Аутодафе в Мадриде в честь восшествия
на престол Филиппа V. Государь отказывается на нём присутствовать.
(Льоренте,
1817) |
1679 1702 |
|
Экуменическая переписка Боссюэ и Лейбница /2/ |
1702-1705 |
Юг Франции |
Восстания камизаров
в провинции Лангедок |
1704 |
|
Папа запрещает применение миссионерского метода
адаптации в Индии. |
1705, 5 февраля |
|
Смерть основателя
пиетизма Шпенера, крестного отца графа Цинцендорфа.
/см. подробнее в 3/ |
1707 |
Испания |
Указ главного инквизитора о необходимости доносить на тех, кто не сочтет обязательной для себя присягу на верность
Филиппу V. (Льоренте,
1817)
|
|
Король Дании, который был сторонником пиетистов,
решил отправить миссионеров в свои колонии в Индии.
Поскольку в Дании не нашлось людей, способных
справиться с такой задачей, король попросил Франке
порекомендовать ему двух наиболее способных выпускников университета
Галле. Эти два человека, Бартоломей Цигенбальд и Генрих Плютшау,
основали в Индии Транкебарскую миссию. Их письма и отчеты
расходились по Германии, вызывая большой интерес среди пиетистов.
Вскоре под руководством Франке университет в Галле стал центром
подготовки миссионеров. А в Дании при поддержке короля
и с активным участием пиетистов открылась школа, готовившая
миссионеров для работы в Лапландии и Гренландии. /3/ |
1709 |
Франиция |
Схвачены и казнены последние предводители камизаров.
(В 1710 году Англия решила, наконец, оказать
им поддержку, но она опоздала, так как последние вспышки восстания
уже были потушены.) /3/ |
1709 |
|
Папа Климент
XI признает победу императора
Леопольда I в споре об "испанском наследстве",
папские войска разоружаются, король Карл III признается
королем Испании, признаётся верховенство императора над французским
королем. |
15 января |
10 октября |
Папа окончательно признает испанским королем Карла
III. |
1710 |
Британия |
Завершение строительства собора
св. Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен). |
1711, 17 апреля |
|
Смерть императора Леопольда,
резкий поворот в споре об "испанском наследстве".
|
1712 |
Швейцария |
II Вильмержская война. Швейцарские протестанты
добиваются равноправия с католиками. |
1713 |
|
Папа Климент XI издает буллу "Unigenitus",
осуждающую янсенизм. + |
Однако на французской почве янсенизм продолжал
развиваться. Правда, он уже имел мало общего с учением
Янсения или даже с глубокой религиозностью Паскаля. Он стал
скорее политическим и интеллектуальным движением, близким
к галликанству. Некоторые простые священники присоединялись
к нему в знак протеста против роскоши, в которой
жили их руководители. Другие использовали его как средство противостоять
необоснованному вмешательству Рима во французские дела.
Третьи были рационалистами, видевшими в янсенистском движении
реакцию на догматизм власти. В конце концов янсенизм
исчез, но не потому, что был осужден и подвергался
преследованиям, а из-за его излишней аморфности. /3/
Булла не помогла принести мир в души людей.
Наряду с наивным рационализмом, как реакция на него, зарождается
увлечение иррационализмом. Хотя иррационализм порой поддерживается
самым грубым обманом, не следует упускать из виду, что
и в описываемую эпоху по-прежнему существуют истинные
мистики как свидетельство духовной жизни, не угасающей
в монастырях. /1/
|
1715 |
Франция |
Антуан Кур созвал первый синод Французской
реформатской церкви. Он советовал повиноваться
гражданским властям во всем, что не противоречит Слову Божьему,
и это стало официальной программой новой церкви. /3/ |
1717 |
Британия |
Возникло современное масонство. В Лондоне
основана «великая ложа Англии». /1/ |
Просвещение не ограничивается провозглашением
суверенности и всемогущества разума, оно также претендует
на истолкование религии, которую отрывает от Церкви. Рождается
деизм, достигающий наибольшего распространения благодаря масонству.
Масонство это тайное общество верующих в Бога, но их Бог не личный Бог, и еще менее Бог Откровения; скорее,
это выработанный разумом Бог без таинств, и поклонение ему
имеет мало общего с истинной религиозностью. Масонство культивирует
идеал гуманизма, главным образом, внутри общества. Элементы таинственности,
оккультизма и мистицизма отвечают требованию эпохи, которая,
хотя и взывала к разуму, настоятельно искала некоего
суррогата веры. Таким образом, масонство становится псевдоцерковью,
которая быстро забывает о своих гуманных целях и все
силы употребляет на борьбу с католической Церковью. /1/ |
|
Скончалась мадам
Гийон де Шеснуа. |
1720 |
Германия |
Обращение к протестантам профессора богословия и канцлера
университета в Тюбингене Пфаффа с призывом "сбросить
узы сектантства и академического раздора", разделения от "чисто человеческих страстей".
|
1721, 25 января |
Россия |
Учреждение Синода. (Очерк
С.Соловьева) |
1722 |
Германия |
Граф Николай Людвиг
Цинцендорф основывает в Гернгуте (Саксония) общину пиетистов
("гернгутеры", "моравские братья" из бывших гуситов).
С 1730 г. община послала в Америку
312 миссионеров больше, чем все протестантские конфессии
за 2 века. |
Для Н.Цинцендорфа (†1760) была характерна
свобода духа, европейские связи, завязанные во время путешествий,
ревностное отношение к протестантскому благочестию и «религии
сердца». Всё это позволило ему увлечь и укоренить в лютеранстве
бежавших из Моравии гусситов, говорящих по-немецки. Он организовал
этих потомков «моравских братьев» в христианскую общину монашеского
типа в Гернгуте и отправлял их под именем
«Общины паломников» в миссионерские путешествия
в Прибалтику, Россию, Англию, Северную Америку и на Антильские
острова. /2/ |
1723 |
Китай |
Провал католической миссии. |
1726 |
Швейцария |
В Лозанне была открыта семинария, в которой
учились французы, готовившие себя к служению и затем
возвращавшиеся на родину. Тем самым Французская
реформатская церковь начала создавать сеть проповедников, хорошо
знающих Писание и разбирающихся в богословских вопросах.
В 1729 году А.Кур тоже перебрался в Лозанну,
где стал наставником целого поколения проповедников, тайно осуществлявших
свое служение. Живя в изгнании, Кур неоднократно посещал
Францию, где поддерживал реформатскую церковь и руководил
ее деятельностью. /3/ |
1730 |
|
Мэтью Тиндаль
выпустил книгу "Старое как мир христианство, или Евангелие
как новое оглашение религии природы". /3/ |
1731 |
Дания |
Цинцендорф встретился с группой
эскимосов, обращенных лютеранским миссионером Гансом Эгеде, и эта
встреча воспламенила в нем интерес к миссионерской работе,
который не оставит его до конца жизни. /3/ |
1732 |
|
Первые миссионеры из общины "моравских
братьев" отправились в Вест-Индию. Через
несколько лет моравские миссионеры появились также в Африке,
Индии, Южной и Северной Америке. Движение,
насчитывавшее вначале двести беженцев, имело теперь свыше сотни
миссионеров в заморских странах. /3/ |
|
Папа Климент XII учреждает игру в лото (лотерею),
впоследствии взятой на вооружении и светскими государствами
Европы. |
1734 |
США |
Начало проповеди духовного возрождения Джонатаном
Эдвардсом в Нортхэмптоне ("Великое пробуждение"). |
"Великое пробуждение" имело и политические
последствия. Оно было первым движением, охватившим все тринадцать
колоний, которые впоследствии станут Соединенными Штатами. Благодаря
ему в разнородных до того времени колониях начало развиваться
осознание их органичной общности. В то же время получили
распространение новые идеи в отношении прав человека и природы
государственного управления. Эти идеи в сочетании с осознанием
общности всех колоний в конечном счете выльются в чрезвычайно
важные события. /3/ |
1734, 20 ноября |
Россия |
Основание Троице-Сергиева монастыря под Петербургом духовником
имп. Анны. (Очерк
Котлярова)
|
конец 1735 начало
1736 |
|
В Новый Свет отправилась вторая
партия моравских миссионеров, намеревавшихся проповедовать индейцам
в Джорджии. На том же корабле плыл молодой англиканский
священник по имени Джон Уэсли, которого губернатор
Джорджии Оглторп пригласил на работу пастором в Саванне.
/3/ |
|
1738 |
|
Папа Климент ХII осудил масонство.
/1/ |
24 мая |
|
Джон Уэсли
пережил опыт, изменивший его жизнь... /см. 3/ |
1739, 1 января |
Британия |
В Лондоне под руководством Джона
Уэсли (1703-1791) состоялась первая трапеза любви в методистской
общине по образцу гернгутеров. |
Движение не стремилось стать самостоятельной
церковью, тем не менее оно нуждалось в определенных
структурах. В Бристоле, где движение, по существу,
зародилось, последователи Уэсли объединились в "общества",
члены которых собирались сначала в частных домах, а затем
приобрели собственные помещения. Их в насмешку называли
"методистами", и в конце концов они стали гордиться
этим названием. Движение быстро росло, и Уэсли был вынужден
ездить по всем Британским островам, выступая с проповедями
и занимаясь организационной работой. Когда епископ Бристоля
попытался ограничить его деятельность, заявив, что его проповеди
нарушают порядок в приходах, Весли ответил: "Мой приход весь мир". В сложившихся обстоятельствах пришлось
постепенно привлекать проповедников из числа мирян. Узнав,
что мирянин Томас Максфилд проповедует в одном из обществ
в Лондоне, Весли намеревался запретить ему это делать.
Но его мать Сюзанна упросила его сперва послушать этого человека
уже потом принимать решение, и Максфилд произвел на Весли
такое впечатление, что он счел использование проповедников-мирян
Божьим ответом на крайнюю нужду движения в проповедниках.
Они не подменяли духовенство, так как не могли предлагать причастие,
а это наивысшая форма богослужения. Наряду с обществами
они должны были, параллельно и дополнительно, помогать
церкви Англии и ее рукоположенным священникам в выполнении
евхаристической функции. Вскоре среди методистских проповедников-мирян
появились женщины, что было тогда невозможным в рукоположенном
духовенстве. На раннем этапе против методистов часто предпринимались
насильственные действия. Кое-кому среди духовенства и знати
не нравилось, что новое движение пользуется среди низших
классов таким авторитетом. Поэтому собрания часто срывались
нанятыми головорезами, а жизнь Уэсли несколько раз подвергалась
опасности. Позднее сопротивление методистам ослабло и в конечном счете сошло на нет. Возникали и богословские конфликты.
Весли пришлось порвать с моравскими братьями, так как
он опасался их неприемлемой для него склонности к квиетизму.
Но больше всего методисты конфликтовали с англиканской
церковью, к которой Уэсли принадлежал и членом которой
хотел оставаться. До последних дней жизни он порицал методистов,
желавших порвать с англиканством. Но разрыв так или иначе
был неизбежен. Некоторые англиканские лидеры видели в методистском
движении отражение собственных недостатков и потому не принимали
его. Другие считали проповедь методистов без учета приходских
границ непростительным нарушение порядка. /3/
Успех методизма связан с тем, что в это
время у многих возникает ощущение необходимости вернуться
к более живой и более соответствующей Евангелию религии.
Уэсли, который родился в лоне Англиканской Церкви и был
в ней рукоположен в священный сан, никогда не проявлял
желания ее покинуть, но просто больше внимания уделял
доктринальным, а не организационным аспектам церковной
жизни. Однако он предвидел раскол, за который был
бы ответственен, и опасался его. Пренебрежение к религиозному
энтузиазму и отсутствие центрального органа, который мог
бы принимать решения, мешали Английской Церкви воспринять и направить
новое движение, которому в дальнейшем она могла бы
придать форму своего рода внутрицерковной организации. /2/
|
1742 |
|
Папская Булла Ex
quo singulari. Осуждение адаптации христианства к китайским
обычаям. |
Проникнув в Китай, итальянские иезуиты
добились признания того, что католические обряды могут быть адаптированы
к обычаям различных народов (отсюда привилегия, данная Папой
Павлом V в 1615 году, которая разрешала совершать литургию
на китайском языке). Исходя из этого, иезуиты не колеблясь
ввели обряды, которые они считали «чисто гражданскими», например,
церемонии, посвященные Конфуцию или умершим предкам. Скандал разразился
в конце XVII века и занимал европейское общественное
мнение в течение первой половины XVIII века. Если миссионеры
других орденов вполне оправданно опасались, что христианская вера
будет искажена, проникнув в самые низшие классы общества,
иезуиты имели склонность воспринимать религию в том очищенном
виде, который демонстрировали некоторые представители интеллектуальной
элиты. /2/ |
1744 |
|
Булла "Omnium Sollicitudinum" запрещает адаптацию
христианства к местным обычаям (отменена в 1939 г.). |
1745, апрель |
Британия |
"Обращение" Эммануила Сведенборге в Лондоне
(уверовал в свою миссию по обращению
человечества к вере через описание загробного мира).
|
Сын епископа, эрудированного и духовно
настроенного человека, Сведенборг прежде всего необыкновенно
плодовитый ученый. Примерно в 1745 году он обращается
к мистицизму, основанному на сверхъестественных видениях.
Тогда же он мечтает о возникновении братства, которое
превосходило бы любые церковные границы, но при этом
опиралось бы на его собственные доктрины, пронизанные пантеизмом
и теософией. Сведенборг умер в Англии где нашел
многих последователей. /2/ |
1747, 21 марта |
|
Пережил во время шторма обращение к Христу
капитан
Джон Ньютон. В этот день
он читал в день обращения "О подражании Христу" Фомы
Кемпийского. Он написал в память об этом гимн "Эмейзин
грэйс", который остается одним из самых популярных в США. |
1748 |
Германия |
Между лютеранами и моравскими
братьями, которых наконец признали истинными лютеранами, установился
мир. Но он был временным. Цинцендорф согласился
на избрание его епископом моравскими братьями, претендовавшими
на епископскую преемственность гуситов, и это вызвало новые
трения с лютеранами. /3/ |
1750, 30 июля |
Смерть Иоганна Себастьяна Баха в Лейпциге,
где он числился певчим в церкви св. Фомы. |
1750 |
|
Лудовико Антонио Муратори (1672-1750).
И в разгар Просвещения находится человек,
доказавший, что идеалы разума совместимы с верой в Церковь
и с желанием ее обновления. Человек мягкого характера,
Лудовико Антонио Муратори был приходским священником и одновременно
библиотекарем моденского герцога. Опубликован ные им важнейшие
исторические источники составляют десятки томов. В то же
время он неустанно заботился об обновлении Церкви: предложил устранить
из церковной жизни легенды и суеверия, призывал разъяснять
народу суть и слова богослужения. Его идеи получают широкое
распространение по всей Европе. /1/ |
1751 |
Франция |
Дидро и д'Аламбер начали издание "Энциклопедии"
("Encyclopedic"). (35 томов издавались до 1780 года.) |
18 мая |
|
Булла Папы Бенедикта XIV против франкмасонов.
|
2 июля |
Испания |
Указ Фердинанда VI против франкмасонов. (Льоренте,
1817) |
1754 |
Афон |
Зарождение движения колливадов (от "коливо")
или "субботников", "колливистов" (Говорун,
2000). Среди тезисов колливадов отказ
поминать усопших по воскресеньям (только по субботам). |
1755 |
Греция |
Издание указа о перекрещивании католиков.
(Говорун,
2000) |
1759 |
Португалия |
Иезуиты изгнаны из страны. /2/ |
1760 |
Германия |
Смерть графа
Цинцендорфа, основателя движения гернгутеров ("моравских
братьев"). |
Вскоре после этого его последователи порвали
с лютеранством. Хотя Моравская церковь никогда не была
многочисленной и вскоре оказалась неспособной отправлять
и содержать такое большое количество миссионеров, ее пример
способствовал великому миссионерскому пробуждению XIX века. Но самое
большое значение имело, пожалуй, воздействие движения на Джона
Весли и через него на всю методистскую традицию. /3/ |
1762 |
Франция |
Издание "Общественного договора" Руссо.
(см. тж. /2/) |
1762 |
Россия |
Имп. Екатерина подписывает указ о возвращении
всех вотчин духовенству (ср. Комиссаренко).
|
12 августа |
27 ноября |
Создается Комиссия о духовных (церковных) владениях
для подготовки секуляризации во главе с Г.Тепловым. |
1763, 12 мая |
Воссоздание Коллегии экономии с подчинением
императрице (для проведения секуляризации). |
1763 |
|
Люксембургский богослов,
епископ-коадъютор в Трире Николай фон Хонтхайм
(1701-1790), опубликовал под псевдонимом Феброниус
трактат на латыни о власти Римского Понтифика (он был
переведен на французский, испанский, итальянский и португальский
языки). Цель этого труда состояла в том,
чтобы выявить те права, которые, исходя из самой природы Церкви,
должны быть снова усвоены национальным епископатам и, таким образом,
противостоять вмешательству римской курии и деятельности
папских нунциев. Автор утверждал, что Церковь представляет собой
сообщество верующих и что епископы, будучи их представителями,
должны управлять церковью. Папа Климент
XIII в 1764 г. осудил книгу как еретическую. Но "фебронианство"
продолжало распространяться и завоевывать сторонников. Одни
видели в них возможность объединить католиков и протестантов,
созвав собор. Другие поддерживали их, так как они соответствовали
их националистическим взглядам. Были также богатые епископы,
владевшие крупными епархиями, для которых они стали предлогом
уклониться и, вопреки требованию Рима, не проводить реформы. /2//3/ |
1764 |
Франция |
Иезуиты изгнаны из страны. /2/ |
1764, 26 февраля |
Россия |
Указ о секуляризации церковной собственности. |
1766 |
Австрия |
Император Иосиф II отменяет пытки.
|
Франция |
Создана «Монастырская комиссия»
во главе с архиепископом Тулузским Ломени де Бриеном.
Цель реформировать некоторые аббатства и ордена, известные
нарушением дисциплины или нравов и финансовой бесхозяйственностью.
Комиссия предложила ряд мер, которые привели к роспуску и просто
к упразднению некоторых орденов, не имевших достаточного
количества членов, а также к закрытию маленьких общин
и обителей. |
В этом общем контексте становится более
понятным решение о роспуске ордена иезуитов. "Общество
Иисуса" было очень могущественным, весьма активным, принимало
участие в таких масштабных, но спорных кампаниях, как
миссии в Парагвае или в Китае, и имело особую
связь с Папой, а поэтому почти везде нажило себе врагов.
Если в случае с покорением Латинский Америки, где целые
индейские общины, объединенные под руководством иезуитов
в христианские Республики, смогли просуществовать в течение
полутора веков (1610-1768), оппозиционное отношение к ордену
было связано с колониальными интересами, то в деле
о «китайских обрядах» проявился дух времени. /2/ |
|
1767 |
Испания |
Иезуиты изгнаны из страны. /2/ |
|
В возрасте 83 лет скончался А.Кур.
Во Франции к этому времени прочно
укоренились реформатские идеи. /3/ |
1767, 16 января |
Болгария |
Уничтожение автокефальной Охридской архиепископии. |
1768 |
Испания |
Маркиз де Рода, министр и государственный
секретарь, преследуется как янсенист. Граф Кампоманес,
ученый-литератор, преследуется инквизицией как философ. Хосе
Родригес де Авельяно, архиепископ Бургоса, преследуется
как янсенист. Граф Флорида-Бланка, министр и государственный
секретарь, преследуется инквизицией за свои патриотические стремления.
|
1769 |
|
Екатерина подымает православных Балкан
против Турции.
|
1770 |
история России: С.Соловьев.
|
1770
|
|
Граф д'Аранда, посол Испании во Франции,
преследуется инквизицией как философ. (Льоренте,
1817) |
1771 |
США |
Уэсли отправил в колонии
проповедника-мирянина Фрэнсиса Эшбери, котрый стал движущей силой,
обеспечивавшей распространение методизма на Запад вслед за перемещением
границы. Когда 30 колоний объявили о независимости,
Уэсли выступил против их бунта. Но американские методистские
проповедники были в основном жителями колоний и поддерживали
борьбу за независимость или, по крайней мере, сохраняли нейтралитет.
В результате методисты в Соединенных Штатах, хотя они
и продолжали восхищаться Уэсли, не считали себя более
связанными его пожеланиями. |
1772 |
|
Скончался Эмануэль Сведенборг.
/3/ |
1773, 21 июля |
|
Под нажимом противников иезуитов папа
Климент ХIV запрещает орден иезуитов. (Булла «Dominus
ас Redemptor»). Ликвидация была мотивирована прежде
всего необходимостью мира в Церкви. /2/ |
Основанный св. Игнатием Лойолой Орден
иезуитов являлся весьма деятельной общиной, трудившейся в тысячах
миссий за границей, в университетах, у себя на родине.
Иезуитами был создан ряд первоклассных учебных заведений,
в которых получали образование живейшие умы Европы. Просвещенческое
сознание проникается ненавистью к иезуитам как к наиболее
сильному в интеллектуальном отношении противнику. К тому
же сторонники абсолютизма не расположены к иезуитам, безоговорочно
повинующимся папе и своей иерархии. Необходимо подчинить
Церковь монарху. Внутри Церкви могущественный орден также вызывает
обеспокоен ность и зависть. К этому прибавляется и уязвленная
гордыня, на которую сетует историограф ордена Джулио Чезаре
Кордара: «Особый наш порок, каковой есть гордыня». /1/
Падению популярности иезуитов способствовала
и поддержка ими крайних католиков, нетерпимость которых
привела к Тридцатилетней войне. /3/
Лишь российкая императрица Екатерина II и протестант
Фридрих II Прусский, не без злорадства позволили себе
удовольствие сохранить «своих» иезуитов, которых высоко ценили
как талантливых ученых. /2/
|
1774 |
Канада |
После того, как бывшая французская колония Канада
отошла к Англии, положение католического большинства в ней
ухудшилось. Англичане стремятся к распространению англиканского
вероисповедания. Католики оказывают решительное сопротивление,
и Георг II в 1774 году вынужден отказаться
от преследования католицизма и французских обычаев. /1/ |
1776, 1 июня |
США |
День
общего поста в Виргинии по инициативе Т. Джефферсона.
|
1776 |
|
Скончался Дэвид Юм
/3/ |
1777 |
|
Макарий Нотарас и Никодим Святогорец
начинают сотрудничать в подготовке издания "Добротолюбия". |
1779 |
Британия |
Волна католических погромов в Англии (описана
в романе Диккенса "Барнаб Редж"). |
1780, 3-10 июня |
Антикатолический бунт в Лондоне. Уилкс. |
1781 |
Австрия |
Издается "Патент веротерпимости", уравнивающий
протестантов и иудеев в правах с католиками. Император
Иосиф II закрывает монастыри (более 700, две трети), которые
якобы не занимается социально полезной деятельностью. Из их имущества
формируется "религиозный фонд" для обучения духовенства. Так
называемые созерцательные конгрегации признаны «праздными». Ордена
картезианцев, кармелитов, камальдулов были просто упразднены,
в то время как бенедиктинцы или премонстраты получили
возможность существовать при условии, что они будут принимать
участие в деятельности, «полезной для общества»: заниматься
образованием , работать в больницах или осуществлять пастырское,
особенно приходское, служение, которое было под покровительством
императора, т.к. епархиальные священники (не монахи) упразднению
не подлежали. Отчужденные в результате секуляризации имущества
составили особую «Общую религиозную кассу», средства из которой
направлялись на постройку новых церквей и содержание приходских
священников; таким образом, за сравнительно короткое время
было создано впечатляющее число новых приходов. (Подробнее
в /2/) |
|
Э.Кант опубликовал работу "Критика
чистого разума". |
Труды Канта сделали также безосновательными
многие аргументы, традиционно выдвигавшиеся в защиту христианского
учения. Например, коль скоро бытие не факт, вытекающий
из реальности, а скорее одна из категорий разума, существование
Бога или души доказать невозможно. Нельзя также говорить о "вечности"
как об отсутствии понятия времени, поскольку наш разум не способен
постичь такое понятие. С другой стороны, это не означает
абсолютного отрицания Бога, души и вечности. Это означает
лишь, что если все эти понятия действительно существуют, разум
все равно не может познать их, как глаз не может слышать
и как ухо не может видеть. /3/ |
1782, 8 марта |
США |
Милиционеры Огайо убили 96 индейцев, которые приняли
христианство и жили в городке моравских братьев Gnadenhutten
(теперь Новая Филадельфия) в отместку за набеги совсем
других индейцев на поселения белых. |
1782 |
Италия |
Первое издание "Добротолюбия" в Венеции. |
Британия |
Католикам в Ирландии разрешают возводить
храмы, а в последнем десятилетии века они получают
гражданские права. /1/ |
В Ирландии, на острове, который был присоединен
к Англии так же насильственно, как заморские колонии,
католики составляли заметное большинство, но были отстранены от общественной
жизни, подвергнуты жесточайшему контролю, а имущество их было реквизировано. /1/ |
1784 |
США |
Методисты под руководством Эшбери
и Томаса Кука провозглашают себя Методистской Епископальной
Церковью, порывая с англиканами. Джон Уэсли назначил
двух суперинтендантов для Америки, а на следующий
год рукоположил несколько церковнослужителей. /2/ |
Долгое время Уэсли был убежден, что в ранней
церкви понятие "епископ" было равнозначным "пресвитеру"
или "старейшине". Это привело его к мысли, что
все рукоположенные пресвитеры, в том числе и он
сам, имеют право рукоположения. Но он не пользовался
им, дабы не осложнять еще больше отношения с руководством
Церкви Англии. Однако завоевание Соединенными Штатами независимости
поставило новые проблемы. Во время войны за независимость
большинство англиканских священнослужителей были монархистами,
и после завоевания независимости они вернулись в Англию.
В результате совершение обряда евхаристии стало для жителей
вновь созданного государства трудным, а в некоторых
случаях и невозможным делом. Епископ Лондона, теоретически
сохранявший свои полномочия в бывших колониях, отказывался
рукополагать священников для работы в Coединенных
Штатах. Весли, будучи убежденным в том, что совершение
таинства евхаристии составляет саму суть христианского богослужения,
сожалел об этом, как, впрочем, и о том, что он считал
ничем не оправданным бунтом бывших британских колоний.
Наконец, в 1784 году он рукоположил двух проповедников
из числа мирян пресвитерами для работы во вновь созданном
государстве и назначил англиканского священника Томаса
Кука их "суперинтендентом" (это название имеет
тот же смысл, что и греческое слово, переводимое как "епископ").
Затем он начал рукополагать служителей для работы в Шотландии
и других местах. Но несмотря на всё это, Весли
продолжал настаивать на сохранении связей с Церковью
Англии. Его брат Чарлз сказал ему, что рукоположение священников
для работы в Новом Свете само по себе уже означает
разрыв.
Движение переселенцев на Запад породило
лишенное корней и не имевшее традиционных церковных
связей население, которое для уже существовавших церквей,
как правило, оставалось недоступным. Именно среди этих людей
методизм добивался наибольших успехов. Официально североамериканские
методисты стали самостоятельной церковью раньше британских.
Учитывая недостаток англиканских служителей, американское движение
против желания Уэсли объявило себя Методистской епископальной
церковью. Название "епископальная" было прямым результатом
конфликта с Уэсли, который себя и Кука называл "суперинтендентами",
но пришел в ярость, узнав, что Кук и Эшбери,
к тому времени тоже ставший суперинтендентом, называют
себя "епископами". С этого времени у американских
методистов были епископы, а у английских
нет. /3/
|
|
Ученики Сведенборга основали Церковь
Нового Иерусалима. /3/ |
1786 |
США |
Акт
об установлении религиозной свободы в Виргинии. |
|
Четверо архиепископов, протестуя против назначения
нунция в Мюнхен, составили документ, в котором принципы
Феброниуса были применены
на практике. Этот текст под названием «Эмская пунктуация»
требует осуществления всех властных полномочий, предоставленных
к этому времени Папой, и, главное, отказывается от роспуска
религиозных орденов, непосредственно подчиненных Риму. /2/ |
|
Великий герцог Тосканы созвал синод
с целью принятия решений, направленных на упрощение
литургии. /2/ |
|
Конференция методистов приняла решение,
что в тех местах, где англиканские церкви не охватывают всё население
или где их священники проявляют неспособность выполнять свою
миссию, разрешается проводить независимые от англиканских
богослужений методистские собрания. /3/ |
1787 |
Франция |
Людовик XVI, внук и преемник Людовика XV, провозгласил
политику веротерпимости. За долгий период
гонений на реформатов тысячи мужчин были отправлены на каторжные
работы и примерно столько же женщин приговорены к пожизненному
заключению, но мало кто произнес слова: "Я воссоединяюсь".
От веры отреклись всего двое пасторов, тогда как бесчисленное
множество других умерли за отказ отречься от нее. "Церковь
пустыни" выжила. /3/ |
Это противостояние, как и Тридцатилетняя
война в Германии, породило у многих глубокое недоверие
к догмам и ортодоксальным учениям. К числу таких
людей относился Вольтер, защищавший протестантов не потому, что
он испытывал к ним какую-то симпатию, а просто потому,
что считал нетерпимость абсурдной и аморальной. В эти
годы преследований и сопротивления им, трагедий и славы
рождались умонастроения, составившие впоследствии духовные идеалы
Французской революции. /3/ |
Британия |
После долгих колебаний Уэсли дал своим проповедникам
указание зарегистрироваться, сделав тем самым первый юридический
шаг на пути создания самостоятельной церкви. |
По английским законам неангликанским церквам
разрешалось проводить богослужения и владеть недвижимостью,
но при условии, что они официально зарегистрированы как таковые.
Это ставило методистов в сложное положение, так как
церковь Англии не признавала своими их помещения и собрания.
Регистрация фактически означала бы заявление о разрыве с англиканством.
Отказ от регистрации означал нарушение закона. /3/ |
|