Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска: История православия в России: 1926 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление: Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1926 год.[1926 г. Константинополь дарует автономию Албанской церкви. Она же провозглашает себя автокефальной (автокефалия признана в 1937 г.).] * В Сербию, по приглашению РПЦЗ, приехало около тридцати валаамских монахов-старостильников, изгнанных с Валаама новостильниками. Русским монахами-изгнанниками был восстановлен мужской монастырь в Милькове (Сербия) под настоятельством схиархимандрита Амвросия Курганова. 3/16 января. Архиерейский Синод Заграницей опубликовал протест по поводу ареста в России митрополита Крутицкого Петра. 5/18 апреля, отбывший срок очередной ссылки митр. Агафангел обратился из Перми с сообщением о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, на основании постановления Собора, установившего порядок патриаршего управления Русской Церкви; послания Патриарха Тихона от 2/15 июля 1923 года, разъяснявшего назначение митр. Агафангела в 1922 г. ссылкой на это постановление; и, наконец, распоряжения Патриарха от 25 дек./7янв. 1925 г. Казалось бы, безвластие в Церкви заканчивается, и она получает нового, канонически безупречного Первоиерарха, наделенного всей полнотой патриарших прав. Кто, как не митр. Сергий, должен был первый приветствовать нового Первосвятителя и свидетельствовать перед всей Церковью о безупречной законности его полномочий! Но не тут-то было! Получив от митр. Агафангела письмо, извещающее о вступлении его в должность Патриаршего Местоблюстителя, с распоряжением о возношении его имени за богослужением, митр. Сергий, вместо радостного приветствия, начинает упорную тяжбу за сохранение своей личной власти. /Рег.3.1/
Май. "Соловецкое
послание" епископов Русской Церкви. Твердо провозглашая
принципы лояльности и аполитичности Церкви, это Послание в то же
время провозглашало: "При... глубоком расхождении в самых основах миросозерцания,
между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения
или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием,
между "да" и "нет", потому что душою Церкви, условием
ее бытия и смыслом ее существования является то самое, что категорически
отрицает коммунизм". После
обмена письмами и личных переговоров, митр. Сергий 10/23 мая направляет
митр. Агафангелу письмо с угрозой отстранить его от управления Ярославской
епархией, если он не восстановит возношение по епархии имени митр. Петра
как Местоблюстителя. В ответ на это 11/24 мая митр. Агафангел
направил митр. Сергию телеграмму: "Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь
от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра
(Полянского) сделаю, так как предполагаю ради мира Церковного отказаться
от местоблюстительства". 18/31 мая митр.
Агафангел получил от митр. Петра из места заключения письмо с сообщением
о том, что он, митр. Петр, узнал о вступлении митр. Агафангела
в отправление обязанностей Местоблюстителя и приветствует его по этому
поводу, отказываясь в его пользу от своих прав. Об этом митр. Агафангел
немедленно известил митр. Сергия. Разумеется, получить информацию и передать
свое письмо митр. Петр мог только по инициативе А.Е.Тучкова, который
лично ознакомил его с Пермским посланием митр. Агафангела (митр. Петр находился
в это время в одной из московских тюрем). Известно также, что само
послание из Перми митр. Агафангел написал после встречи с тем же
Тучковым, выехавшим туда специально для встречи с ним. По-видимому,
способствуя выдвижению митр. Агафангела, Тучков рассчитывал либо на его "мягкий"
характер, либо, скорее всего, на преклонный возраст и слабое здоровье,
что обеспечивало недолгое его пребывание на посту Первоиерарха.
Во всяком случае, с канонической точки зрения все неясности были
устранены, права митр. Агафангела получили незыблемое основание даже с позиции
митр. Сергия, так что последнему оставалось только выполнить волю митр. Петра,
от имени которого он осуществлял свою власть. 28 мая/10 июня. Прошение митр. Сергия Страгородского в НКВД с просьбой о регистрации как местоблюстителя и проект Послания пастве. 31 мая/13 июня митр. Сергий
на определении 24 епископов по делу митр. Агафангела накладывает
резолюцию: он "воздерживается пока" от запрещения митр. Агафангела
в священослужении, поскольку "его выступление находит для себя
некоторое извинение в получении им письма митр. Петра (Полянского). 29 июня. Митрополит Западно-Европейский Евлогий и митрополит Северо-Американский Платон вышли из состава Архиерейского Синода РПЦЗ. [28 окт. Пий XI посвящает шестерых китайцев в епископы, что означает победу над национализмом в миссионерстве.] Осенью
митрополит Сергий был арестован. Поводом для этого
послужила попытка русских епископов осуществить избрание нового Патриарха путем
конспиративного сбора подписей. Это была затея канонически сомнительная (ибо Собор,
как живое и личностное единение в Св. Духе, не может быть
заменен никаким "сбором подписей"), а политически чрезвычайно
опасная. Сейчас трудно установить, кто именно был главным инициатором
этого дела: по одним сведениям, это был сам митр. Сергий, по другим
группа епископов во главе с архиеп. Илларионом (Троицким). Во всяком
случае митр. Сергий, вместе с еп. Павлином (Крошечкиным) возглавил практическое
осуществление этого проекта. Большинство епископов высказались за кандидатуру
митр. Кирилла, которому осенью 1926 г. истекал срок ссылки. /.../
Когда было собрано уже 72 подписи в пользу митр. Кирилла,
начались массовые аресты по делу "контрреволюционной группы, возглавляемой
митр. Сергием". // По этому делу было
арестовано около 100, а сослано не менее 40 епископов, в т.ч.
и митр. Сергий. Октябрь. Третий собор
обновленцев постановил сохранять по желанию прихожан службы по старому
стилю, отменил русский язык в богослужении, составил положение о диакониссах,
отменил разрешение на брак епископов и второй брак у священников. 12 ноября обновленческий синод даровал автокефалию Грузинской Церкви и уведомил об этом остальные Церкви (вопреки упорному нежеланию «тихоновцев» признавать грузинскую автокефалию). Все Церкви признали Грузинскую Церковь автокефальной. [29 декабря. Папа запрещает деятельность националистической организации "Французское действие".]
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь
вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/5/i10_172.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||