Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
Тема выпуска: История православия в России: 1927 г.
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. |
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
1927 год.[Лозаннская конференция (Вера и порядок).] 1 января. Послание митр. Петра против возглавления Церкви митр. Агафангелом. 'Весной 1927 г., когда митрополит Сергий находился еще в заключении, Тучков предложил свои условия легализации по очереди трем старшим епископам, в том числе и митрополиту Кириллу. На условие Тучкова, что если правительство захочет убрать какого-нибудь архиерея, то это должно быть сделано от имени церковных властей, митрополит Кирилл ответил: "Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да. В противном случае я скажу: брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить и я вынужден это сделать". " Нет, не так, ответил Тучков. Вы должны сделать вид, что делаете это сами, и найти соответствующее обвинение". На это митрополит сказал: "Вы не пушка, а я не бомба, которой Вы могли бы взорвать Русскую церковь". В тот же день митрополит был отправлен в новую ссылку. На воле он был только короткое время, где-то между 1928 и 1931 гг., а затем уже до самой смерти, по-видимому, всё время пребывал в лагерях и ссылках'. /Посп./ В то время как репрессии против епископата по делу, "возглавляемому митр. Сергием", всё возрастали, сам митр. Сергий, неожиданно для всех, 7/20 марта был освобожден. Через месяц был освобожден и еп. Павлин (Крошечкин), вместе с которым митр. Сергий собирал подписи об избрании митр. Кирилла. Наконец, митр. Сергий получил официальное право проживания в Москве, хотя даже до ареста он таким правом не обладал. Митр. Сергий немедленно и с большой уверенностью приступил к энергичным действиям. /3.1/ 16 мая. В Харбине состоялось открытие богословских курсов. 5/18 мая митр. Сергий собирает
несколько епископов, которые образуют из себя "Синод при Заместителе
Патриаршего Местоблюстителя". Встревоженные уже самым фактом
неожиданного освобождения митр. Сергия, русские архиереи были еще больше
обескуражены составом этого "Синода". В него вошли:
митр. Серафим (Александров), которого все подозревали в особо
тесных связях с НКВД; архиеп. Сильвестр (Братановский) и архиеп.
Алексий (Симанский) бывшие обновленцы; архиеп. Филипп (Гумилевский),
незадолго до этого переходивший в секту беглопоповцев.
// 16/29 июля. была обнародована декларация
митрополита Сергия. [анализ
полемики] В самых верноподданнических заявлениях Патриарха Тихона и митр. Петра не было одного: внутренне-сердечной солидарности, слияния церковного духа с духом революции. // Один из духовных наследников митр. Сергия архим. (вспоследствии митрополит) Иоанн (Снычев) писал в 1965 г. по поводу рассматриваемых событий: "Христова Церковь на земле не может существовать иначе, как только в союзе с государством. Бесправное положение не может продолжаться долго... Древняя Церковь во времена мучеников тяготилась своим святым бесправием и всегда стремилась к тому, чтобы выйти из своего нелегального положения... Митр. Сергий правильно оценил, что неразумно ввергать великое множество "малых сих" в горнило искушений и что развитие нормальной жизни церковной может происходить только в правовом союзе Церкви и Государства". /3.2/ Настаивая на том, что он имеет право перемещать и отстранять епископов, митр. Сергий создавал порочный круг: изменяя в желательном для себя направлении состав иерархии, он затем получал возможность создавать впечатление "соборного" одобрения своих действий. Ясно, что при такой постановке дела "соборность" превращалась в полную фикцию. Аналогичную процедуру митр. Сергий проделал с Синодом: выбрал по своему усмотрению из нескольких десятков русских архиереев шесть епископов с сомнительной репутацией, но полностью ему послушных; и после этого стал говорить о "соуправляющем" органе власти, подкрепляя подписями членов Синода свои решения, по существу не переставшие от этого быть единоличными. Признание принципа бюрократического единовластия приводило к тому, что один Епископ, захвативший в свои руки церковную канцелярию, получал возможность полностью изменить иерархический состав и духовное лицо целой Поместной Церкви. // Митр. Сергий указом от 31 авг./13 сент. перевел на Одесскую
кафедру митрополита Ленинградского Иосифа, на том
основании, что гражданские власти запретили митр. Иосифу въезд
в Ленинград. Митр. Иосиф ответил полным и категорическим
отказом подчиниться приказу о своем перемещении, как незаконному
и неприемлемому. Поступок митр. Иосифа создавал прецедент, грозивший
разрушить весь план переделки Церкви, задуманный митр. Сергием. Необходимо
было принимать экстренные меры. 9 сентября. Архиерейский Собор РПЦЗ заявил о своей верности местоблюстителю митрополиту Петру и о непринятии декларации митрополита Сергия. 6/19 сентября. Вышло послание Архиерейского Синода к северо-американской пастве о запрещении в священнослужении митрополита Платона и его духовенства за учиненный раскол. Соловецкие епископы, оценивая позицию митр. Сергия, в своем отзыве от 14/27 сент. 1927 г., соглашаясь с заявлениями о лояльности, содержавшимися в Декларации, в целом этот документ не одобрили, т.к. он давал повод думать о "полном сплетении Церкви и государства"; содержал "неискреннее", не отвечающее достоинству Церкви выражение благодарности правительству за внимание к ее духовным нуждам; возлагал на Церковь "всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством". Наиболее важным было возражение против церковных прещений, налагавшихся митр. Сергием на своих собратьев: "Послание угрожает исключением из клира Московской Патриархии священнослужителям, ушедшим с эмигрантами, за их политическую деятельность, т.е. налагает наказание за политические выступления, что противоречит постановлению Всероссийского Собора 1917-18 гг. от 3/16 августа 1918 года, разъяснившему всю каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшему всех лиц, лишенных сана за политические выступления в прошедшем (Арсений Мацеевич, свящ. Григорий Петров)". // Главная трагедия Русской Церкви заключалась не столько в духовном бессилии, беспринципности и малодушии части Ее иерархии, сколько в том, что эти слабости и пороки навязывались всей Церкви насильственным путем, ценой отречения от братской любви и церковной правды. // Во многих епархиях оказались в большинстве такие приходы, которые отослали Декларацию обратно ее автору! В связи со своим категорическим отказом принять курс церковной политики, навязываемый митр. Сергием, Воткинская и часть Вятской епархии во главе с еп. Виктором перешли на самоуправление, повторяя опыт борьбы против обновленчества. // В декабре проф.-прот. В. Верюжский
изложил в обращении к митр. Сергию требования, которые митр.
Сергий должен был, по мнению ленинградского духовенства, исполнить,
чтобы прекратить вызванные его деятельностью нестроения в Церкви: В ответ митр. Сергия отразил свою позицию: В том же месяце обратился к духовенству
70-летний старец, епископ Гдовский Дмитрий (Любимов), объясняя причины
разрыва канонического общения с митр. Сергием.
/.../ Еп. Димитрий повторяет в своей
аргументации ошибку митр. Иосифа: подмену идеи Боговластия (через
Первосвятителя) идеей единоначалия. Критика в значительной
мере была построена на уклонениях митр. Сергия от принципа
единоначалия ни сам этот принцип, ни право митр.
Сергия на Первосвятительскую власть не подвергаются сомнению!
Митр. Сергий упрекается даже в незаконном "самоограничении"
своих прав: в этом доводе уже ясно ощущалось противоречие
между церковной реальностью и канонической позицией еп. Димитрия
всем было ясно, что созданием Синода никакого реального самоограничения
на свою власть митр. Сергий не накладывал (если не считать
"самоограничения" в пользу НКВД!). Всё казалось предельно простым: митр. Петр получил от Патриарха всю полноту Первосвятительской власти и в полном объеме передал ее своему Заместителю митр. Сергию. Поскольку, с одной стороны, митр. Петр в звании Местоблюстителя был необходим митр. Сергию как надежный щит от притязаний других кандидатов на Местоблюстительство митр. Кирилла и Агафангела, а с другой стороны, вмешательство самого митр. Петра не всегда было в пользу митр. Сергия (вспомним, как митр. Петр дважды отстранял митр. Сергия от Заместительства), то митр. Сергий сформулировал собственную концепцию Местоблюстительства, по принципу "король царствует, но не управляет". Митр. Петр оставался, согласно этой концепции митр. Сергия, единственным мистическим возглавителем Церкви, что выражалось в возношении его имени за литургией и недопущении к власти других Местоблюстителей; "фактическим" же возглавителем становился наличный Заместитель митр. Сергий, что также выражалось в возношении его имени и в полном церковно-административном подчинении ему всего русского Епископата. От возможного повторения ситуации, когда к митр. Петру проникнут сведения о положении церковных дел и он снова попытается лишить митр. Сергия заместительских полномочий, последний оградил себя тем, что "лишил" митр. Петра всякой фактической власти. Он заранее отказывался выполнять распоряжения "мистического" Главы Церкви на том основании, что митр. Петр находится "вдали от церковных дел" и неизбежно будет совершать ошибки вследствие своей неосведомленности (как это действительно произошло в эпизоде с григорианами). Единственным условием, при котором митр. Сергий признавал возможным сложить свои "Первосвятительские" полномочия, было возвращение митр. Петра к фактическому управлению Церковью но этого можно было не опасаться по причинам, не имевшим ничего общего с церковными канонами... // Никакой другой власти, кроме власти Божией, в Церкви быть не должно, и потому власть нехаризматическая, безблагодатная является в Церкви инородным телом, чуждым Ее Богочеловеческой природе. Не сопровождаемая содействием божественной благодати, власть митр. Сергия как "фактического управителя" могла быть приемлема только по добровольному соглашению тех, кто захотел бы иметь его над собой в качестве авторитетного руководителя. В связи с этим становится ясным также, что никакого антицерковного действия, никакого "раскола" не учиняли те иерархи, которые руководства митр. Сергия над собой не признавали; тот факт, что они не всегда отчетливо формулировали мотивы своих действий, реального положения не менял. // "Для осуждения и обезвреживания
последних действий митр. Сергия (Страгородского) писал митр. Иосиф
25.12/07.01 1928 г., противных духу и благу Св.
Христовой Церкви, у нас, по внешним обстоятельствам, не имеется
других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование
его распоряжений. Пусть эти распоряжения приемлет одна всетерпящая
бумага да всевмещающий бесчувственный воздух, а не живые
души верных чад Церкви Христовой. Опасным уклонением в борьбе с митр.
Сергием было допускавшееся одним из не признавших его власть
епископов, а именно Димитрием (Любимовым), обвинение сергианского
духовенства в "безблагодатности". Такая позиция была,
по существу, тем же грехом против церковного братолюбия
и против достоинства Епископа, который насаждал митр. Сергий:
это дало последнему лишний повод для решительной и беспощадной,
получающей при этом видимость нравственного и канонического
оправдания, расправы с наиболее активными деятелями оппозиции
и компрометации всего движения в целом. |
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/i11_197.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||