Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||
Тема выпуска: Бог-Судия
|
||||||||||
В связи с возникающими
иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||||
> СУДИЯ> Заповеди, закон, нравственность спасают нас от потопа греха. Нормы и предписания словно бревна, из которых строится ковчег, словно природные законы, творящие мир, в котором можно прожить хотя бы семьдесят лет (до потому и по тысяче жили "что имеем, не храним..."). Во всех религиях к этим нормам относятся с огромным уважением, и спасения видят в том, чтобы эти нормы выполнять. Во всех религиях кроме христианства. > Закон хорош всем и для всех своей ясностью и недвусмысленностью. Молился, делал добро идешь в свет, не молился и делал зло идешь в тьму кромешную. Своей четкостью и безукоризненностью Закон напоминает программу для электронно-вычислительной машины. > И тем не менее во всех религиях высшее поклонение воздавалось не Закону, а Судье. Все религии хранили веру в Бога как Судию потому что все религии ощущали бесчеловечность закона. Вера в Судию есть лишний элемент в религиозности. Если есть идеальный Закон, то Судья уже не нужен, достаточно какой-нибудь судебной машины. Но сама религия есть лишний элемент в мире, из-за которого его постоянно трясет, но из-за которого мир этот становится живым. Так и вера в Судью, Который будет осуществлять Закон, есть вера лишняя и неожиданная, вносящая смуту в слабый ум. Оказывается, одного Закона недостаточно? Что может Судья? Ужесточить или ослабить наказание, полагающее по Закону то есть, изменить Закон, даже отменить его. Но значит, Закон не выше, а ниже Судии! > Вера в Закон есть преодоление антропоморфизма, есть вера в мир, где действуют нормы, повелевающие человеком как букашкой. Вера в Судию есть уподобление Бога человеку, есть вера в то, что у Абсолюта есть сердце любящее, ревнующее, способное повелевать Законом в любом направлении, способное к произволу. Так еще до Рождества Христова зародилось и хранилось в человечество ощущение Христа Судии, Который будет не на службе Закона, Которому Закон будет служить, так зародилась надежда на Любовь и Прощение. Конечно, то было ощущение смутное, невысказанное так, как оно выражено в этом анализе но оно было. Оно не могло не быть уже потому, что люди созданные по образу и подобию Творца не могли создать механизм, который бы делал Закон машиной, не нуждающейся в Судье. Когда же возможность создать такие машины появилась именно, в нашем веке люди уже слишком знали Христа, чтобы позволить принципу Закона победить принцип Судьи. > Законнику кажется, что болото это река без берегов. На самом деле, болото это вода без движения, вода без воздуха. Озеро, в котором перестают бить ключи, в которое перестают втекать ручьи или река. Закон похож на берега. Только реки без берегов бывают они называются морями-океанами, и они основа жизни, а берега без реки бывают и они мертвы. Закон похож на русло высохшей реки. Таких высохших рек много в Палестине. Можно высохшее русло украсить гранитом, река от этого не появится. > * > "Снисходительность пропорциональна авторитету. Простой судья осудит преступника, уличенного и сознавшегося (возможно, он учтёт смягчающие обстоятельства). Верховная власть страны может его помиловать. А Бог всегда прощает душу, если она раскаялась" (Эскрива Х. "Борозда", №763). > На земле милосердие прямо зависит от угрозы. К насильнику и убийце суровее всего будут те, на кого он может вновь напасть. Поэтому кровная месть самое беспощадное и немилосердное наказание. Судья обычно лучше защищён в материальном отношении, чем "простые смертные", вот он и снисходительнее. До президента и короля не дотянуться они могут себе позволить пребольшую доброту. Почему бы Богу не быть ещё добрее? Абсолютно недосягаемый, Он абсолютно должен быть и добр. Правда, такой доброте и цена грош не для того, кого прощают, конечно, а для Того, Кто прощает. Нельзя назвать добрым Того, Кто ничем не рискует, проявляя снисхождение. > Неверно. Бог абсолютно досягаем. Бог не просто рядом с человеком. Бог внутри. "Образ и подобие" не есть формальное сходство, как у треугольника, нарисованного по подобию большого треугольника. "Образ и подобие" есть совмещение, наложение Богом на Себя человека абсолютно другого, но способного задеть, обидеть, оскорбить Бога, и всё это не какими-то пассами и выкрутасами, а простым отсутствием любви к Богу. > * > Закон есть чудо, как всякая победа над эгоизмом. Человек словно вырывает своё сердце и на блюдечке с голубой каёмочкой подносит его постороннему обязательно постороннему! человеку. Пусть посторонний распоряжается нашим сердцем. Пусть посторонний решает, прав ли я. Но ведь моё сердце говорит мне, что я прав а я решаюсь принять, что, возможно, меня осудят как лжеца. Человек больше доверяет судье, чем самому себе. Это подобно самоубийству и если судья примет мою сторону воскресению. А если не примет, то смерти. > Апостол Павел, однако, ощущал закон как нечто, что не знает воскресения, зато неизбежно ведёт к смерти. Закон не обязательно ведёт в суд, но обязательно сводит в могилу. Нравственный закон во мне не нуждается в судье. Это неплохо. Однако, нравственный закон во мне не нуждается и во мне. Совесть может осудить меня на смерть, когда любой суд сжалился бы. Главное же: совесть говорит, но не помогает. Самое мерзопакостное явление. Впрочем, конечно, не самое самое мерзопакостное это совесть, которая обращается не к своему носителю, а к другому. Нравственный закон во мне и для меня всё-таки законнее, чем нравственный закон во мне для другого. > Закон земля, та почва, о которой говорится в притче о сеятеле и во многих проповедях древних пророков. Не человек, а отношение человека к закону разнится. Над собой человек, разумеется, не властен, и было бы жестоко со стороны Сеятеля упрекать камень в том, что тот камень. У камня нет выбора, а у скульптора есть. Человек, который превращает закон в камень, делает это по своей воле и, прежде всего, ради себя. Каменное сердце не желает прощать, не желает выслушать главного защитника другого самого себя. Бог не создаёт сердце каменным, не создаёт закон безжалостным. Это уж мы сами... утрамбовываем... Вот и проходит Господь по такой земле и не может следа оставить самого малого. Зерно Евангелия законники поливают кровью, чужой кровью и зерно гибнет. > Есть и другая крайность, когда человек отказывается от закона и заявляет, что будет жить исключительно благодатью и прощением. Конечно, это лукавство, это невозможно. Всё равно человек прощает выборочно, прощает неглубоко, в ад к жертвам тех, кого он простил, не спускается. Это тот же эгоизм, та же агрессивность, что у законников, только свернувшиеся калачиком. На такой почве слова Евангелия о любви не вырастут, потому что эти слова политы кровью Христа, а не лимонадом. Кто не имеет силы воскрешать и преображать, тот, отказываясь от закона, впадает в обычное беззаконие. Закон гранит, беззаконие болото. > Закон и благодать как две части тисков, которые сжимают сердце человека, пока он не закричит к небу от боли. Суровость и милосердие две стены одного тупика. Законничество так же не воскрешает как доброта. Кнутом так же не воскресишь, как пряником. Воскрешает Христос: Он сеет Самого Себя в землю и подымается в людях и вместе с людьми. > * <.....> > Страшный Суд страшен безмерностью любви, которая судит. Эта любовь может всё простить. Земные судьи такого себе позволить не могут. Безмерность эта страшна, как и всякая бесконечность. Защититься от безмерности Божьего прощения можно лишь мгновенно передавая его дальше, от себя другим. Обычно-то человек передаёт другим вину. Не я виноват Ева, социальная среда, предыдущие поколения... Как на суде над несколькими преступниками один жмётся в сторонку и горячо доказывает, что он к другим отношения не имеет, он хороший. На Божьем суде наоборот жаться к другим и брать на себя их вину... Бог же мою на Себя взял и ничего... Ну, побили, оплевали, распяли... Но воскрес! > Взять вину другого на себя надо хотя бы для того, чтобы увидеть другого, каков он есть на самом деле без греха. Грех ведь всегда случаен. Надо вглядываться в человека, потому что иначе не увидишь Бога. Бог невидим, Бог всегда за спиной. Тургенев описал это странное чувство Христос за спиной, оглядываешься а там странник. А может, карманник, без разницы. Бог за нашей спиной, Бог играет с нами в прятки и прячется за другого человека, чтобы мы не могли прийти к Богу иначе, как посетив другого человека. |
||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||
www.messia.ru/r2/5/z01_020.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск в серии "заповеди..." | ||||
<= предш. выпуск в серии "основы веры" | ||||
<= предш. выпуск в серии "духовная жизнь" |