Автор: протоиерей Фома Хопко
(перевод с английского: прот. Андрей Трегубов).
Из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
(часть I, гл. 2)
// Нью-Йорк: R.B.R, 1987.
(kolokola.net/category/pravoslavie/).
|
|
Серия "основы христианской
веры".
|
(примерно 1130 слов)
|
Предыдущие части книги:
Источники христианского учения
(1)
(2)
|
> СИМВОЛ ВЕРЫ
> НИКЕЙСКИЙ
СИМВОЛ
> Никейский Символ Веры правильнее называть Никео-Константинопольским,
так как он был составлен на первом Вселенском Соборе в Никее
в 325 г. и дополнен на Втором Вселенском Соборе в Константинополе
(Царьграде) в 381 г.
> «Символ» по-древнегречески буквально означает «собирание
вместе», «выражение», «исповедание». Самый ранний христианский
«символ веры» был, очевидно, простым исповеданием веры, что Иисус
есть Христос, то есть Мессия, и что Христос есть Господь.
Первоначально он применялся во время крещения, когда человек
должен был открыто заявить, во что он верует, и только
тогда был крещён.
> С течением времени появились различные тексты «символа»,
все исповедающие одну веру, но в разных словах и выражениях,
подчёркивающих разные её аспекты. Обычно эти «символы веры» становились
более детальными в тех местностях, где поднимались какие-либо
вопросы о вере и где возникали ереси.
> В IV веке весь христианский мир сотрясали ожесточённые
споры о природе Сына Божьего (также называемого в Писании
«Словом» или «Логосом»): одни говорили, что Сын Божий был,
как и всё остальное, сотворён Богом; другие настаивали, что Он
— вечен, божественен и нетварен. Собиралось много соборов и выносилось
много определений, и все христиане были захвачены этой
полемикой.
> В конце концов Церковью было принято как истинный
Символ Веры определение Собора, созванного императором Константином
в городе Никее в 325 г. Он и называется теперь Первым
Вселенским Собором. Вот провозглашённая им формула:
> Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца
небу и земли, видимым же всем и невидимым (т. е. сотворившего
небо и землю, всё видимое и невидимое). И во единаго
Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век (т. е. рождённого от Отца прежде
всякого времени): Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (т.
е. через Которого всё произошло). Нас ради человек
и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося
от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого
же за ны (т. е. за нас) при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий
день, по Писанием (т. е. как было предсказано в Писании).
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым
(т. е. Который опять придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых),
Егоже Царствию не будет конца.
> Вскоре после споров о Сыне и Слове Божьем, возникла
полемика о Святом Духе. Константинопольский собор в 381
г., впоследствии известный как Второй Вселенский Собор, добавил
следующее определение к никейской формуле:
> И в Духа Святаго, Господа, животворящаго,
Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема
и сславима (т. е. Которому поклоняемся и которого славим
вместе с Отцом и Сыном), глаголавшаго пророки (т.
е. Который говорил через пророков). Во едину святую соборную
и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление
грехов. Чаю (т. е. жду) воскресения мертвых. И жизни
будущаго века. Аминь.
> Теперь полный текст этого Символа Веры был принят
всей Церковью. Он стал произноситься от первого лица
единственного числа («Верую…») и использоваться в качестве
официального исповедания веры во время крещения и при принятии
инославных христиан в Православную Церковь. Кроме того,
он стал необходимой частью Божественной Литургии, и, повторяя
Символ Веры, каждый христианин принимает и обновляет своё крещение
и членство в Церкви.
> Быть православным христианином — значит утверждать православную
веру, то есть исповедывать не просто слова, а сам смысл
Никео-Константинопольского Символа Веры. Это также означает утверждение
всего того, что исходит из Символа Веры, что развилось
и основано на нём за всю долгую историю Православной
Церкви.
> ВЕРУЮ…
> Вера есть основание христианской жизни. Вера была добродетелью
Авраама, праотца Израиля и христианской Церкви: «Аврам поверил
Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.
15.6). Иисус Христос начал Своё служение той же проповедью
веры: «…Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства
Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось
Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие»
(Мк. 1.14-15). И всю Свою земную жизнь Иисус Христос
призывал к вере: вере в Себя, вере в Бога Отца, вере
в Евангелие, вере в Царство Божие.
> Учение Иисуса Христа, Апостолов и всей Церкви говорит
о вере как о главном условии христианской жизни, ибо с верой
приходят надежда и любовь, и всякое доброе дело, и всякий
«дар совершен», и сила Святого Духа. Классическое определение
веры в Писании таково: Вера… есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом (Евр.
11.1).
> У веры есть две стороны, или, можно сказать,
два значения. Первое — это вера в кого-либо или что-либо
через признание их истинности и ценности; например:
вера в Святую Троицу, в Церковь. Второе значение веры —
это доверие. Например, можно веровать в существование Бога,
Его добра и правды, но и верить Ему Самому — доверять
Его слову, полагаться на Его присутствие, надеяться на Его
обетования (обещания). Обе стороны веры необходимы христианину:
он должен уверовать всем своим умом, сердцем и душой, а затем
жить этой верой изо дня в день.
> Иногда веру противопоставляют знанию и разуму. Православие,
конечно, признает разницу между ними, однако видит и неотделимость
их друг от друга. Во-первых, человек не может верить в то,
о чём он совершенно ничего не знает. Во-вторых, то, во что
он верит и чему доверяет, должно иметь смысл. И, в-третьих,
само знание часто основано на вере. Абсолютный скептицизм
не ведёт к знанию, которое и возможно только потому,
что мы верим в познавательную способность человека, в то,
что объекты познания действительно раскрываются нам, и что
ум и чувства нас не обманывают. Например, любой письменный
источник, особенно связанный с историей, требует от читателя
доверия к нему, но чтобы поверить, что автор говорит
правду, у читателя должны быть для этого основания и некоторое
знание предмета.
> С другой стороны, знание может быть достигнуто через доверие
ещё неведомому, и в свете веры можно увидеть смысл
в том, что кажется абсурдным. Например, верующий во Христа
понимает смысл страдания и смерти иначе, чем неверующий
или последователь какой-нибудь другой религии или философии.
> И ещё: вера — всегда личностна. Каждый должен веровать
сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут веровать в одно
и то же из-за общности их взглядов, знаний и опыта,
но общность их веры и единство их веры должны
опираться на личное исповедание. Вот почему в Православной
Церкви Символ Веры всегда произносится от первого лица единственного
числа. И потому мы можем молиться, хвалить, просить, благословлять,
радоваться и предавать себя и друг друга Богу, что каждый
из нас может искренно и с молитвенным убеждением сказать
слова из Евангелия: «Верую, Господи!… помоги моему неверию»
(Мк. 9.24).
> Подлинность нашей веры определяется тем, как мы живём.
Мы должны действовать в соответствии с нашей верой
и постоянно доказывать её благостью и силой Божьей,
пребывающими в нас. Это не значит, что нам надо совершать
неразумные поступки, «искушая Бога», лишь бы только доказать Его участие;
но просто каждый из нас должен стремиться к праведности
и жить верой, какой бы маленькой и слабой она ни была,
и тогда с Божьей помощью многое, что даже трудно было себе
представить раньше, станет осуществимым.
|