Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2) * 2 января
ст.ст., ср -
(Предпразднство Богоявления. > <Мк.>12:28-34 ВОПРОС О ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАПОВЕДИ > (Ст.28) <...> > Вопрос о том, какая заповедь первейшая, широко обсуждался богословами того времени. Они подсчитали, что в Законе Моисея содержится 365 запрещающих и 248 предписывающих заповедей. Было множество попыток свести эти сотни заповедей к одному или нескольким положениям или основным принципам, найти заповедь-первоисточник, из которой проистекали бы все остальные. Это вовсе не значило, что учителя и богословы рассматривали одни заповеди как важные, а другие как несущественные, которыми можно пренебречь. Все заповеди важны, и соблюдать их нужно все. Такие попытки не преследовали практических целей, а были, так сказать, упражнением ума, чистым теоретизированием. Талмуд говорит, что Давид сводил все 613 заповедей к одиннадцати, Исайя – к шести, Михей – к трем, Амос и Аввакум – к одной. Всем известны знаменитые слова рабби Гиллеля, который объяснил прозелиту суть Закона: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом состоит весь Закон, а всё остальное – комментарий. Иди и изучай его». > (Ст.29-30) Иисус отвечает учителю Закона <.> словами, <которыми> всегда начиналась служба в синагоге и которую всякий благочестивый еврей читал каждый день, потому что она представляет собой символ библейской веры в Единого Бога. Это «Шем`а»: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всеми мыслями и всеми своими силами» (Втор. 6:4-5; 11.13-21). Первая заповедь – любовь к Богу, любовь всем существом человеческим. Под любовью всегда понимается прежде всего исполнение воли Божьей, а не эмоции. > (Ст.31) Но хотя учитель Закона спрашивал об одной первейшей заповеди, Иисус сразу же добавляет еще одну: «Люби ближнего, как самого себя» (Лев.19:18). Он говорит, что нет заповеди больше, чем эти. Не "заповедей", а "заповеди"! Для Иисуса любовь к Богу и к ближнему – это одна, двуединая заповедь, разъединить которую невозможно. Он отказывается противопоставить заповедь любить Бога заповеди любить людей. Этому есть множество примеров в учении Иисуса. В 10:21 Он предложил богачу, любящему Бога, отдать свое имущество нуждающимся ближним. Он исцеляет больных в субботу, хотя предания людей запрещают делать это якобы из любви к Богу. Он негодует, когда корбан оказывается выше, чем обязанность сына помогать родителям (7:11-12). Надо отметить еще одну важную вещь: в Книге Левита ближним называется сородич, соплеменник, но Иисус расширил это понятие, включив в него всех людей (ср. Лк.10:29-37). Иисус не был первым, кто соединил эти две заповеди в одну. В Завещаниях Двенадцати Патриархов (II в. до н.э.) сущность Закона также определена как любовь к Богу и к человеку, во II веке до н.э. рабби Акива отвечал на подобный вопрос словами Лев.19:18. Кроме того, в варианте Луки их соединил учитель Закона. Но только Иисус всей Своей жизнью и смертью исполнил их до конца. > Человечество всегда стремилось разделить двуединую заповедь. Теократически настроенное общество поступалось интересами людей во имя любви к Богу. Об этом лучше всего говорит Иоанн: «Если кто говорит: «Я люблю Бога», и при этом ненавидит своего брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата» (1Ин.4:20). Строились роскошные храмы, а люди умирали с голоду. Агностики же довольствуются в религии лишь нравственным учением, отбрасывая Бога. Часто можно услышать, как современные люди говорят, что они верят во что-то: в добро, справедливость, истину. Не в кого-то, а во что-то. Что-то такое есть… - говорят они. Но они не верят в Бога как личность, не испытывают к Нему благодарность за великий дар жизни. > Слов`а Иисуса не отменяли Закон, именно так понял их Матфей, сказавший: «пока не исчезли земля и небо, даже самая малая буква не исчезнет в Законе» (5:18). Но они послужили причиной того, что Церковь, выйдя за пределы Палестины, постепенно отказалась от большинства заповедей, касающихся ритуала (Рим.13:9; Гал.5:14).
*Один из учителей Закона, ... подошел к Иисусу
и спросил: * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/15.htm |