ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 25 августа ст.ст., воскресенье
{12-е по Пятидесятнице} —
> ЛЮБОВЬ КАК ВЕЧНАЯ НЕДОСТАЧА: Мф.19:16-26 > Евангелие иногда лишено интонаций или хотя бы пометок о том, с каким > чувством произносилось то или иное слово - а ведь от интонации > зависит многое в понимании происходящего разговора. Так, в этом > рассказе сперва кажется не совсем ясным: всерьез или издевательски > задает свой вопрос богатый юноша. "Что мне сделать благого, > чтобы получить жизнь вечную?" - ведь это мог спросить и саддукей, > неверующий в воскресение и вечную жизнь, спросить с сарказмом, > как часто спрашивали Иисуса. В сущности своей вопрос этот повторяет > вопрос Пилата: "Что есть истина?" - вопрос не издевательский правда, > но холодно-риторический, усталый, не требующий ответа и даже > заведомо отвергающий всякую попытку ответа. > Пилату Господь ничего и не ответил. А юноше ответил, и даже довольно > взволнованно и необычно резко: "Что ты Меня спрашиваешь о благом? > Есть один только Благой". И мы сразу понимаем, что юноша заговорил > искренне, от души - и Господь подхватывает крошечное усилие > его веры, идет навстречу, напоминает ему о том, чего не стал > напоминать Пилату, ибо Пилат этого никогда и не помнил: > что нет "благого" как абстрактного понятия, что подлинное благо - > это живое существо, это Сам Бог Живой. Кто ищет "блага" и не знает > "Единого Благого" - любящего, карающего, вопрошающего - тот вообще > не религиозен. Откровение о Боге - будь то даже откровение самому > дикому человеку - начинается с открытия Бога как Дышащего существа, > а не философского или нравственного понятия. Иисус, напоминая это > юноше, не стремится поучать его или устыдить - вот, мол, > таких простых вещей не понимаешь. Господь помогает ему встать > вровень с собой - и сразу заговаривает о следующем этапе духовной > жизни: "Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди". > Разговор начинает напоминать описанную в Евангелии беседу - только > уже другую - но и вновь кончается совершенно иначе, чем прежде. > Спаситель уже один раз говорил о необходимости соблюдать заповеди, > объединенные в словах "возлюби ближнего" - тогда Его спросили, > кто является ближним, и последовала замечательная притча > о милосердном самарянине. Но этот юноша понимает Спасителя > прекрасно, и Иисус не обличает его в самоуверенности или гордыни; > а нам, жаждущим смирения и не имеющим его, прямо-таки режет ухо > фраза "Это всё я сохранил". Как это - "всё"? Все заповеди?! > Что за самомнение! Но Господь не возражает - Он знает то, > во что никак не поверим мы: соблюсти заповеди возможно. > И Он не спорит с юношей, а прислушивается к его словам: > "Чего еще недостает мне?" > Как это было сказано? Уж верно не риторически, без сарказма - > с жаждой ответа. Может быть, это вообще было не сказано, > а выкрикнуто - ибо это вопль всего верующего человечества, > когда все его религиозные чаяния осуществлены: заповеди открывают > вечную жизнь, праведность и нравственность обретены, мир чист > и упорядочен, волки сыты и овцы целы... Но какая-то жажда остается - > это она вопиет: "Чего еще недостает мне?" > Было бы самообманом - или обманом - удовлетвориться ответом: > недостает победы над смертью, недостает вечной жизни; ибо соблюдение > заповедей уже вводит в жизнь вечную. Бог дает человечеству столько, > сколько нужно, чтобы человечество могло просуществовать вечно > без Него, чтобы оно было свободно в своем избрании или отвержении > Бога. Вечная жизнь не есть исключительный дар Христа: Енох и Илия > были взяты живыми на небо, и что бы ни означало это выражение > Библии, ясно, что вечная жизнь была ими получена. Христос сходит > в <ад> за праведниками ветхозаветными - но, следовательно, > и они живы, хотя и находятся не в самом приятном из мест мира сего. > Одно верное и точное соблюдение субботы способно даровать человеку > вечную жизнь. И вот, когда кончается религия, когда проблемы своего > беспрерывного существования решена, и начинается самая глубокая > неудовлетворенность: "Чего еще недостает мне?" > Ибо чего-то недостает. "Если хочешь быть совершенным, - отвечает > Иисус, - иди, продай имение твое и отдай нищим". > Неужели для блаженства недостает всего-навсего денег? > Неужели коммунизм действительно есть сверхчеловеческий идеал > и всеобщая сытость с уравниловкой пополам и есть недостающая соль > вечной жизни? Разумеется, нет. Если бы это было так - апостолы бы > не испугались; они не были богатыми, нищим они ничего не раздавали > и не могли раздать. Но, когда Иисус сказал горькое: "Богатому трудно > будет войти в Царство Небесное", апостолы всполошились. Должны были > бы радоваться: бедным, если рассуждать логически, в Царство войти > будет по крайней мере легче. А они "в сильном изумлении говорили: > если так, кто же может быть спасен"?
***> Доп. материалы: <*** **** ***** ****** ******* * +> К апост. и еванг. чтениям: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_22.htm Я.Кротов ("Недоносок". Обнищание) +> Мф.19:16 - "жизнь вечная" (Я.Кротов) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_16.htm +> К Мф.19:21 (Я.Кротов: разница между следованием за Христом и следованием за голосом совести) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_21.htm +> С.Тагуэлл: "карту поставлено Божие Царство; и ради него мы должны разжать пальцы" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/089.htm#0 +> А.Мень: ученики испугались, т.к. поняли: надо быть готовым — готовым к отречению, отказу... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/191.htm#0 * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - *
*Пришел однажды к Иисусу человек и спросил: * * * *Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/7.htm |