Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 18 сентября ст.ст., ср -
{Попразднство Воздв`ижения
Креста} > Наше место в рассказе об искушении в пустыне > Разумеется, первое желание читателя, тем более - христианина, > это поставить себя на место Христа. Так, например, поступил один > из героев романа Достоевского "Братья Карамазовы": все искушения > сатаны - искушение властью, чудом, тайной - он расценивал > как обращенные к себе, к каждому человеку, претендующему на вождение > другими людьми. Увы! с таким же правом мы можем в притче о мытаре > и фарисее ставить себя на место Бога Невидимого. Как ни печально, > в этом рассказе речь идет о тех угрозах Царству Небесному, > которые исходят не от Христа - и не могут исходить от Христа, > бессмысленно было бы ожидать иной реакции от Него на эти искушения, > а потому бессмысленно считать Его главным героем повествования. > Христос говорит о тех угрозах Царству, которые исходят от людей. > Мы должны всмотреться в сатану: мы не увидим ни страшных язв, > не почувствуем запаха серы, не обнаружим косматых лап. Мы увидим > только самих себя - и если мы увидим себя на месте сатаны, > мы поймем, откуда нас вытаскивает Бог и почему Он вынужден делать > это лично. > Не надо взвизгивать, словно институтка, при предложении поставить > себя на место сатаны. Мы же становимся на место мытаря - > а оно не так уж хорошо пахнет. Мы говорим: "Согреших > паче блудницы" - и говорим довольно спокойно, а то и мелодично, > нараспев; и никто не выгоняет нас из храма, наоборот. Скажем же: > прости, Господи, за то, что мы искушаем тебя как сатана в пустыне. > И Он простит. Он уже простил. Краткий рассказ об искушении от сатаны > предваряет пространный - до самой последней точки евангельской - > рассказ об искушениях от людей, которые все ведь прощены Голгофой. > И те искушения либо глупее и мельче сатанинских, либо вровень > с ними, иногда - более человеческие, но никогда - более благородные. > Род сатаны не менее благороден, чем род Адама. > <...> > В определенном смысле, может показаться, что походить на дьявола > не так плохо: ведь он всё же ангел, хоть и падший. > В том и заключалось искушение Адама и Евы: "Будьте как боги". > Сатана не предлагал быть богами, он предлагал быть как боги - > т.е. стать ангелами, ибо ангел, по определению, это и есть существо > "как бог" - бестелесное, достаточно вездесущее, достаточно > могущественное, только вот - не творец, а слуга. Ангел - как бог, > но всё же не бог. Сатана - ангел, который хочет быть только как бог, > а вторую половину определения - "но всё же не бог" - пытается замять > и заболтать до такой степени, чтобы вышло, что он всё-таки бог. > Падший человек - на бытие божие уж не претендует, а вот "как бог", > ангелом быть всё время пытается. Потому и падает. > Суть ангела - в служении. Сатана - это ангел, отказавшийся > служить. <.....> > Человек несомненно выше ангелов. Мы сто`им одновременно > и на ступеньке служения - он может и должен служить Богу, как служат > ангелы - но мы и на ступеньку выше поставлены: может и должен > соработать Богу в Его творчестве, быть хозяином мира поручено ему, > а не ангелам, и ангелы столько же помощники людям, сколько и Богу. > Человек должен быть ангелом - и еще чем-то. Но ангелом он должен > быть, и именно поэтому каждый, подобно <сатане> волен выбирать, > какое из двух обращений Божиих он осуществит: "отойди" или "служи". > Вся беда в том, что именно двойственность нашей природы, > ее "человекоангельность" (именно так: на первом месте - > человечность) мешает нам подниматься до сверхвысоты человеческой, > искушает нас не соработать Богу, и одновременно искушает нас > не опускаться до высоты ангельской, Богу не служить.
/окончание в след. выпуске!/
/*** Ссылки по теме еванг. чтения: **************\ |•Размышления Я.Кротова о Мф.4:1 (||Лк.4:1): | | www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_01.htm | |•Другие размышления Я.К. о Мф.4:3 (||Лк.4:3): | | Искушение как попытка познания / | | Откуда мы знаем об искушении в пустыне / | | Ответ без ответа | | www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm | |•другой отрывок из эссе | | "Наше место в рассказе об искушении в пустыне"| | в вып. расс. №322: | | с. Христ.Просвещ./rasylka/003/322.htm#0 | `================================================'
*Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/1.htm |
|
![]() |