Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 8 октября ст.ст., вт - > О трех предметах в этом мире: о зле, добре и среднем > Всё, что есть в этом мире, бывает троякого рода, т.е. добро, > зло и среднее. Итак, мы должны знать, что собственно добро, > зло и что среднее, чтобы вера наша, утвержденная на истинном знании, > пребывала непоколебимой во всех искушениях. Во всём, что собственно > касается человека, главным образом нужно почитать одну только > душевную добродетель, которая приводит нас к Богу посредством чистой > веры, побуждает непрерывно прилепляться к этому неизменному благу. > И напротив, злом следует называть один только грех, который, > разлучая нас с благим Богом, заставляет входить в общение со злым > дьяволом. Среднее между добром и злом есть то, что по воле > и расположению человека может быть обращено в ту и другую сторону; > таково, например, богатство, власть, честь, телесная крепость, > здоровье, красота, сама жизнь или смерть, бедность, немощь плоти, > обиды и тому подобное, что человек по свойству своему и расположению > может употребить в добрую и худую сторону. Так и богатство часто > служит ко благу, по слову апостола, который богатым в настоящем веке > заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, > обязанное быть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть > истинной жизни (1Тим.6,17-19), и, по Евангелию, оно полезно тем, > которые приобретают себе друзей богатством неправедным > (т.е. вещественным - Лк.16,9). Но то же самое богатство обращается > и во зло, как скоро собирается только для сбережения > или для роскоши, а не употребляется для пользы нуждающихся. > Также и то, что власть, честь, телесная крепость и здоровье > составляют нечто среднее, безразличное, это легко доказывается тем, > что многие из ветхозаветных святых, обладающие этими благами > (т.е. имевшие и великие богатства, и высокие достоинства, и крепость > телесную), были, как известно, угодны и Богу. Напротив, употребившие > во зло эти блага и обратившие их на служение своему бесчестью были > по заслугам наказаны или погублены, о чём часто повествуют книги > Царств. Что сама жизнь и смерть есть нечто среднее, > это ясно показывает рождение св. Иоанна или Иуды. Ибо жизнь одного > сама по себе настолько была благотворна, что рождение его доставило > радость и другим, как говорится в Евангелии: +и многие о рождении > его возрадуются+ (Лк.1,14); между тем о жизни другого сказано: > +лучше было бы этому человеку не родиться+ (Мф.26,24). О смерти > Иоанна и всех святых говорится: +дорог`а в очах Господних смерть > святых Его+ (Пс.115,6); а о смерти Иуды и подобных ему: > +смерть грешников люта+ (Пс.33,22). Насколько иногда бывает полезна > и немощь плоти, это доказывается блаженством Лазаря, покрытого > струпьями. Поскольку Св. Писание не упоминает ни о каких других > заслугах его добродетелей, то это значит, что он заслужил > блаженнейшую участь успокоения на лоне Авраама одним тем, > что с величайшим терпением переносил нищету и телесную немощь > (Лк.16,20-25). Нищета, гонения, обиды обыкновенно считаются злом, > но сколь они полезны и необходимы, это ясно доказывается тем, > что святые мужи не только никогда не старались избегать, но еще > со всею ревностью желали или со всею твердостью переносили их, > через что сделались друзьями Божиими и получили награду вечной > жизни, как говорить апостол: +посему я благодушествую в немощи, > в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, > когда я немощен, тогда силен+ (2Кор.12,10). Итак, ни великие > богатства этого мира, ни власть, ни отличия, сколько бы кто > ни превозносился ими, не могут считаться существенным благом, > которое заключается в одних добродетелях; они - нечто среднее > между благом и злом; ибо как для праведных и правильно употребляющих > их по нужде они бывают полезны и пригодны (поскольку подают случай > к добрым делам и приносят плоды для вечной жизни), так, с другой > стороны, для тех, которые во зло употребляют их, они бывают > бесполезны и вредны, служа поводом к греху и смерти.
*С того самого дня, как услышали о вас, * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/21.htm |
|
![]() |