Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 17 февраля ст.ст., пн 2-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): > О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются > мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них > надежду на достижение цели своего пути и мыслит и думает только > о них > Телесное служение <Богу>, сопровождающееся праздностью мышления, > бывает тщетно и бесполезно, если истинно слово блаженного Марка: > "Много тех, кто трудится для достижения праведности, но лукавыми > помыслами разрушают они прекрасные труды свои."{Ср. Марк Подвижник. > О духовном законе, 170} Ибо, во всяком случае, тот, у кого разум > лишен сокровенного служения{Сир. pulhana kasia (), по-видимому, > соответствует греческому kripte melete ("тайное поучение", > "сокровенная забота"). Последний термин в византийской аскетической > традиции означал внутреннюю молитву ума, в частности, Иисусову > молитву. У преп. Исаака он означает не только молитву, > но и упражнение в чтении Священного Писания.} или постоянной мысли > о знании и размышления, у того помыслы бывают праздными {букв. > "помыслы свободны для праздных [вещей]"}. > Ибо в мысленном служении тело не остается без труда, даже если оно > весьма немощно, так как труд разума иссушает и изнуряет тело, делая > его подобным сухому дереву. Ибо достаточно для него жара, > происходящего от того пламени радости, которым тело постоянно > охвачено. А через то сладостное мысленное страдание о Боге и через > ту животворную скорбь, о которой говорил Апостол{Ср. 2Кор.7:10}, > рождаются в разуме, в соответствии с различными видами размышления, > печаль по Богу, или радость о Нём, и сердце погруженное в надежду, > которая не иссякает в нём. Своим жаром и своей силой страдание > и радость обжигают, попаляют и иссушают тело, а кровь обильно > распространяется через вены и дает жар, ибо пламя движений разума > согревает весь телесный состав вследствие жара <сокровенного> > служения. Это <сокровенное> служение на всякий миг вызывает > некое чудное изменение, дающее радость, или, наоборот, доставляющее > сильное страдание душе и телу; оно ночью и днем заставляет человека > бодрствовать в заботе о спасении, усердно молиться и ревностно > приносить Богу прошения об этом, с пламенеющим сердцем > и неразвлекаемой мыслью. > При таких изменениях какое тело будет настолько железным, чтобы > не погибнуть и не сгореть и не сделаться подобным тени из-за своей > немощи? Итак, насколько тело иссушается и ослабевает в этих > божественных изменениях, настолько же душа день ото дня обновляется > и процветает благодаря восхождению к Богу посредством своего > духовного знания. > Необычайность и пользу этого сладостного труда знают те, кто провел > в этом служении все дни жизни своей. > Ибо постоянное ограничение надежды, которое свойственно только > внешнему служению, принадлежит незрелому и фарисейскому {букв. > "детскому и иудейскому"} образу мысли тех, кто гордится своими > постами, своими десятинами и продолжительностью молитв своих, > по слову Господа нашего{Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23}, тогда как внутри > нет у них помысла знания или правильной мысли о Боге, дабы могли они > украсить внутренность свою возрастанием надежды.
* Доминик Бартелеми: Причина изгнания из Рая с. Христ.Просвещ./rasylka/003/373.htm#0 * Грехопадение Адама и Евы в тематич. ук-ле сайта с. Христ.Просвещ./temy/g.htm#grhpadma * Дж.А.Т.Робинсон: Этика "человека для других" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/020-5.htm#N20 * Пособие к проведению Великого поста, день 8: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/037_gl08.html
*Над насмешниками Он посмеется, / а кротким дарует
милость. |
|
![]() |