Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 18 февраля ст.ст., вт 2-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): > Всё достоинство человека основано на чувстве свободной > ответственности, на сознании виновности в собственной судьбе. > Страдание, которым полон мир, есть уже последствие до мира > содеянного зла, результат греха. Страдание не есть первоначальная > основа творения; страдания нет в идее Творца. Творение создано > для блаженства, и соединение творения с Творцом есть блаженство. > Если творение не блаженствует, а страдает, то в этом виновно > само творение, его отпадение от Творца: план страдающего мира > не есть план Творца. Страдание людей есть знак того, что было > совершено преступление, и освобождение от страдания может быть > лишь результатом искупления греха, творческой победы над злом. > Страдание, само по себе взятое, не есть цель и не есть заслуга. > Цель есть блаженство в Боге, но путь к этой цели – страдательный, > заслуга – в усилии победить корень страдания, т.е. зло. Идеализация > страдания как такового, как цели, как высшей заслуги, как высшей > красоты, есть великий соблазн, и с соблазном этим связано ложное > понимание Голгофской жертвы. Смысл Голгофы не в обоготворении > страдания, а в победе над страданием. Великий подвиг Христа > не в том, что Он страдал. Страдают все люди. В самом факте большого > страдания никакой заслуги не было и не было бы ничего спасительного > для мира. Но Голгофское страдание Христа было победное, > божественно-активное; оно вырывало из мира корень страдания, > уготовляло воскресение. Христос принял на себя все страдания мира – > последствия греха, чтобы победить их в корне, искупить грех > и тем сделать зло бессильным над судьбой мира и человека. Вся жизнь > Христа есть страдание активное, победное; во всей жизни Его > уже открывается воскресение. > Поклоняющиеся всякому страданию, обоготворяющие его красоту > так загипнотизированы, что не отличают страдания активного > от страдания пассивного, а в этом различии, быть может, скрыта > вся тайна мирового спасения. Обожествление пассивного страдания > есть обожествление небытия, есть соблазн сладости смерти. Страдание > активное стремится мужественно вырвать корень страдания, > освободиться от страдания победой над злом. Нужно принять > всю полноту жизни, не бежать трусливо от страданий мира, но принять > эту тяжесть мира для победы, для завоевания окончательного > блаженства. Страдание в религии Христа совсем не то, что в религии > буддийской, к которой слишком часто уклонялось христианство > в истории. Буддизм видит в страдании сущность бытия и лишь > в освобождении от бытия, в небытии, нирване видит спасение > от страдания. Христианство не считает страдание сущностью бытия, > видит в страдании лишь болезнь бытия, лишь уклон к небытию (смерть), > и победу над страданием видит в утверждении высшего бытия, > в освобождении от болезненного небытия. Страдание христианских > святых было активно, а не пассивно: они бросали вызов законам > природы, они побеждали самые сильные страдания мира, > так как находили источник высшего бытия, перед которым > всякое страдание ничтожно. Не страдать как можно больше, а побеждать > радостью и предчувствием блаженства даже самые сильные, > самые нестерпимые страдания этого мира – вот христианский идеал. > Св. Исаак Сирианин говорит: «Когда вожделение любви Христовой > не препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе > бесстрастным во всякой скорби своей: тогда знай, что мир живет > в тебе более, нежели Христос. И когда болезнь, скудость, истощение > тела, боязнь, вредная телу, возмущают мысль твою в радости упования > твоего и в попечении по Господу: тогда знай, что живет в тебе тело, > а не Христос». Слова «претерпевший до конца спасется» не значат, > что нужно стремиться к страданию, страдать как можно больше, > а значат, что нужно иметь как можно большую силу сопротивления, > принимать мужественно удары мирового зла, вынести всё до конца > и не согнуться, не погибнуть. Нести крест значит не роптать против > Бога, смиряться, а +смиряться в высшем смысле этого слова значит > активно противиться власти зла, не подчиняться искушениям злобы+. > Слишком большое страдание может быть недостатком смирения > перед Богом, а дьявольская злоба есть страдание самое большое. > Ад потому невыносим, что в нём потеряна всякая связь с Богом > и страдание ничем не просветляется. Достоинство человека измеряется > не пассивным страданием, не исканием ударов судьбы, а активной > и творческой победой над корнем страдания, над злом жизни. Не искать > смерти повелевал Христос, а с Ним в соединении побеждать смерть, > идти к воскресению. Претерпеть до конца и значит завоевать жизнь, > не погибнуть от страдания. Христос учит мужественному отношению > к жизни и ее мукам.
* Николай Бердяев об аде; "нравственное сознание началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» ..." с. Христ.Просвещ./rasylka/003/599.htm#0 * Яков Кротов об убийстве Каином Авеля и смертной казни: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/374.htm#0 * Николай Бердяев 'ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА И СМЫСЛ ИСТОРИИ' www.krotov.info/berdyaev/1911/pil_sv05.html * Питер Крифт о проблеме зла в кн. Иова с. Христ.Просвещ./rasylka/003/438.htm#0 * "Страдание" в тематическом указателе "Библиотеки Я.Кротова" www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html * Пособие к проведению Великого поста, день 9: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/038_gl09.html
*Каиново превзойдя преступление, / * * * |
|
![]() |