ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! тема:
//"Ничто не трогает
меня больше, чем претворение воды в вино". * 6 апреля ст.ст., пн (2-я седмица по
Пасхе);
> <....> Христос был и остается милостивейшим нашим Судией и лучшим > нашим Другом, и это много важнее для нашей частной жизни, > чем для исторических выкладок. Однако эти Его черты тонут > в банальных обобщениях; и потому я так хочу показать, что рассказы > о Нём никак нельзя обвинить в банальности. > <.....> > Ничто на свете не трогает меня больше, чем претворение воды в вино > на свадебном пиру. Рассказ о Кане Галилейской демократичен, > как книги Диккенса. Он человечен в том смысле, в каком не применишь > это слово к целой толпе человекообразных умников. Он выше > высокомерия избранных. Но даже в Нём есть что-то еще, есть отзвук > тайны. Я говорю сейчас о первом колебании. Христос усомнился > не в чудесах. Он усомнился в том, нужно ли творить их сейчас. > "Еще не пришел час Мой". Что это значит? Мы не знаем; но что бы это > ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель > и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если > мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, > нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии. > Нередко говорят, что Иисус был бродячим учителем, и это очень > важно — мы не должны забывать, как относился Он к роскоши > и условностям. Вероятно, респектабельные люди и сейчас сочли бы Его > бродягой. Он Сам говорил, что лисы имеют норы, а птицы гнезда, > и, как бывает часто, мы ощущаем не всю силу этих слов. Мы не всегда > замечаем, что, сравнивая Себя с лисами и птицами, Он называет Себя > Сыном Человеческим, то есть Человеком. > <......> > <...> Равнодушие и сомнение опустошали христианство изнутри, > и оставалась только оболочка, как в поздней античности оставалась > только оболочка мифологии. Но всякий раз, когда отцы были "не очень > ревностны", дети пылали огнем веры. Это очевидно, когда Возрождение > сменяется Контрреформацией. Это очевидно, когда Просвещение снова > и снова сменяется христианством. Однако есть много других примеров, > и ст`оит их привести. > Вера — не пережиток. Она живет не так, как жили бы друиды, если бы > им удалось продержаться 2000 лет. Так могло случиться в Азии > и в античной Европе, ибо мифология и философия равнодушно терпели > друг друга и друг другу не мешали. Вера не просто выжила, > она непрестанно возвращалась в западный мир, который так быстро > менялся, в котором всё время что-то гибло. > Следуя традиции Рима, Европа всегда всё переворачивала, > перестраивала, строила заново. Сначала она непременно отбрасывала > старый камень, кончала же тем, что ставила его во главу угла. > Она откапывала его на свалке и венчала им здание. <...> Вера друидов > не приходит заново каждый век, ну, каждые два века <.....>. > Церковь жила не в том мире, где всё слишком старо, чтобы умереть, > а в том, где всё так молодо, что его можно убить. Если смотреть > со стороны, сверху ее часто убивали; мало того, она часто выдыхалась > и без этого. Отсюда следует то, что очень трудно описать, > хотя это важно и более чем реально. Время от времени смертная тень > касалась бессмертной Церкви, и всякий раз Церковь погибла бы, если > бы могла погибнуть. Всё, что могло в ней погибнуть, погибало. > <Словно> змея сбрасывала кожу <...>. Выберу более достойный образ: > <...> колокол возвещал о казни — но ее снова откладывали. > <.....> > <...> Хотя мы видим довольно четко, как язычество Возрождения > пыталось прикончить христианство, нам гораздо легче увидеть > тот упадок веры, что начался в веке Просвещения. Ведь он еще > не кончился; мы сами воочию видим упадок того упадка. 200 последних > лет не кажутся нам единым мигом, как IV и V или XII и XIII века. > Мы знаем сами, как окончательно и полно утратило общество свою веру, > не отменяя обрядов, как люди поголовно становятся агностиками, > не смещая епископов. И еще мы знаем, как случилось чудо — молодые > поверили в Бога, хотя его забыли старые. <...> > Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, > при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем > чертям. И всякий раз погибали черти. Каким полным и неожиданным > бывало их поражение, мы можем убедиться на собственном нашем > примере. > Чего только не говорят об Оксфордском движении и католическом > возрождении во Франции! Но почти никто не говорит о самом очевидном > их свойстве — полной неожиданности. Они поразили, более того, > озадачили всех, словно река потекла вспять и даже вверх, в гору. > Вспомните книги XVIII и XIX столетий. Всем было яснее ясного, > что река веры вот-вот оборвется водопадом или, на худой конец, > разольется дельтой безразличия. Даже спокойное ее течение показалось > бы чудом, немыслимым, как ведовство. > Самые умеренные люди не сомневались, что река веры, как и река > свободы, разольется и обмельчает, если не высохнет совсем. <.....> > <...> > Словом, все спорили только о том, медленнее или быстрее течет река — > и вдруг увидели, что вверх по течению что-то плывет. И как образ, > и как факт это может обеспокоить. Всё мертвое плывет по течению, > против течения может плыть только живое. Вниз по реке, гонимые > просвещением и прогрессом, плыли демагоги и софисты; но даже > те из них, которые еще не умерли, вряд ли доказывали, что они живы > и животворны. > Несомненно, живым было огромное чудище, которое плыло вверх по реке, > хотя многим оно и казалось чудищем доисторическим. Люди того века > ощущали, что обряд так же нелеп, как морской змей, что митры и > тиары — словно рога допотопных монстров, а ходить в церковь так же > дико, как жить в пещере. > Мир до сих пор дивится чудищу, главным образом — потому, что оно > всё плывет и не тонет. Чем больше его ругают, тем непонятней > оно становится. <...> > Да, в недавнее время мы видели, как умирает вера, но то же самое > видывали люди много веков тому назад. И тогда, и сейчас > это кончилось одинаково. Вера не исчезла; к нам возвращается даже > то, что казалось давно утерянным. <...> > <...> > Мы нередко слышим, что христианство может остаться как дух, > как атмосфера. Поистине, многие хотели бы, чтобы оно осталось > как призрак. Но оно не хочет. После каждой его смерти не тень > встает, но воскресает тело. Многие готовы проливать благочестивые > слезы над могилой Сына Человеческого, но они совсем не готовы > увидеть, как Сын Божий идет по утренним холмам. <...>
*> Клайв Стейплз Льюис о чуде в Кане с. Христ.Просвещ./rasylka/003/421.htm#0 *> Свящ. Александр Мень об этом чуде с. Христ.Просвещ./rasylka/002/066.htm#0 *> в тематич. указателе: Брак - Христос на брачном пире в Кане: (там ссылки на 4 проп. митр. Антония Блума) с. Христ.Просвещ./temy/b.htm#brakana *-> о свт. Мефодии, архиеп. Моравском см.: www.krotov.info/spravki/persons/09person/kir_mefo.html
*На третий день в Кане, что
в Галилее, была свадьба. |