ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 5 апреля ст.ст., воскресенье
2-е по Пасхе, пам. ап. Фомы
> Мы сегодня совершаем память святого апостола Фомы; о нём > все вспоминают как о том, который усомнился в воскресении Христовом, > когда другие ученики рассказали, поведали ему о нём; и мы редко > задаем себе вопрос о том, кто же он был, какой он был человек, > почему он мог усомниться? > Кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем > на апостольство, мы читаем в Евангелии об Апостоле Фоме только > два раза. И первое место такое значительное: когда Христос говорит > Своим ученикам, что Ему надлежит вернуться в Иудею для того, > чтобы воскресить Своего друга Лазаря, ученики стараются > Его уговорить остаться вдали от убийственного, опасного Иерусалима; > и только Фома говорит: "Пойдем с Ним и умрем с Ним..." > Еще до Воскресения Христова, тогда, когда ученики видели во Христе > только наставника, он был готов по любви и верности к Нему просто > с Ним умереть – +только+ умереть: не защитить Его, ни на что > не надеяться, а только разделить с Ним Его судьбу... > И вот этот человек, который с такой верностью был готов разделить > со Спасителем смерть, ставит вопрос другим ученикам: +Возможно+ ли > это?!.. Они ему рассказывают, что видели воскресшего Христа, > и он этому не может поверить. Почему? > Не потому ли, что до святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой > сошел на Апостолов, они оставались теми же робкими, > часто непонимающими, часто колеблющимися людьми? Как он мог > поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство > о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и, > однако, остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем > не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть > о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чём просто > ликующие слова Апостолов, поскольку он понимал, что +если+ воскрес > Христос, то +всё+ на свете изменилось, что последняя победа > не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, > что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог > в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни, а не только > тлеющей, порой долгой, но лишь временной жизни... > И когда Спаситель встал перед ним, он уверовал, потому что > во Спасителе было сияние вечной жизни, и Он предстал перед Своими > учениками уже не как тот Иисус из Назарета, который был их учителем, > а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения – однако > с руками и ногами и боком, прободенными гвоздьми и копьем... > Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел > в жизнь, чтобы понести +всю+ ее трагедию и ее преобразовать > в победу, но пока есть +один+ грешник на земле, Христово тело > остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, > верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной > любви Божией... И увидав Его, распятого Христа, во славе > Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее > свидетельство, которое +мы+ должны пронести через мир, через нашу > жизнь и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!.. > Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, > что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, – как могут > они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут > только ликовать о том, что пережили, но не могут +явить+ ни силу, > ни славу Воскресения?.. И потому мы, верующие в Воскресение > Христово, должны стать народом новым, обновленным, +другими+ людьми: > людьми, которые веруют в жизнь и в жизнь вечную, в которых > торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, > приобщившись к смерти Христовой, живем – должны бы жить! – вечной > жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной... > Тогда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись > бы +ничего+ на свете, потому что этой жизни не может отнять у нас > никто. Мы шли бы тогда живыми, торжествующими и убедительными > свидетелями того, что воскрес Христос, потому что другие видели бы > в нас людей вечно живых, научившихся любить, даже если это ст`оит > жизни временной, научившихся +верить+ в человека, как только Бог > в человека умеет верить, на все надеяться и все побеждать, отдавая > себя безгранично в радости, любви и победе Господних. Аминь.
+> митр. Сурожский Антоний: проповедь ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ (только что впервые опубликовано! год не ук.) www.mitras.ru/archive/040417.htm +> Яков Кротов: воскресенье недоверчивого апостола с. Христ.Просвещ./rasylka/003/420.htm#0 +> Он же: "неверующий" апостол и надежда с. Христ.Просвещ./rasylka/002/065.htm#0 +> митр. Сурожский Антоний: беседа О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ (Лондон, 19/IV/1990) www.mitras.ru/besedy/besedy12.htm +> Его же: беседа О ЦЕРКВИ (в кн. БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ) www.mitras.ru/be/be_2.htm аудиозапись: www.mitras.ru/audio/be_02.mp3 (2M) www.mitras.ru/audio/be_02.zip +> Его же: беседа О ЦЕРКВИ (в МДА, 12/IX/1978) www.mitras.ru/besedy/besedy5.htm
*Вечером
того же дня, то есть первого дня недели, |