ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 21 апреля ст.ст., вт (4-я седмица
по Пасхе); > К кому обращено благовествование Иисуса согласно Его основному > намерению? Мы, теперешние, склонны ответить: прежде всего > к отдельному человеку, а затем к человечеству вообще. И то, и другое > верно, поскольку только со времени Христа существуют и тот отдельный > человек, к которому обращается Бог, и призываемое к спасению > общечеловеческое целое, независимо от всех различий между народами. > Тем не менее, этот ответ нового времени «индивидуалистичен» > и одновременно «интернационален» и, чтобы быть действительно > истинным, нуждается в очищении и уточнении. Иисус же мыслит > исторически, соответственно истории спасения. Он знает, что прежде > всего Он «послан к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15.24). > Его благовестие обращается в первую очередь к тем, кого Синайский > завет связал с Богом, к кому говорили пророки и кого они вели > к Мессии: к избранному народу, возглавленному его правителями > и сановниками. Это и есть тот народ, который Христос зовет к вере > «официально», в полном смысле этого слова: по должности > и по посланничеству. Его «Да» принесло бы исполнение пророчеств > Исайи: преображающее событие пришествия Царства. Тот факт, что этого > не случилось, вернее, отказ народа принять Христа - вот что выходило > далеко за пределы вопроса о спасении или гибели отдельных лиц и даже > исторических наций. Это было в то же время решением избранного > народа - решением человечества. Происходившее затем означало > не только то, что благовествование перешло к другим людям, но и то, > что с точки зрения истории спасения положение в корне изменилось. > Народ не принял Господа, и это было вторым грехопадением, > всё значение которого, в сущности, может быть понято только > на основании первого. > <.....> > А как обстояло дело в ближайшем окружении Господа? > Мария была глубоко связана с Ним. <...> Не то с другими ближайшими > родственниками, «братьями» Иисуса. Иоанн описывает один очень > характерный эпизод. Приближается Пасха, и говорят об обычном > паломничестве в Иерусалим; и вот они уговаривают Его отправиться > туда: ведь тому, кто творит такое, как Он, надлежит не оставаться > в провинции, а идти туда, где кипит жизнь и можно добиться > признания. Иисус же отвечает: «Мое время еще не настало, а для вас > всегда время», - и мы чувствуем отчужденность, даже презрение > (7.2-9). В довершение всего Марк сообщает, что однажды, когда Иисус > учил и люди со всех сторон стекались к Нему, «ближние Его пошли > взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (3.21). Итак, > раздражение, замкнутые сердца, непонимание и склонность к насилию. > Как же обстоит дело с Его учениками? Нужно сказать, что при жизни > Иисуса ни один из них не производит впечатления крупной личности... > До Пятидесятницы они, к тому же, являются нам глубоко погрязшими > в чисто земном. Когда мы видим Иисуса среди них, мы всегда ощущаем > нечто удручающее. Они не понимают Его, впадают в мелочность, ревнуют > друг к другу и слишком претенциозны, в решающий же час > они беспомощны. Уже тогда, когда Иисус в Капернауме предвещает > таинство Евхаристии и слушатели начинают роптать, многие из Его > учеников заявляют: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» - > и отходят от Него. Вслед за тем Он обращается к Двенадцати апостолам > с вопросом, не хотят ли и они уйти, - и не встречает живого > понимания. Напротив, они тоже потрясены, но ищут выход в слепом > доверии: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» > (Ин.6,60.66-69). > <...> > В чьих же сердцах Он находит отклик? Во-первых, у неприметных > одиночек, в чьем характере могло быть или нечто мечтательное, > или отчужденное. Они держались в стороне от политической жизни, > от иерусалимских событий, от всех дел фарисеев и саддукеев; > они неуклонно следовали традициям пророков и чаяли Божиего > обетования. К ним принадлежит священник Захария, Елизавета - > родственница Марии, Симеон-старец, исполненный пророческого духа, > старица Анна, Лазарь со своими двумя сестрами и некоторые другие. > Они лучше других поняли Господа. Но может быть и они не всегда > хорошо понимали Его, ибо были слишком изолированны. > Затем социально отверженные - «мытари и грешники». Первых считали > врагами народа, потому что по роду занятий они были связаны > с римлянами; вторых презирали, как бесчестных. Их несчастье > при встрече с Иисусом могло обернуться счастьем. В обществе им > нечего было терять, поэтому они были предрасположены к чудесному. > Иисус им представлялся ниспровергателем общепринятых человеческих > суждений, и поэтому они шли к Нему, - недаром Ему ставили в упрек, > что Он «друг мытарям и грешникам» (Лк.7.34). <...> > Наконец, есть третья группа - язычники. Весьма знаменательно, > как говорит о них Иисус: с совершенно особой теплотой, можно > сказать, почти с тягой к ним. Когда сотник говорит Ему, что нет > надобности Ему Самому идти к его больному слуге, пусть только > Он прикажет болезни, и она Его послушается, Иисус осчастливлен > и вместе с тем опечален: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я > такой веры» (Лк.7.9)... Нечто похожее происходит с хананеянкой. > Ее вера достаточно велика и смиренна, чтобы дать ей понять, > что Иисус послан в первую очередь к детям Своей земли, к избранному > народу, а она сама подобна «псу под столом». Но она полна надежды, > что божественной пищи хватит на всех (Мф 15.27)... Впечатление же, > которое должно было сложиться у Господа о язычниках вообще, > выражается в словах, которые Он во время галилейского кризиса > адресует городам этого края: «Г`оре тебе, Хоразин! г`оре тебе, > Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные > <у> вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф.11.21). > У язычников Он находит открытые души и новые сердца, готовые внимать > Ему. Могло сложиться так, что древняя религиозная традиция, > длительное соблюдение формы, укоренившаяся привычка привели > к затвердению почвы. Дух больше не воспринимает впечатлений, сердце > остается холодным или нерешительным, чувство никогда не переходит > в ту страсть, которая диктует безоговорочную серьезность. Очевидно > так было тогда у иудеев; у язычников же была целина, открытый > простор. <...> > Можно было бы добавить еще многое, но то, что изложено, уже дает > картину того, куда попадали слова Иисуса, какими глазами на Него > смотрели, какими сердцами воспринимали. И эта картина печальна. > Мы привыкли считать ход жизни Иисуса твердо определенным, > нам кажется, что раз так случилось, то так и должно было случиться. > Мы всё рассматриваем с точки зрения исхода и всё мерим по нему. > Факт искупления так бесконечно важен для нас, что мы забываем о том, > каким чудовищным образом оно свершилось, и о том, что так оно > не должно было свершиться перед Богом и людьми. То чувство, которое > было у людей Средневековья, ужас перед богоубий-ством, мы утратили > полностью. Нам нужно стряхнуть с себя привычку и ощутить всей душой, > как ужасно это было, как черствы сердца, как жалок отклик! > Только вдумавшись во всё это, мы понимаем слова Иисуса: «Теперь > ваше время и власть тьмы» (Лк.22.53). Он знал, что та единственная, > великая возможность в истории человечества была уничтожена > в конечном счете не человеческой волей. Для этого люди были слишком > мелки, несмотря на все их самомнение и насилие.
*>> Комм. У.Баркли к Ин.7:1-9 "ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКОВ И ВРЕМЯ БОГА" www.krotov.info/libr_min/b/barclay/ioan_04.htm *>> Яков Кротов: Время Иисуса - в очерке ИСТОРИЯ ХРИСТА www.krotov.info/yakov/past/01/Gospel.html *>> Он же: Иисус решил всё совсем запутать? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/080.htm#0
*Приближался еврейский праздник
Шалашей, * * * |