<Иисус сказал:>
(17) Не думайте, что Я пришел отменить Закон
или Пророков.
Не отменить Я пришел, а исполнить. ...
(20) Говорю вам: если вы не будете исполнять
волю Бога лучше,
чем фарисеи и учителя Закона, не войдете
в Царство Небес.
(Мф.5:17,20
в переводе В.Н.Кузнецовой)
(20)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша
не превзойдет праведности книжников
и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное.
(Мф.5:20
в переводе еп. Кассиана Безобразова)
¤ Что значит исполнять волю Бога лучше, чем это делают
фарисеи и учителя Закона? Должны ли мы понимать это в том смысле,
что ученики Христа обязаны исполнять б`льшее количество заповедей
Закона или исполнять их совершеннее? В чём состоит праведность фарисея,
и в чём - праведность последователей Христа?
¤ Нельзя правильно понять эти слова, если рассматривать
их вне контекста. Если в ст. 17 Иисус говорил, что Он пришел исполнить
Закон и пророков, здесь Он обращается к Своим ученикам, требуя от них
того же. Ведь в древности ученики должны были во всём подражать учителю.
Но Сам Он относился к Закону с большой свободой, значит, вряд ли Он
хочет от учеников чего-то иного.
¤ Иисус осуждал фарисеев и учителей Закона за то,
что их слов`а не совпадали с делами (23:3). Кроме того, их праведность
не была совершенной, т.к. они часто вступали в противоречие с истинной
волей Бога, присвоив себе «ключи от Царства» и не впуская туда тех,
кто, по их мнению, был грешен и нечист (15:9; 23:13).
¤ Из других книг Нового Завета мы можем заключить,
что превосходство праведности христианина над фарисейской праведностью
в том, что между ним и Законом сто`ит Тот, Кто совершенно исполнил
Закон (в Божьей интерпретации его!) и с Кем ученик един
(Ин.6:56; 14:20; 17:23; 1Ин.2:5; 4:13; Кол.2:6,12), Телу Которого
- Церкви - он принадлежит (Еф.1:22,23; Рим.12:5). Прежде, чем христианин
начинает исполнять Закон, Закон за него уже исполнен, праведность,
которой требует Закон, уже налицо - это праведность Иисуса Христа,
Который идет на крест ради Закона. Итак, праведность учеников - это
праведность их Учителя. Она проявляется в их следовании
за Ним, в их ответе на Его призвание.
¤ Дальнейший текст Нагорной проповеди представляет
собой развернутый комментарий к словам о превосходящей праведности,
которые вне контекста могут быть поняты превратно. Иисус выступает
как против показной, рассчитанной на публику набожности фарисеев с
их увлечением казуистикой, так и против тех тенденций, которые вскоре
появятся у части христиан: сочтя себя спасенными, они сочтут, что
правила нравственности их уже не касаются (7:24-27).
* По книгам:
- В.Н.Кузнецова ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий.
// М.: 2002; стр.118-9
- Д.Бонхёффер. СЛЕДУЯ ХРИСТУ.
// 1992; стр.89-91