Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 21 мая ст.ст., чт (1-я седмица по
Пятидесятнице);
> 5.27-30 ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ 27 Вы знаете, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность!» 28 А Я говорю вам: даже тот, кто взглянул на женщину с похотью, согрешил, нарушив мысленно верность. 29 Если твой правый глаз тебя вводит в грех, вырви его и отбрось! Для тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет, а не всё твое тело бросят в геенну. 30 И если правая рука твоя вводит тебя в грех, отруби ее и отбрось! Для тебя будет лучше, если часть твоего тела погибнет, а не всё твое тело будет в геенне. > =Ст. 27-28= – Начальные слова этих стихов почти полностью повторяют > ст. 21. Как и в предыдущем отрывке, Иисус, запрещая вожделение, > не отменяет заповеди Закона (это седьмая заповедь Декалога). > Нельзя сказать, что до Иисуса люди смотрели на вожделение сквозь > пальцы: в ряде мест в Библии, а также в более поздней литературе > оно прямо осуждается (см., например, Иов.31.1; Сир.23.4-5). В самом > Декалоге десятая заповедь, запрещая желать чужого, включает и похоть > по отношению к жене брата. В Талмуде тоже сказано, что нельзя > нарушать супружескую верность ни глазами, ни сердцем. И, хотя Иисус > использует изречение мудрецов, живших до Него, в Его словах > есть нечто, чего никто до Него не говорил. > Здесь сначала надо сказать несколько слов об отношении к женщине > в древнем обществе. Женщина, о которой говорит здесь Иисус, > как и прочие тексты Библии и раввинистической литературы, > это не женщина вообще, не девушка и не собственная жена, а замужняя > женщина, принадлежащая другому мужчине. Надо помнить, что Иисус > не призывает к аскетизму, требовавшему или полного воздержания > от сексуальных отношений или воздержанности в браке. Как правило, > именно женщина чаще всего обвинялась в супружеской измене. Мужчина > же мог быть виноват в нарушении верности лишь по отношению к мужу, > на жену или невесту которого он посягнул, но не был виноват > перед своей женой. Он мог ходить к проституткам и опять же не был > виновен в нарушении заповеди. Конечно, такое его поведение навлекало > осуждение, но несравнимое с тем, когда подобный проступок совершала > женщина. > В древности люди были убеждены, что сексуальное желание > не подвластно разуму и его не может держать в узде даже мужчина, > обладающий большей выдержкой, чем женщина. Вот почему женщину > старались держать под замком, чтобы ее видело как можно меньше > мужчин. Это был практически единственный способ контроля > над чувственностью. Если же женщина появлялась на улице, > она закрывала лицо и закутывалась в покрывало. Мудрый человек должен > был разговаривать с женщинами как можно меньше, даже с собственной > женой. Именно поэтому появляются советы смотреть на женщину > как можно реже или не смотреть вовсе. Так мужчина заботился > о собственной чистоте, а женщина рассматривалась лишь как очень > опасный предмет, способный отвлечь мужчину от изучения Закона. > Иисус постоянно переходил такие традиционные границы приличий: > Он разговаривал с женщинами, они сопровождали Его и даже были > Его ученицами. Женщина была бесправным существом, она не считалась > полноценным членом религиозной общины. Благочестивый еврей, как, > кстати, и многие язычники того времени, благодарили Бога за то, > что не родились женщинами <(и в современном иудейском молитвослове > можно найти такую молитву!)>. Иисус встал на защиту их человеческих > прав, уравняв их с мужчинами перед лицом Бога. Мужчина имеет > обязанности перед женщиной и несет за нее ответственность. > Когда Иисус запрещает похотливый взгляд, Он имеет в виду не только > внутреннюю чистоту мужчины, но требует, что он понял, что тем самым > он оскорбляет женщину или провоцирует ее, пробуждая в ней ответное > вожделение, оскверняющее ее. Некоторые комментаторы даже указывают > на возможность другого перевода греческого подлинника: > «своим взглядом он вызвал в ней ответное желание». <...> > =Ст. 29-30= – Вероятно, эти стихи, которые у Марка и у самого Матфея > (см. гл. 18) находятся в ином контексте, могли быть произнесены > Иисусом по другому поводу, но евангелист счел их наиболее > подходящими для отрывка о вожделении. Известно, что в древности > прелюбодеев наказывали, вырывая им глаз. Правда, нигде > не указывалось, какой именно глаз должен был подвергнуться > экзекуции. =Когда правая рука тебя вводит в грех= – вероятно, > имеется в виду онанизм. Так как большинство людей являются правшами, > потеря =правой руки= более серьезна и именно ею следует пожертвовать > (ср. Пс.137(136).5). О =правом глазе= говорится, вероятно, для того, > чтобы достичь параллелизма с предыдущей строкой. Повеление вырвать > глаз или отсечь себе руку нельзя воспринимать буквально, > как и требование прервать жертвоприношение, чтобы пойти > и примириться с братом. Ведь грех коренится не в отдельных органах > человеческого тела, а гнездится в сердце (ср. Рим.7.17,20). > По словам Оригена, христианин отсекает страсти души, не трогая тела.
>>> К.С.Льюис: ... наши любовные порывы ... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/111.htm#0 или полностью его эссе "ПРАВО НА СЧАСТЬЕ" с. Христ.Просвещ./bibliotk/l/lewis/happyright.htm#0 >>> Тема БРАК в тематич. указателе сайта: с. Христ.Просвещ./temy/b.htm#brak
*... христианство в конечном
счете - источник несказанного утешения. |
|
![]() |