Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3) Религия смирения. Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя
* 27 июля ст.ст., пн (11-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: 2Кор.2:4-15; Мф.23:13-22 v. > Нормативная этика. Фарисейство. > Этика закона существует не только как этика религиозная > и социальная. Она становится также этикой философской и даже > обосновывает себя на свободе и автономии. Но и в этом случае > обнаруживается ее ветхозаветная природа. Философская этика закона > есть этика нормативная и идеалистическая. Нормативная философская > этика совсем не авторитарна и не гетерономна, наоборот, > она автономна. <.....> Нравственный закон, который человек должен > свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, > одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни. Нравственная > максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как > средство, а как самоцель, подрывается законническим основанием > этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием > осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного закона. > Нравственность свободна в смысле своезаконности, но человек совсем > несвободен и неавтономен, он целиком подчинен норме и закону. > <.....> Столь же законнической, как у Канта, является и нравственная > философия Л.Толстого, хотя она и совсем неавторитарна. Л.Толстой > и Евангелие рассматривает в смысле нравственного закона и нормы, > и осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения > и вина. Учение Христа оказывается рядом нравственных предписаний, > которые человеку легко осуществить, если он признает их разумность. > Толстой был сильным критиком христианской неправды и лицемерия. > Но он хотел подчинить жизнь тиранической власти законнической > морали. Толстовский морализм приобретает почти демонический > характер, истребляющий богатство бытия. И Кант и Толстой выросли > на почве христианства, но при всём их свободолюбии они означают > законническое перерождение христианства. Они утверждают > самоправедность через осуществление закона, т.е. возвращаются > к фарисейству, хотя и философски очищенному, к пелагианству, которое > тоже было законническим морализмом и потому не нуждалось > в благодати. Против пелагианского морализма и рационализма, > т.е. против законничества в католичестве, восстал Лютер. > Но и лютеранство в дальнейшем подверглось законническому > перерождению. Законничество в христианстве было сильно во все > времена. Даже благодать понимали законнически. Совсем не было > преодолено фарисейское законничество. Всякий морализм > был фарисейским законничеством. Аскеза превратилась в форму > законничества. Тип моралиста есть тип законника, не желающего знать > индивидуального человека, личности, живого существа. И против него > права реакция аморалиста. > Нормативизм законнической этики применим лишь к очень грубым > элементарным случаям не нужно развратничать, убивать, красть, > лгать, но совсем неприменим к более глубоким и тонким случаям, > требующим индивидуально-творческого разрешения. Закон вызван > страстной природой ветхого Адама, мстительного, властолюбивого, > корыстолюбивого, завистливого, сластолюбивого. Но настоящая проблема > этики лежит глубже, она связана с той индивидуальной сложностью > жизни, которая порождена столкновением ценностей высшего порядка > и обнаруживает трагическое в жизни. Между тем как этика > преимущественно понималась как учение о том, что не следует красть > платков из карманов. > Религиозный образ законнической этики дан в фарисействе. Ошибочно > думать, как нередко думают христиане, что фарисейство > есть религиозно и нравственно явление низкое, почти ругательное > слово. Наоборот, фарисейство было религиозно и нравственно высокое > явление, вершина религиозной и нравственной жизни еврейства. > На осевшей и затвердевшей почве ветхозаветной религии Закона > и нельзя было выше подняться. Фарисеи были религиозные учителя > еврейства, верные закону и истолковывавшие закон. И вот против этого > высокого и чистого явления фарисейства восстает Христос. > Самое основное и преобладающее впечатление, которое остается > от чтения Евангелия, это восстание против фарисейства, обличение > его неправды перед правдой новозаветной. Но обличение фарисейства > есть обличение законнической этики, этики оправдания Законом, > этики чистоты и довольства своей праведностью. Мытарей и грешников > Евангелие поставило выше фарисеев, нечистых выше чистых, > не исполнивших закон выше исполнивших закон, последних выше первых, > погибающих выше спасенных, "злых" выше "добрых". Это есть парадокс > евангельской морали, который с трудом вмещается и осмысливается > христианами в истории. Христиане всё думают, что евангельские > обличения относятся к фарисеям, жившим в далеком прошлом, и сами > риторически громят их как злодеев. Но в действительности > эти обличения относятся к нам самим, к нам, живущим сегодня, > к самоправедным, к нравственно первым, спасающимся всех времен. > <...> что значит парадокс евангельской этики? Почему в нравственном > отношении первые делаются последними и наоборот? Почему лучше быть > грешным, сознающим свой грех, чем фарисеем, сознающим > свою праведность? Обыкновенно объясняют это так, что грешник > смиренен, фарисей же горд, как горд стоик. А христианство есть > прежде всего религия смирения. Думаю, что в этом объяснении > не доходят до самой глубины тревожного вопроса. Фарисеи стояли > на грани двух миров, на перевале от этики искупления к этике > благодати. И в них должно было обнаружиться бессилие законнической > этики в деле реального спасения от греха и зла. Вся трудность > проблемы тут в том, что именно законническая этика исполнима. Закон > можно исполнить до малейших деталей и стать по закону чистым. > Фарисеи это и делали. И вот обнаруживается, что совершенное > исполнение закона и совершенная чистота не спасают, не открывают > путей в Царство Божье. Закон явился в результате греха, > но он бессилен вывести человека из того мира, в который он попал > после того, как он сорвал с древа познания добра и зла, он бессилен > преодолеть грех даже при совершенном его исполнении, не может > спасти. Фарисейство, т.е. этика закона, беспощадно осуждается > в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, > как нуждаются мытари и грешники, потому что если бы последняя > религиозная и нравственная правда была на стороне фарисеев, > то искупление было бы не нужно. Фарисейство есть отрицание > искупления и Искупителя. Фарисейство думает, что искупление > в исполнении закона добра, в то время как спасение в том, чтобы > преодолеть то различение между добром и злом, которое явилось > результатом грехопадения, т.е. преодолеть закон, порожденный > этим различием, войти в Царство Божье, которое совсем не есть > царство закона посюстороннего добра. Фарисейство есть настолько > глубокий и устойчивый элемент человеческой природы, обращенной > к закону, что оно по-своему понимает христианство и деформирует его. > Христианин, который думает, что он оправдан, чист и спасен, > что он выше грешников, когда он часто посещает службы, бьет поклоны, > ставит свечи, служит молебны, произносит по уставу слова молитвы, > исполняет все канонические правила, совершает дела милосердия, > добрые дела, есть, конечно, фарисей внутри христианства, и к нему > тоже относятся евангельские обличения. Этика закона исполнима, > но она бессильна бороться с помыслами и изменить внутреннее духовное > состояние человека. Согласно этике закона, человек делается хорош, > потому что он исполняет добрые дела закона. В действительности же > человек делает добрые дела, потому что он хорош. Это прекрасно > понимал Лютер, хотя и делал отсюда односторонние выводы. [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.I.4) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_04.html#4. ] =продолжение в след. вып.= +++ Александр Гуревич о православном фарисействе с. Христ.Просвещ./rasylka/002/178.htm#0 +++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" с. Христ.Просвещ./rasylka/003/532.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16) |
|||
|