Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 12 августа ст.ст., пн - > В Евангелии Христу противостоят четыре ведущие силы: > законники-фарисеи, зелоты, саддукеи и государственная власть в лице > Ирода и Пилата. Кроме того, хотя в Новом Завете нигде не упомянута > группировка ессеев, их доктрина тоже во многом была антиподом Благой > Вести Иисусовой. > Отеро Сильва характеризует фарисея как "обуянного патриотизмом > и религиозным пылом фанатика-буквоеда". В целом такая характеристика > исторически верна, несмотря на то, что и среди фарисеев было немало > людей чистых, с широкими взглядами. Христос нередко общался с ними > и находил в их среде последователей. > Впрочем, для основного замысла романа существенна не реконструкция > облика партии фарисеев, какой она была в истории, а некий обобщающий > тип, свойственный всем векам и народам. В эпилоге книги Мария > Магдалина говорит, что наступит время, когда явятся "новые > фарисеи... попытаются изуродовать" заветы Христа "в тисках > фанатизма" и "задушить вольную мысль людскую". Однако, чтобы понять > суть фарисейской "модели", ст`оит оглянуться и на евангельскую > эпоху. Тогдашние законники были прообразом всех, кто в дальнейшем > шел за ними. > Те фарисеи из древних времен считали, что истово преданы Богу. > Они отличались благочестием и знанием священного Закона. Их взгляды > были в целом более правоверными. Примечательно, что и Христос > говорит народу: "...всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте > и делайте; по делам же их не поступайте..." Пагубной "закваской > фарисейской" Он называл не теорию, а "практику" фарисеев. > В чём же она заключалась? > Слово "фарисей" значит "отделившийся". Члены этого религиозного > союза, гордясь своей набожностью и праведностью, смотрели свысока > на весь мир, порой уподобляясь тем пастырям, которые, по слову > пророка, "пасут самих себя". Их переполняло клановое чванство, > уверенность в том, что лишь им вручены ключи истины, что только > они - блюстители отеческой традиции. "Невежд в Законе Божием" > книжники считали проклятыми, традиционно-культовые устои, > национальное наследие превращалось ими в своего рода фетиш, > неприкосновенную реликвию. Отсюда рост среди них ханжества, > обрядоверия, лицедейства. Даже те, кто уважал их, приходили порой > к мысли, что фарисеи "губят мир". > Христос обличает книжников за их слепую приверженность букве, > обрядам, уставам, словам. Он говорит, что они возложили на народ > непосильное бремя, а сами "оставили важнейшее в Законе" - милосердие > к людям и подлинную любовь к Богу. Живя постоянно в страхе нарушить > какой-либо канон, они, по евангельскому выражению, "отцеживали > комара, а проглатывали верблюда". > Повторяю, далеко не все члены фарисейской общины были таковы, > но указанные черты фарисейства как явления реально существовали. > Неудивительно, что эти люди, считавшие себя избранными "хранителями > Предания", не могли примириться с тем, что какой-то галилейский > Плотник говорит с ними и с народом "как власть имеющий". > <.....> > Кастовая гордыня и ритуальный формализм законников мешали им понять > и принять благовестие Христа. Однако Мигель Отеро Сильва не случайно > упомянул о "новых фарисеях". Если бы речь шла просто об идейной > борьбе времен императора Тиберия, то многочисленные речи > в Евангелии, направленные против фарисеев, имели бы сегодня > лишь преходящий, чисто исторический интерес. В действительности же > проблема выходит далеко за пределы истории древнего мира. > Законническая психология оказалась на редкость живучей. Проникла она > и в среду самих христиан. > Это она вдохновляла ярость гонителей и религиозные войны. > Проявлялась в безумстве инквизиторов и в слепоте фанатиков старины. > Она надевала шоры на человека, оправдывала преследования и убийства > людей, которые иначе, чем другие, налагали на себя крестное знамение > или не так толковали догматы.
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы запираете от людей Царство Небес и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/25.htm |