Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 9 марта ст.ст., вт 2-й седмицы Великого поста. # Ис.5:7-16 [(продолжение) Бедствия, которые постигнут народ Божий, Его 'любимый виноградник', за нечестие (8-10). 'Горе' тем, кто пристрастен к пирам, к вину (11-12). Плен и голод ожидает Народ (13-14); гордые будут смирены, а Господь будет возвеличен своим правосудием!]v # Быт.4:8-15 [Убийство Каином своего брата Авеля. Наказание Каина Богом.] # Притч.5:1-15 [Предостережение от развратной жизни. Призыв к вниманию перед лицом соблазнов и вредных последствий развратной жизни. Заповедь хранить супружескую верность.]v .--------------------------------------------------------------------- Господи и Владыко живота моего, | Господи и Владыка жизни моей, дух праздности, уныния, | духу праздности, суетности, любоначалия и празднословия | властолюбия и празднословия не даждь ми. | не предай меня. Дух же целомудрия, смиренномудрия, | Дух же целомудрия, терпения и любве | смиренномудрия, терпения и любви даруй ми рабу Твоему. | даруй мне, рабу твоему. Ей, Господи, Царю, | Да, Господи - Царь, даруй ми зрети моя прегрешения | дай мне видеть мои согрешения и не осуждати брата моего, | и не осуждать брата моего, яко благословен еси | ибо Ты благословен во веки веков. | во веки веков. Аминь. | Аминь./2/ Отцы-пустынники и жены непорочны, чтоб сердцем возлетать во области заочны, чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, сложили множество божественных молитв. Но не одна из них меня не умиляет, как та, которую священних возлашает во дни смиренные Великого поста; всех чаще мне она приходит на уста, и падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, любоначалия, змеи сокрытой сей, и празднословия не дай душе моей, но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, да брат мой от меня не примет осужденья, и дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи. (А.C.Пушкин. МОЛИТВА) > [...] Каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, > читается молитва: 'Господи и Владыко живота моего'. Молитва эта > написана, по преданию, в IV веке в Сирии [...] подвижником > Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином - > сирианином. Это был [...] монах, поэт, богослов, [...] один > из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу > как знаменитый писатель [...] > Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра > Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так > на церковно-славянском: 'Господи и Владыко живота моего', то есть: > Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является > центром и средоточием моей жизни. 'Не дай мне дух праздности', > то есть лености, которая, по старинной пословице, - мать всех > пороков. Невинная вроде вещь - леность, но она порождает очень много > темного, черного. > 'Уныние'... Христианство - радостное учение, радостное, и тот, > кто унывает - тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский, > великий русский святой начала XIX века, говорил: 'Нет нам дороги > унывать, ибо Христос всех спас'. > 'Любоначалие' - это значит властолюбие. Это есть у каждого; > не думайте, что такие вещи, как культ личности, - это только > в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. > Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю > другого, задушить ее, подчинить себе. > 'Празднословие' [...] я исключаю детей: дети имеют право болтать, > но до 15-16 лет. Когда дети болтают, они учатся общению, > они упражняют свой язык; но когда этим 'детям' уже больше двадцати, > а иногда - больше сорока... Это значит: быть беспощадным к своей > жизни. Подумайте (давайте будем честными перед собой): сколько > нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, > мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, > и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет > в сердце. А празднословие, болтовня - это страшное слово, это значит > убивать время [...] > Далее в молитве сказано: 'Дух же целомудрия... терпения и любви > даруй мне, рабу твоему'. Целомудрие - это чистота отношений к миру > и людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти > тобою овладели. > 'Смиренномудрие' - это значит мудрость здравого человека. Смирение > здесь, в данном случае [...] - это знать, чего ты ст`оишь на фоне > вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, - она же > лопнула./1/ Не надо раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость > скромности - она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности - > это не уничижение паче гордости, а это здравость души. Вот вам > пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нём нет, > несколько движений вперед - и уже мания величия. Мания величия - > это патологическое состояние гордыни. Только один человек заявляет, > что он председатель Совета министров или что он Наполеон, и его > кладут в психиатрическую больницу, а другой так не заявляет, поэтому > он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех. > [...] 'Терпения и любви'. Что такое терпение? Формулирую кратко, > чтобы вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который > всё терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс > со злом - ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять > невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые > этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти > к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - > это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. > Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - > вот что такое настоящее терпение. > И, наконец, любовь. Любовь - это высшее счастье человека, > это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят > философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете > в метро по эскалатору, проверьте себя, способны вы любить или нет. > Когда вы см`отрите на тех, кто едет по другую сторону, и вам > противно смотреть на эти физиономии [...] - значит, все поры вашей > души забиты и чувство любви у вас находится в эмбриональном > состоянии [...] > Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким > образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой > реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое - > в красивой женщине или мужчине, одухотворенное - даже там, > где другие не замечают; чтобы, видя страдающее лицо, он чувствовал > сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой человек счастлив всегда, > потому что он в единстве с людьми, он живет любовью. > [...] И в конце молитвы сказано: 'Ей, Господи Царю (в переводе - > Да, Господь мой и Царь), даруй мне зрети моя прегрешения > и не осуждати брата моего'. Это вам понятно. Великое исцеление > от осуждения - это уметь критиковать самого себя. Мы часто > исключительно внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще > сказал - психологически изощренны, когда речь идет о грехах соседа, > о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание > всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь > в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чём мы других > людей осуждаем, - в том виноваты и мы. > [...] Вы меня спр`осите: а может, в этом есть примиренчество, > компромисс со злом? Ни в коем случае, никогда. Мы всегда должны > называть зло своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, > мы должны сострадать [...] > [...] Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим > Постом с земными поклонами. [...] [ свящ. Александр Мень. О молитве св. Ефрема Сирина (из лекции 'Великий Пост', прочитанной 1.IV.1989 в клубе 'Красная Пресня') www.alexandrmen.ru/books/prakruk/daisprav.html#14 (Лекция полностью опубл. в сб. "Радостная весть", |
||||
|