=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 


*  9 марта     ст.ст., вт 2-й седмицы Великого поста.

# Ис.5:7-16    [(продолжение) Бедствия, которые постигнут народ Божий,
                Его 'любимый виноградник', за нечестие (8-10).
                'Горе' тем, кто пристрастен к пирам, к вину (11-12).
                Плен и голод ожидает Народ (13-14); гордые будут
                смирены, а Господь будет возвеличен своим
                правосудием!]v
# Быт.4:8-15   [Убийство Каином своего брата Авеля.
                Наказание Каина Богом.]
# Притч.5:1-15 [Предостережение от развратной жизни.
                Призыв к вниманию перед лицом соблазнов и вредных
                последствий развратной жизни. Заповедь хранить
                супружескую верность.]v



.---------------------------------------------------------------------

Господи и Владыко живота моего,    | Господи и Владыка жизни моей,
дух праздности, уныния,            | духу праздности, суетности,
 любоначалия и празднословия       |  властолюбия и празднословия
 не даждь ми.                      |  не предай меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, | Дух же целомудрия,
 терпения и любве                  |  смиренномудрия, терпения и любви
 даруй ми рабу Твоему.             |  даруй мне, рабу твоему.
Ей, Господи, Царю,                 | Да, Господи - Царь,
 даруй ми зрети моя прегрешения    |  дай мне видеть мои согрешения
и не осуждати брата моего,         | и не осуждать брата моего,
яко благословен еси                | ибо Ты благословен
 во веки веков.                    |  во веки веков.
Аминь.                             | Аминь./2/


                  Отцы-пустынники и жены непорочны,
                  чтоб сердцем возлетать во области заочны,
                  чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
                  сложили множество божественных молитв.
                  Но не одна из них меня не умиляет,
                  как та, которую священних возлашает
                  во дни смиренные Великого поста;
                  всех чаще мне она приходит на уста,
                  и падшего крепит неведомою силой:

                  Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
                  любоначалия, змеи сокрытой сей,
                  и празднословия не дай душе моей,
                  но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                  да брат мой от меня не примет осужденья,
                  и дух смирения, терпения, любви
                  и целомудрия мне в сердце оживи.
                                          (А.C.Пушкин. МОЛИТВА)



> [...]  Каждый  день  Великого  Поста,  кроме  субботы и воскресенья,
> читается  молитва:  'Господи  и  Владыко  живота моего'. Молитва эта
> написана,   по  преданию,  в  IV  веке  в  Сирии  [...]  подвижником
> Мар-Афремом,  или,  как  мы привыкли его называть, Ефремом Сирином -
> сирианином.  Это  был  [...]  монах,   поэт,   богослов, [...]  один
> из славных сынов сирийской Церкви,   вошедший  в мировую  литературу
> как знаменитый писатель [...]

> Слова   молитвы,   довольно   точно  переданные  стихами  Александра
> Сергеевича   [Пушкина],    в  переводе  с  сирийского   звучат   так
> на  церковно-славянском:  'Господи и Владыко живота моего', то есть:
> Властелин  моей  жизни,  Тот,  Кто  дал мне жизнь, Тот, Кто является
> центром  и  средоточием  моей жизни.   'Не дай мне  дух праздности',
> то  есть  лености,  которая,  по  старинной  пословице,  - мать всех
> пороков. Невинная вроде вещь - леность, но она порождает очень много
> темного, черного.

> 'Уныние'...  Христианство   -  радостное учение,  радостное,  и тот,
> кто  унывает  -  тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский,
> великий  русский  святой  начала  XIX века, говорил: 'Нет нам дороги
> унывать, ибо Христос всех спас'.

> 'Любоначалие'   -   это  значит  властолюбие.   Это  есть у каждого;
> не  думайте,  что  такие  вещи,  как  культ личности,  -  это только
> в  политике:  это  может быть и в семье, и в любом малом сообществе.
> Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю
> другого, задушить ее, подчинить себе.

> 'Празднословие' [...]   я исключаю детей:  дети имеют право болтать,
> но   до  15-16  лет.    Когда  дети  болтают,   они  учатся общению,
> они  упражняют свой язык; но когда этим 'детям' уже больше двадцати,
> а  иногда  -  больше  сорока... Это значит: быть беспощадным к своей
> жизни.    Подумайте   (давайте будем честными перед собой):  сколько
> нам  осталось  жить  всем?   Совсем  немного.  Поэтому,  я повторяю,
> мы  должны  ценить  жизнь,   любить  тот  дар,  который Бог дал нам,
> и  помнить,   что  в  вечность мы унесем только то,  что у нас будет
> в сердце. А празднословие, болтовня - это страшное слово, это значит
> убивать время [...]

> Далее  в  молитве  сказано:  'Дух  же целомудрия... терпения и любви
> даруй мне, рабу твоему'. Целомудрие  -  это чистота отношений к миру
> и  людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти
> тобою овладели.

> 'Смиренномудрие'  -  это значит мудрость здравого человека. Смирение
> здесь,  в  данном  случае [...] - это знать, чего ты ст`оишь на фоне
> вечности.  Не  раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, - она же
> лопнула./1/  Не  надо  раздувать,  а  надо знать свою цену. Мудрость
> скромности  -  она  необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности -
> это  не  уничижение  паче  гордости,  а  это здравость души. Вот вам
> пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нём нет,
> несколько движений вперед  -  и уже мания величия.  Мания величия  -
> это  патологическое состояние гордыни. Только один человек заявляет,
> что  он  председатель  Совета  министров  или что он Наполеон, и его
> кладут в психиатрическую больницу, а другой так не заявляет, поэтому
> он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.

> [...]  'Терпения  и  любви'.  Что такое терпение? Формулирую кратко,
> чтобы вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который
> всё терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс
> со  злом  -  ни  в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять
> невозмутимость     духа     в   тех     обстоятельствах,     которые
> этой  невозмутимости препятствуют. Терпение  -  это есть умение идти
> к цели,   когда встречаются на пути различные преграды.  Терпение  -
> это  умение  сохранять  радостный  дух,  когда слишком много печали.
> Терпение  есть  победа и преодоление, терпение есть форма мужества -
> вот что такое настоящее терпение.

> И,  наконец,   любовь.   Любовь   -   это  высшее  счастье человека,
> это  способность  нашей души быть открытой, имманентной, как говорят
> философы,   внутренне открытой для другого человека.  Когда вы едете
> в  метро  по эскалатору, проверьте себя, способны вы любить или нет.
> Когда  вы  см`отрите  на  тех,  кто  едет  по  другую сторону, и вам
> противно  смотреть  на эти физиономии [...] - значит, все поры вашей
> души  забиты  и  чувство  любви  у  вас  находится  в  эмбриональном
> состоянии [...]

> Но  сила  благодати  Христовой способна человека перестраивать таким
> образом,  чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой
> реакцией  была доброжелательность,  чтобы он сразу видел красивое  -
> в  красивой  женщине   или  мужчине,   одухотворенное   -  даже там,
> где  другие  не замечают; чтобы, видя страдающее лицо, он чувствовал
> сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой человек счастлив всегда,
> потому что он в единстве с людьми, он живет любовью.

> [...] И в конце молитвы сказано:  'Ей,  Господи Царю  (в переводе  -
> Да,   Господь  мой  и  Царь),    даруй   мне   зрети моя прегрешения
> и   не  осуждати  брата моего'.  Это вам понятно.  Великое исцеление
> от   осуждения  -  это  уметь  критиковать  самого  себя.  Мы  часто
> исключительно  внимательны,  я  бы сказал, наблюдательны, и я бы еще
> сказал  - психологически изощренны, когда речь идет о грехах соседа,
> о  грехах  другого  человека. Здесь мы проявляем максимальное знание
> всех  моральных  заповедей и всех тонкостей.   Но мы выступаем здесь
> в  виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чём мы других
> людей осуждаем, - в том виноваты и мы.

> [...]  Вы  меня  спр`осите:  а  может,  в  этом есть примиренчество,
> компромисс  со  злом?  Ни  в  коем случае, никогда. Мы всегда должны
> называть   зло  своим  именем.   Но человеку,  впавшему в этот грех,
> мы должны сострадать [...]

> [...]  Вот  суть  этой молитвы, которая читается каждодневно Великим
> Постом с земными поклонами. [...]
                [ свящ. Александр Мень. О молитве св. Ефрема Сирина
                  (из лекции 'Великий Пост',
                   прочитанной 1.IV.1989 в клубе 'Красная Пресня')
                  www.alexandrmen.ru/books/prakruk/daisprav.html#14
                  (Лекция полностью опубл. в сб. "Радостная весть",
однако в интернете полностью не была расмещена! Скачать аудио можно здесь: www.alexandrmen.ru/sounds/velkpost.wav, 17М) ] ------------------------------------- /1/ - Басня "Лягушка и Вол", см. www.azbuk.net/cgi-bin/az/book.cgi?aut_id=2305&book_id=7755&type=html /2/ - перевод иером. Амвросия (Тимрота), www.azbyka.ru/bogosluzhenie/litur/lit05.htm === Смотри также: = = = = = = = = = = = = = = = = = = = *** о молитве Ефрема Сирина: ** - митр. Антоний Сурожский www.messia.ru/rasylka/004/722.htm#0 + www.messia.ru/rasylka/004/729.htm#0 ** - свящ. Александр Шмеман www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_17.html#2 ** Святой Ефрем Сирин - о покаянии www.krotov.info/library/e/sirin/pokayan.html *** к чтению Быт.4:8-15 (убийство Каином Авеля) ** Яков Кротов об убийстве Каином Авеля и смертной казни: www.messia.ru/rasylka/003/374.htm#0 ** Николай Бердяев об аде; "нравственное сознание началось с Божьего вопроса: 'Каин, где брат твой Авель?' ..." www.messia.ru/rasylka/003/599.htm#0 ** свящ. Александр Мень - О проведении Великого Поста krotov.info/library/13_m/myen/1_9_molitva5.html ** ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ в переводе на русский язык www.azbyka.ru/bogosluzhenie/litur/lit05.htm ** Пособие к проведению Великого поста, день 9: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/038_gl09.html -------------------------------------------------------------- Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050322/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/22.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Виноградник Господа Воинств - это народ Израиля; обитатели Иудеи - лоза, дорогая Господу! Он надеялся увидеть правосудье, / а нашёл беззаконье, надеялся праведность увидеть, / а слышит жалобы и вопли! *Г`оре тем, кто приобретает дом за домом, поле за полем! Уже и места не осталось! / Что, лишь вам дано жить на земле? Я слышал, как Господь воинств поклялся: - Многие дома придут в запустенье! Большие, прекрасные дома они станут безлюдны. Виноградник в десять ц`емедов даст только бат вина, а х`омер посеянного зерна принесёт не больше эф`ы. Горе тем, кто утром рано ищет, чего бы выпить, и просиживает допоздна, разжигая себя вином! Лиры и арфы, бубны и флейты! Льётся вино на этих пирах! А на дела Господа не смотрят они - на то, что совершает Господь, не глядят. *И вот, за свое неразумье, в изгнание идет народ мой! Страдает от голода знать, / простой люд измучен жаждой. И вот разверзся Ше`ол, / широко распахнул свою пасть: туда сойдут и вельможи, и люд простой, / и все, кто шумил и ликовал. Пали, унижены люди, / потупили взор гордецы. *Господь Воинств справедливостью Своей возвеличен! Святой Бог Своим правосудьем показал, что Он свят.* (Ис.5:1-16, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Сын, выслушай мою мудрость, / в мысли мои вникай чтобы исполниться прозорливости, / чтобы знание твои уста хранили. Источают мед уста чужой жены, / и текут, как масло, ее речи - обернется она горечью полынной, / лезвием меча обоюдоострого. Ее стопы спускаются к смерти, / шаги направлены к Шеолу. О дороге жизни она не помыслит, / как зыбки ее пути, сама не знает. Так послушайте меня, дети, / и слов моих не отвергайте. Держись от нее подальше, / к порогу ее не приближайся, а не то потратишь на чужих свою силу, на безжалостных - годы своей жизни; твоей силой насытятся другие, / чужому дому пойдут твои старания. И вздохнешь ты в конце своей жизни, когда плоть твоя увянет и иссохнет: 'Зачем пренебрегал я наставлениями / и упреки отвергало мое сердце, зачем я учителей не слушал / и наставникам не внимал? Еще шаг - и меня осрамят / перед людьми, при всём народе'. Пей из своего водоема, / черпай из своего колодца.* (Пр.5:1-15, нов.пер., РБО, 2000г.)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»