Христос
рождается - славьте! * 16 декабря ст.ст., чт /память прор. Аггея, 500 г. до Р.Х./ (седмица 28-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 30-й седм. Рожд. пост) литургические чтения: Тит.1:5-2:1 или Евр.10:35-11:7; Мк.9:10-16. > Евангелие <> призывает приготовить себе <хранилища> не ветшающие, > сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где > моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет > (Лк.12:33-34). Поставление внешних благ в качестве последних целей > жизни порождает непрестанную заботу о вещах, постоянную житейскую > суету, в которых сама личность человека теряется, разменивается > на мелочи, порабощается внешним вещам и силам. Душа при этом будет > подавлена бременем этих забот, и душевные силы не получают развития. > Именно этим вызвана Евангельская заповедь: итак, не заботьтесь > о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: > довольно для каждого дня своей заботы... Итак, не заботьтесь > и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? > потому что всего этого ищут язычники, и потому, что Отец ваш > Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом (Мф.6:34,31-32). > ...Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит > от изобилия его имения (Лк.12:15). Непрестанная забота о завтрашнем > дне подавляет душу и отравляет жизнь, не будучи в состоянии > предусмотреть все потребности и нужды, бесчисленными нитями > связанные с бесконечными возможностями, не зависящими от нас. Да > и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один > локоть (Мф.6:27)? > Наконец, постановка материальных вещей и внешних благ главною целью > существования <ведет> часто к материальному порабощению, к потере > внутренней свободы; поклонение внешним благам, как и достижение > этих внешних благ, часто покупается ценой отказа от совести > и подчинения злу. Этот смысл имеет и искушение Спасителя. ...Берёт > Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира > и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься > мне. И на это последовал ответ Спасителя: отойди от Меня, сатана, > ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи > (Мф.4:8-10). > Никакие внешние блага не могут, по Евангелию, быть куплены ценою > поклонения тому, чему не надлежит поклоняться. Ничего не изменяет > в этом отношении замена личных стремлений к этим благам > общественными. То, что не может дать смысла жизни отдельному > человеку, не может дать смысла и обществу людей, коллективно > стремящихся к этим же целям (как к последним). Как для отдельного > человека обладание внешними благами должно являться лишь средством, > так и для общества. Стремления к производству ради производства, > к власти ради власти представляют извращения нормальной жизни > и являются источниками зла, порабощения духа вещами как для одного > человека, так и для целого общества. > Но если внешние блага не являются последней целью для человека, > то это не означает, что они не являются благами и не должны быть > использованы. Христианское учение весьма далеко от принципиального > пренебрежения ими. По христианскому учению, в самой природе вещей > нет зла. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается > не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими. > Всё получает свой смысл, если принимается не как самоцель, а как > средство для единой высшей цели жизни. С исключительной ясностью > это понимание смысла земных благ изложено у ап. Павла. ...Нет > ничего в самом себе нечистого, - говорит он в связи с осуждением > употребления некоторых видов пищи, - только почитающему что-либо > нечистым, тому нечисто (Рим.14:14). Господня земля и что наполняет > ее (Пс.23:1; 1Кор.10:26). Для чистых всё чисто; а для оскверненных > и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть > (Тит.1:15). Апостол осуждает лицемерие лжесловесников, сожженных > в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу > то, что Бог сотворил {Эти слова апостола направлены против > современного ему учения так называемых гностиков, видевших в материи > злое начало, отрицавших творение мира Богом и отрицавших брак.} > ...Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, > если принимается с благодарением (1Тим.4:2-4). Всё > мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, > но не всё назидает... - делает общий вывод апостол по отношению > к земным благам. - Всё мне позволительно, ничто не должно обладать > мною (1Кор.10:23; 6:12). > Основная идея, проводимая в приведенных местах, заключается > в следующем: благом является всё, что используется в соответствии > со своим назначением, в соответствии с высшей целью самой жизни > и призванием человека. Но эти блага перестают быть благами, если > они становятся предметом искания сами по себе и сами для себя, если > они становятся на место самой высшей цели. Из действительных благ > они превращаются в 'идолов' и 'кумиров', порабощающих человека > и закрывающих от него смысл жизни. Ныне же, познав Бога, или лучше, > получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным > и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя > им? - говорит по этому поводу ап. Павел (Гал.4:9). Вещи и земные > блага правильно используются, если человек сохраняет внутреннюю > свободу от порабощающей привязанности к ним. Никакие вещи и никакие > блага, с точки зрения христианского сознания, не могут обладать > человеком и отвлекать его от того пути, к которому он призван. > Именно этой свободы от привязанности к вещам не имел 'тот богатый > юноша', беседу которого с Христом приводит Евангелие (Мф.19:16-25), > и потому оказался он 'неблагонадежным' для Царствия Божия. > Евангельский богатый юноша принадлежал к тому типу людей, которых > называют 'порядочными, хорошими людьми' в обывательском смысле. > Он сохранял от юности своей заповеди обычной житейской морали: > не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, > не обижай, почитай отца и матерь твою. Не чужд он был и высших > стремлений: он идет к Учителю с вопросом: 'Что сделать доброго, > чтобы иметь жизнь вечную?' Но он хочет разрешить этот вопрос > в рамках житейского благополучия, не расставаясь со своим имуществом > и положением и не рискуя ими. Добрые дела и высокие стремления > не оказываются при таком настроении основной целью и началом, > проникающим всю жизнь, а ставятся на второе место, допускаясь > постольку, поскольку они не требуют жертвы. Имущество, бытовые > связи, положение обладают его душой, связывают его в путях жизни. > Пробой и испытанием действительной глубины стремлений и пожеланий > богатого юноши и был призыв Христа: ...продай имение твое и раздай > нищим... и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, - говорит > Евангелие, - юноша отошел с печалью, потому что у него было большое > имение (Мф.19:21,22). На власть вещей над человеком, лишающую его > внутренней свободы и препятствующую осуществлять единую цель своей > жизни - стремиться к тому, что одно только нужно (Лк.10:42), > и указывают последующие слова Христа: как трудно имеющим богатство > войти в Царствие Божие... как трудно надеющемуся на богатство войти > в Царствие Божие (Мк.10:23-24). Об этом же говорится и в другом > месте Евангелия: никакой слуга не может служить двум господам: ибо > или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет > усердствовать, а о другом нерадетъ. Не можете служить Богу > и маммоне (Лк.16:13). [ Николай Н. Фиолетов. Очерки Христианской Апологетики www.pravosludm.narod.ru/lib/fioletov/fioletov_apologetic.html www.krotov.info/libr_min/f/fio/filetov02.htm ] +++ смотри также по теме: + + + Саймон Тагуэлл: взгляд чистого сердцем www.messia.ru/rasylka/004/1004.htm#0 + + + www.messia.ru/rasylka/rzerv/tit1_15.txt (Николай Н. Фиолетов - Христианское учение об отношении к земным благам; свящ. Александр Шмеман - об "очищениях" в Правосл. Церкви; Блаж. Августин Иппонский - О Символе Веры; Правила святых Апостолов. И др.) Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/29.htm ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 28-й седмицы по Пятидесятнице (Тит.1:15-2:10) www.messia.ru/rasylka/004/1004.htm#0 (С.Тагуэлл; ссылки на тексты К.С.Льюиса, Дж.А.Т.Робинсона, митр. Антония, ККЦ) к еванг. чтению пятницы 30-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.9:33-41) www.messia.ru/rasylka/004/1018.htm#0 (митрополит Сурожский Антоний ; ссылки на тексты ) Завтра память прор. Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила, (600 г. до Р.Х.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Для чистых всё чисто, а для грязных и неверующих нет ничего чистого, потому что у них грязны и ум, и совесть.* (Тит.1:15) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |