Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 16 февраля 2006 г. ст.ст., ср {седмица 3-я предуготовительная (36-я)} литургии не положено; церковные чтения: Иоиль 2:12-26; 3:12-21. > Глубочайшая потребность в справедливости всегда жила в людях. Ее > не знает никакое живое существо, кроме человека. Это она внушила > египтянам веру в суд Осириса, индийцам - мысль о Карме, а грекам - > о Дике и Немезиде; это она вдохновляла пророков на их суровую > проповедь. В каждую эпоху и в каждом народе прорывается она, рождая > страшные предсказания и зловещие образы на стенах храмов, звуки > 'реквиемов' и восстания масс. О Суде вопиют души убиенных > в Апокалипсисе Иоанна, его призывают Савонарола, Ламене, > Достоевский, сознававшие, что без правды нет спасения. Ее жаждет > истерзанный мир сегодня, как и два тысячелетия назад. Это чувство, > столь человечное и неискоренимое, выразил в простых и предельно > искренних словах один из узников нашего жестокого времени. > 'Миру нужен Страшный Суд, - писал он из стен тюрьмы, - как Третьему > рейху - Нюрнбергский процесс. Иначе никак нельзя'. > Да, нельзя, невозможно. И пусть природа не ведает справедливости - > человек без нее не в состоянии дышать. > Известно, что всегда бывали люди, которым идея Судного Дня казалась > недостойной веры, но это только свидетельствует об их нечувствии > к мировому злу. Наша трагическая эпоха - эпоха тотальных войн, > обдуманных зверств, лагерей, унижений и бесчеловечности - > как никакая другая наполняет чаяние Суда реальным смыслом. 'Мне > отмщение и Аз воздам...' > В своем ожидании Дня Господня последователь Исайи был не одинок. > Вскоре появились и другие эсхатологические пророчества, которые > были проникнуты надеждой на торжество Правды. Людям казалось, что > час Воздаяния близок. > Нельзя недооценивать этих предчувствий только потому, что до первого > великого Суда миру оставалось еще более трех веков. 'Суд же, - > скажет Христос, - состоит в том, что свет пришел в мир, но люди > более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы' > (Ин.3,19). И поэтому необходимым станет последний Суд Второго > Пришествия. > Но у ветхозаветных людей, в силу уже известного нам сокращения > временной перспективы, оба Богоявления сливались в одно целое. > Если Судия является в мир - значит, пришло время гибели Левиафана, > извивающегося змея... > В этой нерасчлененной эсхатологии сплелись воедино мотивы возмездия > и примирения, гимны Судному Дню и новому творению. > Хотя Иудея была в стороне от битв, кипевших на севере и на юге > от нее, но и она оказалась в атмосфере тревог, надежд и смятений. > Завоеватель не пришел на ее поля, однако люди во всём теперь > пытались увидеть знаки близящейся Божией грозы. Таким знаком явилось > общее народное бедствие. > В один злосчастный день солнце над окрестностями Иерусалима > померкло - его затмила шелестящая живая туча. То была саранча, > которая, словно полчища демонов, несла голод и смерть. Напрасно > трубили трубы, напрасно разжигались костры и рылись рвы. Прожорливые > твари, оставляя за собой голую землю, летели, ползли, облепляли сады > и виноградники, стены домов, проникали в жилища. Это жуткое зрелище > внушало мистический ужас. Народ плакал и роптал. И тогда выступил > пророк Иоиль, сын Петуэля, и призвал растерявшихся людей к покаянию. > В книге, носящей его имя, о самом пророке ничего не сказано. Молчат > о нём и предания. Можно лишь предполагать, что Иоиль принадлежал > к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем.{} > В неотвратимом нашествии саранчи пророк увидел грозный символ > последних битв и Суда. В его речах как бы вновь оживают Амос, Исайя, > Софония: > Трубите в рог на Сионе > и бейте тревогу на святой горе Моей! > Да трепещут все жители земли, > ибо приходит День Господень, > да, он уже близок, день мрака и тьмы, > День сумрачный и облачный. > Солнце превратится во тьму > и луна в кровь, > прежде нежели наступит День Господень, > великий и страшный. > (Иоил 2:1-2; 3:31) > В пророчествах Иоиля стаи саранчи сливаются с образом страшного > нашествия врагов Божиих. Не воины ли это Гога и Магога, о которых > предсказывал Иезекииль? > Идет народ многочисленный и сильный, > какого еще не было от века. > Перед ним была земля, как сад Эдемский, > а после него унылая пустыня, > ничто от него не спасается, > вид его, как вид коней, > и скачут, как всадники. > (Иоил 2:2-4) > В этой безликой массе нет людей, это стадо, стая, подобная тучам > алчных насекомых. Иоаннов Апокалипсис повторит слова Иоиля, > изображая полк`и Антихрита в виде саранчи, закованной в броню. > Завоеватели всех времен обозначены этим зловещим символом. > Бессмысленное, жестокое, губящее жизнь нашествие. Сатанинские силы, > вырвавшиеся на свободу. Грехи мира породили этот смерч, этот разгул > насилия и пожирания. Когда Иоиль писал свое пророчество, призрак > мировых войн впервые навис над человечеством. > Пророк хочет, однако, чтобы люди не предавались безнадежному страху, > но встретили грозную годину во всеоружии духовной готовности. > Он зовет к осознанию своих грехов, своего Недостоинства перед Богом > Правды. Проповедь Иоиля подобна проповеди Крестителя: 'Покайтесь, > ибо приблизилось Царство Божие'. Посему и теперь изрек Господь: > Обратитесь ко Мне всем сердцем своим > в посте, плаче и сетовании. > Рвите сердце свое, а не одежды ваши, > и обратитесь к Господу Богу вашему. > (Иоил 2:12-13) > От самого человека зависит, чего ждать ему в День Божий. Пусть же > всеобщий хаос - прелюдия к Суду - заставит людей очнуться > от духовной спячки! > Не вечно будет мир таким, как сейчас. Великие перемены > ждут Вселенную. Голод, который принесла саранча, сменится > процветанием, духовный голод - последним Откровением Господа. > Не бойся, земля, радуйся и ликуй, > ибо Господь совершит великое... > И вы, сыны Сиона, радуйтесь и ликуйте о Господе Боге вашем, > ибо Он даст вам Учителя Праведности. > (Иоил 2:21,23) > Не только пророком и избавителем будет этот Учитель Праведности > {Иоиль 2:23. В синодальном переводе слова натан лахем ет ха морэ > ли-цедака переданы как 'даст вам дождь в меру'. Но еще в Вульгате > стоит более вероятный перевод: 'даст вам учителя праведности'. > Этот перевод принят многими современными экзегетами. Употребление > кумранитами титула 'Учитель Праведности' () косвенно доказывает, > что таково было понимание текста в древности.}, но он откроет новую > эру Священной Истории. Впоследствии ессеи назовут Учителем > Праведности одного из своих вождей в знак того, что 'последние дни' > близки. Иными словами, пророчество об Учителе имеет эсхатологическое > значение и связано с провозвестием Дня Господня: > В тот День воды живые потекут из Иерусалима... > И Господь будет Царем над всей землею. > В тот День Господь будет един и имя Его - едино. > (Зах 14:8-9) > Для Иоиля пришествие Учителя Праведности - знак падения преграды, > разделявшей Бога и человека. Сущий откроет Себя уже не только > избранникам, но и всем верным: > И после этого изолью Я Мой Дух на всякую плоть, > и будут пророчествовать сыны ваши и дочери, > и старцы ваши узрят вещие сны, > и юноши ваши - видения, > и даже на рабов ваших и рабынь > в те дни Я изолью Дух Мой... > и тогда спасется всякий, > кто призовет имя Господне. > (Иоил 2:28-29,32) > Эти строки - апогей маленькой Книги Иоиля. Можно даже сказать, что > ради них она была написана. Провидец говорит о Духе, который почиет > на каждом, чье сердце открыто Богу. Напомним еще раз, что > под 'Духом' в Библии разумеется не 'бесплотное бытие', как у греков, > но мощная, животворная, приходящая, словно ветер в пустыне, > сила Господня. > Апостол Петр в день Пятидесятницы, обращаясь к Иерусалиму, приведет > именно эти слова пророка Иоиля. Они как нельзя лучше будут > соответствовать христианскому чувству универсальности нового > Богоявления. Носителем Духа должен стать каждый, 'призывающий > имя Господне', все будут приобщены к Его огню. > Таково предвидение Иоиля. И пусть ветхозаветный пророк, говоря > о Царстве Божием, по обычаю рисует его в виде изобилия даров земли; > главный дар - это дар Духа, который преобразит творение. [ свящ. Александр Мень. История религии (В поисках пути, истины и жизни). т.6 (На пороге Нового Завета. 14) www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_14.html ] Смотри также: * Книга Иоиля в переводе А.Графова 2:1-27 www.messia.ru/rasylka/004/708.htm#0 2:28-3:21 www.messia.ru/rasylka/005/1085.htm#0 * Хосе Пепс М. Кьюненен: пророк Иоиль: экологическое прочтение www.messia.ru/rasylka/003/361.htm#0 Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060216&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Но Господь снова говорит: "Вернитесь ко Мне всем сердцем, поститесь, плачьте, рыдайте!" Разорвите свои сердца, а не одежды, вернитесь к Господу, Богу вашему! Ведь Он милостив и милосерден, терпелив, Своей любви верен, и о зле сожалеет Он. Как знать: может, Он и пожалеет, оставит после Себя благословение - хлебные приношения и возлияния Господу, Богу вашему? Трубите в рог на Сионе и объявите пост, запретите всякую работу! Соберите народ, назначьте священное собрание: созовите стариков, соберите детей, младенцев! Пусть приходит жених, оставив комнату свою, пусть невеста скорее покинет брачный чертог. Пусть священники плачут между Храмом и жертвенником. Пусть они, служители Господа, взывают: "О Господь! Смилуйся над Своим народом! Тех, кто принадлежит Тебе, не отдавай на поругание, другим племенам во власть! Не то иноплеменники скажут: "Ну и где же их Бог?" И разгорелась у Господа любовь к Его стране, и Он сжалился над Своим народом. И Господь сказал народу: "Вот, посылаю вам зерно, молодое вино, посылаю масло олив - вы получите всё в избытке. И уже не отдам вас на поругание другим племенам. (Иоиль 2:12-19, перевод А.Графова) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||