=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 7 апреля 2006 г. ст.ст., Великий Четверг.
Воспоминание Тайной Вечери.
литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.
> ПЕРВАЯ ЕВХАРИСТИЯ НА ПОСЛЕДНЕЙ ВЕЧЕРЕ
> 'Господь Иисус, в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и,
> возблагодарив, преломил и сказал'... Сколько исследователей Нового
> Завета и христианского богослужения, перечитывая эти священные слова
> и склоняясь над соответствующими библейскими формулами, мечтали
> о том, чтобы узнать, в каких именно выражениях Христос
> 'возблагодарил', совершая первую христианскую 'Евхаристию'!
> Но ни об этом, ни о последней Вечере в целом, ни евангелисты,
> ни святой Павел не сочли нужным приводить подробности, которые могли
> бы удовлетворить нашей благочестивой любознательности. Из этой
> сдержанности, почти можно сказать - молчаливости, крайние
> протестанты в XVI веке и немало 'передовых' католиков в ХХ-м делали
> или делают тот вывод, что ничего особенного и не было ни сказано,
> ни сделано на последней Вечере за исключением того немногого,
> что указано Апостолом или Евангелистами. В частности, те и другие
> думают, или думали, что ничем обрядовым или священным Тайная Вечеря
> не должна была отличаться от обыкновенной трапезы. Отсюда - хорошо
> известный вывод <...>: что идеальной Евхаристией, наиболее
> соответствующей своему первоначальному образцу, была бы та, которая
> по видимости не отличалась бы ничем от самой обыкновенной дружеской
> или семейной трапезы.
> В действительности, как это часто бывает, эта предполагаемая
> первобытность - всего только романтическая фантазия. Наш теперешний
> светский обед менее всего похож на первую Евхаристию и последнюю
> Вечерю, когда Учитель, в последний раз вкушая вечернюю трапезу
> с учениками, ввел в это начальный элемент всех наших литургий.
> Действительно, современные исследования позволяют нам дать весьма
> точный ответ на вопрос, поставленный нами вначале. Можно сказать,
> что не только слова произносившиеся Господом, но и совокупность
> действий, говоря точно - обрядов, совершавшихся в ту ночь Им Самим
> и присутствующими, теперь нам вполне известны почти во всех
> подробностях. Этим знанием разрешается ряд проблем, казавшихся
> прежде неразрешимыми, как исторического характера, так
> и по истолкованию. Как мы увидим, им проливается яркий свет
> на происхождение христианского богослужения (не только
> евхаристической литургии в собственном смысле). Но этим же знанием
> совершенно разрушается <фантазия> о будто бы безобрядовом
> первоначальном христианстве. Оно не оставляет ничего от иллюзии,
> укоренившейся у многих наших современников, всё еще думающих,
> что приблизиться ко Христу и к Его прямым ученикам можно, удаляясь
> от нашей теперешней литургии и превращая её просто в братскую
> совместную трапезу.
> <...>. В известном смысле, Тайная Вечеря несомненно была 'братской
> совместной трапезой'. Но то, что мы понимаем под этими словами,
> несоизмеримо с тем, что это означало для Христа и Его учеников.
> Понимаю, что мне возразят, что я тут останавливаюсь на внешности,
> имеющей второстепенное значение и связанной с местом и временем.
> Мне скажут, что важен 'дух', который может оставаться тем же, когда
> оболочка, связанная с культурой данного времени, меняется. Но именно
> 'дух' <...> и составляет главное различие между 'совместной братской
> трапезой' в XX веке и тем, что это могло быть в еврейской среде,
> как та, которую составляло общество учеников Христовых. Для нас,
> такое объединение за столом характеризуется так называемым
> 'отсутствием формализма', т.е. того именно, от чего хотят уйти,
> отвергая теперешние литургические обряды. Но то, что отличало
> совместную трапезу учеников, это был ее глубоко () обрядовый
> характер, который был ей присущ в силу ее высокого священного
> значения.
> <.....> в трапезах Христа с учениками, в частности в последней
> из них - но не только в ней, - <исследователи> заметили
> тот священный характер, который по <ранее принятым представлениям>
> должен был быть им чужд.
> Действительно, община Христа и Его учеников представляла собою,
> по-видимому, типичный пример тех хабурот - объединений в одно и то
> же время благочестивых и дружеских, - о значении которых в еврейской
> жизни, в эпоху, приблизительно совпадающую со временем возникновения
> христианства, мы знаем из раввинической литературы. Но мы знаем
> также, что главным собранием у них являлась ритуальная трапеза,
> обычно еженедельная, но происходившая кроме того и в кануны
> праздников. Подробнейшее описание такой трапезы осталось нам
> в трактате Беракот. Скажем, что в некоторых ее чертах можно
> заметить следы изменений, внесенных после разрушения Иерусалима.
> Но специалисты согласны в том, что эти поправки имеют весьма
> второстепенное значение. По их мнению, слова и обряды,
> почти священнодействия, в основном современны Христу, а в некоторых
> своих частях и значительно древнее Его.
> Отметим, что эта обрядность не ограничивалась одними хабурот
> в прямом смысле этого слова. Уже раньше их появления{} это была
> обрядность праздничных обедов, тщательно соблюдавшаяся в каждой
> подлинно благочестивой еврейской семье.
> При сопоставлении этого ритуала с повествованиями
> наших евангелистов, а также с наиболее древними дошедшими до нас
> литургиями, нельзя не поразиться тем, как совершенная связность
> устанавливается в изложениях, казавшихся раньше беспорядочными,
> и как сразу разъясняются многие подробности, происхождение или смысл
> которых казались темными.
> <...>
> * * *
> Общинная трапеза, типа той, которую Господь наш, очевидно, совершил
> вечером в Страстной Четверг, начиналась, подобно теперешним званным
> обедам в северной Европе, с закусок, которые присутствующие ели
> каждый отдельно или маленькими группами по два-три человека прежде,
> чем располагаться за столом. Как нам говорят, это было даже еще
> не началом самой трапезы, а как бы только введением к ней. Всё же
> каждый уже произносил благословение над любым кушаньем, которое
> он брал. Но это благословение оставалось еще индивидуальным (хотя
> и не в том смысле, чтобы каждый мог ее формулировать как угодно, -
> отнюдь нет). Так же дело обстояло и с чашами вина, которые с этого
> же момента передавались из рук в руки. При этом, как и в течение
> всей трапезы (за одним единственным, но важнейшим исключением,
> о котором речь будет дальше), каждый благословлял чашу сам для себя
> прежде чем пить из нее. Это говорилось так: 'Благословен Ты,
> Господи, Боже наш, Царь вечный, создавший виноградный плод'.{}
> Очевидно, это и была та чаша, которая по рассказу евангелиста Луки
> передавалась из рук в руки раньше хлеба и причинила истолкователям
> столько затруднений.{} Слова, которыми Христос её сопроводил,
> представляют собою явную ссылку на только что приведенную нами
> формулу благословения: 'Примите ее и разделите между собою,
> ибо говорю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока
> не придет Царствие Божие'.{Лк.22.17}
> По окончании этой вступительной части, присутствующие мыли руки
> (обычно в воде с примесью ароматов), при чем и это сопровождалось
> определенной молитвой; затем переходили к столу. С этого момента,
> начиналась трапеза в собственном смысле и никого пришедшего
> после этого уже нельзя было до нее допускать. Начало общей трапезы
> отмечалось торжественным обрядом, который совершался
> председательствующим. Перед ним клали хлеб. Он брал его в руки и,
> в форме благодарения, произносил над ним следующее благословение:
> 'Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вечный, дающий земле
> производить хлеб'. Несомненно, Господь тогда и добавил : 'Примите,
> ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
> воспоминание'.
> {Лк.22.18. Сам Христос тогда, вероятно, не пьет и предоставляет пить
> ученикам, после произнесения ритуальной формулы.}
(продолжение следует)
[ Л.Буйе. О Библии и Евангелии.
// Брюссель, 1988
(Добавление III. стр.221-5) ]
* Cвящ. Александр Мень: Новый Завет. Литургия
www.messia.ru/rasylka/004/758.htm#0
* Он же: ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА
www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0
* В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30
(Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора):
www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0
+ отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора):
www.messia.ru/rasylka/003/410.htm#0
* Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери
www.messia.ru/rasylka/002/055.htm#0
* Дороти Сэйерс: Тайная Вечеря
www.messia.ru/rasylka/005/1132.htm#0
* продолжение: "Я - лоза, вы - ветви"
www.messia.ru/rasylka/005/1172.htm#0
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060420/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.days.ru/day.php?date=20060407&key=days
***************************************************************** * *
к чтениям Страстной пятницы
www.messia.ru/rasylka/005/1133.htm#0
(свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Д.Сэйерс, митр. Антония,
свящ. Георгия Чистякова, "Б.-Ц.")
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Будучи Господом и Создателем всего,
Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил,
и, Сам являясь Пасхой,
тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
Спасительной для всего рода смертного,
напоил Ты, Благой, Своих учеников
собственною чашей, наполнив её веселием;
ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
усмиряющая бездны и укрощающая моря
Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
и Владыка омывает ноги рабов.
Ученикам подает / Владыка пример смирения;
и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
*К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
и сделать так, как мы увидели,
друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
и спину отдает на раны, щеки на удары,
лица же не отвращает от позора оплеваний
и осуждается на бесчестную смерть.
Безгрешный всё принимает добровольно,
чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
(Из богослужения Великого Четверга, перевод: А.Тимрот, с измен.)
|