=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 19 августа 2006 г. ст.ст., пт 12-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 2Кор.7:10-16; Мк.2:18-22 *. /Попразднство Успения Пресвятой Богородицы./ > Иногда Иисус намеренно вызывал богословов на спор. В синагогу пришел > человек с парализованной рукой, надеясь получить исцеление > от Учителя. Был праздничный день, и ревнители Закона ждали: > как поступит Назарянин? Он же велел больному выйти на середину > и задал присутствовавшим вопрос: 'Дозволяется ли в субботу делать > добро или зло? Спасти жизнь или погубить?'. 'Они, - пишет евангелист > Марк, - молчали. И, обведя их гневным взором, скорбя об огрубении > сердец их, говорит человеку: 'Протяни руку твою!' И он протянул, > и восстановилась рука его. И, выйдя, фарисеи тотчас же вместе > с иродианами вынесли против Него решение, чтобы погубить Его'. > {Мк.3,1-6. 'Иродиане' действовали в данном случае как представители > светской власти (Ирода Антипы).} > Наибольшее негодование вызывали слова Иисуса: 'Сын Человеческий - > господин и субботы'. Из них следовало, что Ему принадлежит власть > судить о Законе. > Может показаться, будто Иисус, поступая так, посягал на церковную > традицию и исключал для правоверных всякую возможность принять > Его учение. На самом же деле основы этой традиции не были нарушены > Христом. Ветхий Завет признавал авторитет +личного Откровения+. > Все пророки учили именно в силу такого исключительного дара > и посланничества. {Ср.: Амос 7,10-15} Наступление эры книжников > не означало, что прекратилось действие Духа Божия. Поэтому-то > в Талмуде такое огромное значение придавалось мнениям отдельных > учителей. Нередко их высказывания ставились наравне с Торой и +даже > выше ее+. Согласно Тосефте, {древний сборник раввинских толкований} > допускалось, чтобы раввин отменял +часть+ постановлений Закона. > {... Иудеи в ту эпоху уже фактически отказались от соблюдения многих > параграфов уголовного кодекса, содержавшегося в Пятикнижии. > Эти законы отражали уровень древневосточного правового сознания > и в более поздние эпохи перестали соответствовать потребностям дня. > Едва ли можно считать, что судебник Пятикнижия есть во всех своих > подробностях плод божественного Откровения (). Целый ряд уголовных > принципов Торы заимствован из месопотамских и др. судебников. См., > в частности, параллели между кодексом вавилонского царя Хаммурапи > (XVIII в. до н.э.) и законами, приведенными в 20-23 гл. Исхода ...} > Следовательно, проповедь Христа не шла вразрез с принципами > ветхозаветного учительства даже тогда, когда Он прямо настаивал > на +отказе+ от некоторых правил Торы. В частности, это касалось > ритуальных ограничений в пище. Эти законы были введены в древности > для отделения ветхозаветной Церкви от иноверцев. Но с каждым > поколением они осложнялись, став под конец трудновыполнимой системой > табу. {В качестве примера можно привести запрет 'варить козленка > в молоке матери его' (Исх.34,26). Происхождение его некоторые > связывают с тем, что это блюдо было приготовляемо во время какого-то > ритуала пастухов-язычников (). В раввинской же традиции запрет стали > относить уже ко всякому смешению мяса и молока. Их не только нельзя > было готовить вместе, нельзя было даже ставить на стол рядом посуду, > употребленную для молока и для мяса.} > Хотя деление пищи на 'чистую' и 'нечистую' исходило из Библии, Иисус > со всей решительностью объявил его устаревшим. 'Нечистыми' могут > быть только мысли, побуждения и поступки людей. > Слушайте и разумейте: > не то, что входит в уста человека, > оскверняет человека, > а то, что исходит из уст... > Ибо из сердца исходят злые мысли, > убийства, прелюбодеяния, > блудодеяния, кражи, лжесвидетельства и хулы. > Это оскверняет человека. {Мф.15,10-11; 19-20; ср. Рим 14,14} > Столь ясно выраженная мысль оказалась непосильной даже для людей, > ближе всех стоявших к Иисусу. Много лет спустя Петр всё еще > испытывал страх перед нарушением законов о 'нечистой пище'. > {Деян.10,9-15} > Так же мало значения Иисус придавал ритуальному мытью рук, которое > считалось обязательным у набожных иудеев. Что касается постов, то > Он хотел, чтобы люди не ставили их себе в заслугу. В древнейшие > времена пост был знаком скорби, но в евангельскую эпоху > его рассматривали как признак благочестия. > Ученикам Крестителя казалось странным, что Иисус не заставлял > Своих последователей соблюдать посты, как это делал их наставник. > 'Могут ли сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?' - > возражал им Иисус. Ведь аскеза есть +средство+, а не цель; цель - > это близость к Богу. Те же, кто находится рядом с Сыном > Человеческим, достигли ее, и поэтому пост им не нужен. Впрочем, Он > не порицал аскезы и Сам постился, когда жил в пустыне. Знал Он, > что и для учеников Его наступят трудные дни, когда пост станет > им необходим. {Мф.9,14-15; Мк.2,18-20} > Так в толковании Ветхого Завета проступали контуры Нового. В свете > Евангелия бледнели и теряли значение многие старые правила и обряды. > Они отживали свой век, хотя законники всеми силами противились > этому, отождествляя Истину с религиозно-национальным строем одного > народа. 'Никто, - говорил Иисус, - не ставит заплату из новой ткани > на ветхой одежде. Пришитый кусок ее разорвет, и дыра будет хуже. > И не наливают вино молодое в мехи ветхие, иначе прорываются мехи, > и вино вытекает, и мехи пропадают; но наливают вино молодое в мехи > новые, и сохраняется то и другое'. {Мф.9,16-17; Мк.2,21-22} > Старое не отбрасывается полностью, но рядом с ним возводится > иное здание, которому прежнее служит лишь преддверием. Иисус > не лишает религию формы, но всегда указывает на первенство любви, > веры, внутреннего духовного устроения. [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (5) www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_05.htm#bm0503 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.9.14-17; Лк.5.33-39; эпизод N67 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#67) + + + В.Н.Кузнецова: ... пока Жених с ними - не постятся!... www.messia.ru/rasylka/004/886.htm + + + Она же - УЧЕНИЕ О ПОСТЕ (Мф.6) www.messia.ru/rasylka/006/1428.htm + + + Яков Кротов: свобода того, кто со Христом, и пост www.messia.ru/rasylka/005/1081.htm + + + Он же: почему мы хуже хороших людей? www.messia.ru/rasylka/003/576.htm#0 + + + Еще комм. Я.Кротова (к Мф.9:16, о заплатках): www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_16.htm + + + Он же: о вине и мехах; "старое лучше" (Лк.5:39) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_17.htm + + + митр. Сурожский Антоний: Христов "закон" - новое вино www.messia.ru/rasylka/003/328.htm#0 + + + св. Мария (Скобцова): Свобода обязывает... www.messia.ru/rasylka/005/1190.htm#0 + + + www.bible-center.ru/note/20031008/orth + + + Клайв Льюис: Кто этот человек, объявляющий, что Его присутствие отменяет все нормальные правила? www.messia.ru/r2/0/13.htm = www.messia.ru/rasylka/005/1119.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060901/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-9-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению субботы 12-ой седмицы по Пятидесятнице (1Кор.1:26-29) www.messia.ru/rasylka/005/1259.htm#0 (Тертуллиан; ссылки на тексты Саймона Тагуэлла и др.) к еванг. чтению субботы 12-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.20:29-34) www.messia.ru/rasylka/004/887.htm#0 (свящ. Яков Кротов) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Однажды, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили: - Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои ученики не постятся? Иисус сказал им: - Разве гости постятся на свадьбе у жениха? Пока жених с ними - не постятся! Но наступят дни, когда отнимут у них жениха, вот тогда, в тот день, и будут поститься. Никто не ставит заплаты из новой ткани на старую одежду, иначе потянет на себя заплата ветхую ткань - и дыра станет еще хуже. И никто не наливает молодое вино в старые мехи, иначе прорвет вино мехи - и вино пропадет, и мехи. Молодое вино наливают в новые мехи.* (Мк.2:18-22) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1603.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#7:10 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#2:18 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
||||
|