=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 08 февраля 2007 г. ст.ст., среда 1-ой седмицы Великого поста. /память прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.)./ церковные чтения (паремии): # Ис.2:3-11 [Пророчество о пришествии Мессии, Который изображается справедливым Судьей и Царем мира для всех людей (3-4). Господь призывает иудеев пойти по пути света Господня, указывает на их нечестие и угрожает наказанием за неисправление (5-11)] # Быт.1:24-2:3 [Сотворение мира: день шестой (животные и человек, 24-30); благословение седьмого дня как дня покоя (2:2-3)] # Притч., гл. 2 [Восхваляется Мудрость за блага, которыми она преисполнена и которые дарует призывающим и ищущим ее, послушным ей (1-12). Оплакиваются и осуждаются те, кто не внемлют ее голосу, идут путями неправды и нечестия и тем готовят себе погибель (13-22)] Жажда Бога и жертва =Захотеть Бога.= Это значит, прежде всего, всем существом узнать, что =Он есть=, что вне Него - мрак, пустота, бессмыслица, ибо в только в Нём - причина, смысл, цель, радость всего существующего. Это значит возлюбить Его всем сердцем, всем разумом, всем существом. И это значит, наконец, испытать и познать беспредельность нашей оторванности от Него, нашу страшную вину и одиночество в этом отрыве. Узнать, что в последнем итоге ЕСТЬ ЛИШЬ ОДИН ГРЕХ: НЕ ЗАХОТЕТЬ БОГА И ОТОРВАТЬСЯ ОТ НЕГО, и есть только одна печаль - "не быть святым", не иметь освящения - единства с единым Святым... Но там, где есть эта жажда Бога, это сознание греха и эта тоска по подлинной жизни, там неизменно есть жертва. В жертве человек отдает себя и свое Богу, потому что, узнав Бога, он не может не любить Его, а возлюбив - не стремиться к Нему, к единству с Ним. А т.к. на этом пути к Богу стоит и загромождает его грех, то в своей жертве человек ищет также прощения и искупления; он приносит ее в умилостивление за грехи, он вкладывает в нее всю боль и муку своей жизни, чтобы страданием, кровью, смертью, наконец, искупить свою вину и воссоединиться с Богом. И как бы ни затемнялось и ни огрублялось религиозное сознание, как грубо, утилитарно, по-язычески ни понимал человек и своей жертвы, и то, во имя чего, и кому он ее приносит, в основе ее неизменно оставалась исконная, неистребимая жажда Бога. И в своих бесчисленных приношениях, закланиях, всесожжениях, человек, пускай впотьмах, пускай дико и первобытно, но искал и жаждал Того, Кого не может перестать искать, ибо Он для Себя создал нас и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его (бл. Августин). Однако все эти жертвы были бессильны уничтожить грех и восстановить полноту утерянного человеком единства с Богом. К ним ко всём, а не только к ветхозаветным жертвам, можно отнести слова Послания к Евреям: они никогда не смогут "сделать совершенными приходящих с ними, иначе бы перестали приносить их; потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов" (10,1-2). Они были бессильными потому, что, хотя и исполненные жажды Бога и единства с Ним, сами они оставались =под законом греха=. А грех - это не вина, которую можно загладить и искупить, внеся, пускай и самую высокую, цену. ГРЕХ - ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТРЫВ САМОЙ ЖИЗНИ ОТ БОГА, И ПОТОМУ - ТАКОЕ ПАДЕНИЕ И РАСПАД ЕЕ, В КОТОРЫХ ВСЯ ОНА, А НЕ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ ГРЕХИ, СТАЛА ГРЕХОВНОЙ, СМЕРТНОЙ. И не может быть у этой падшей жизни, целиком подчиненной закону греха, силы саму себя исцелить и возродить, снова наполнить Жизнью, снова сделать освящением... В ней остаются порыв, жажда, раскаяние, их вкладывает человек в свою религию и в свои жертвы, но эта религия и жертвы не могут спасти человека от порабощенности греху и смерти, как не может падающий в пропасть сам остановить своего падения, заживо погребенный - высвободить себя, мертвый - воскресить себя. =Спасти=, именно спасти, - ибо в спасении, а не просто в помощи нуждается наша жизнь, - может только Бог. Только Он может исполнить то, бессильной мольбой о чём остаются все жертвы, чаянием, прообразом, предвосхищением чего все они были. Он исполнил это в последней, совершенной и всеобъемлющей жертве, в которой Он отдал Сына Своего единородного для спасение мира, в которой Сын Божий, став Сыном Человеческим, принес Себя в жертву за жизнь мира. В этой жертве исполнилось и совершилось всё. В ней очищена, восстановлена, явлена во всей сущности и полноте сама жертва, ее предвечный смысл как совершенной любви и потому совершенной жизни, состоящей в совершенной самоотдаче: во Христе "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего...", и в Человеке Христе - так возлюбил человек Бога, что отдал себя до конца, и в этой двуединой отдаче ничего не осталось не отданным и во всём воцарилась любовь - "любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа - торжествующая силою крестной". И в этой жертве воссияло и даровано было прощение грехов, ибо она была только любовью и только в любви. И наконец, в ней исполнена и утолена была извечная жажда человека по Богу: Божественная жизнь стала нашей пищей, нашей жизнью... Всё то, что сознательно или бессознательно, впотьмах, частично, искаженно вкладывал человек в свои жертвы, всё то, чего чаял от них, и то, что не могло "придти на сердце человеку", всё это было исполнено, совершено и даровано =единожды и навсегда= - в этой жертве всех жертв. Последняя и самая радостная тайна ее в том, что Христос даровал ее нам - новому, в Нём возрожденному и с Ним соединенному человечеству - Церкви. В этой новой жизни, Его жизни в нас, нашей в Нём, Его жертва стала нашей жертвой, Его приношение - нашим приношением. "Пребудьте во Мне и Я в вас" (Ин.14,4). Что же это значит, как не то, что Его жизнь, вершиной которой стала совершенная Им жертва, дарована нам как наша жизнь, как единственно подлинная жизнь, как исполнение извечного замысла Божия о человеке? Ибо если жизнь Христа - приношение и жертва, то и наша жизнь в Нём и вся жизнь Церкви - приношение и жертва. Приношение самих себя и друг друга и всего мира, жертва любви и единства, хвалы и благодарения, прощения и исцеления, причастия и единства. И потому эта жертва, приносить которую дано и заповедано нам и в приношении которой исполняет себя Церковь, как жизнь Христа в нас и наша в Нём, не есть жертва новая, "другая" по отношению к той, единственной, всеобъемлющей и неповторимой, которую принес Христос =раз и навсегда= (Евр.9,28). Восприняв и соединив в Себе всё "небесное и земное" (Еф.1,10), наполнив Собою всё, Христос всё принес Богу и Отцу; в Его жертве прощение всех грехов, вся полнота спасения и освящения, исполнение и потому завершение всей религии. И потому новых, других жертв не нужно, они невозможны. Однако, именно потому, что единой и неповторимой жертвой Христовой сама наша жизнь восстанавливается, возрождается и исполняется как приношение и жертва, как возможность всегда претворять тела наши и всю нашу жизнь в "жертву живую, святую и угодную Богу" (Рим.12,1), "устроять из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить через Иисуса Христа духовные жертвы, приятные Богу" (1Петр.2,5). Новых жертв не нужно, ибо во Христе мы "имеем доступ к Отцу" (Еф.2,18). Однако этот доступ в том и состоит, что в нём сама наша жизнь стала приношением и жертвой, "возрастанием в святой храм в Господе" (Еф.2,21), радостью приношения себя и друг друга и всего творения Богу, призвавшему нас "в Свой дивный свет" (1Петр.2,9). Этим приношением живет, в нём саму себя исполняет Церковь. Снова и снова принося эту жертву, мы всякий раз с радостью узнаём, что приносим мы ее =через Иисуса Христа=, что это Он, нам Себя отдавший и в нас пребывающий, вечно приносит единожды и навеки принесенную Им жертву. Узнаём, что, принося Богу нашу жизнь, мы приносим Христа - ибо Он наша жизнь, жизнь мира и нам нечего принести Богу, кроме Него. Узнаём, что в этом приношении "Христос приносит и Он же приносимый, Христос принимает и Он же раздающий..." (www.messia.ru/r2/1/256.htm по книге: протопресв. Александр Шмеман ЕВХАРИСТИЯ: ТАИНСТВО ЦАРСТВА, гл. 6.I-II) + + + митрополит Антоний - ОБ ИСПОВЕДИ www.messia.ru/r2/1/263.htm + + + он же: грех - нарушение законов жизни www.messia.ru/rasylka/003/375.htm + + + Романо Гвардини: грех и Христос во мне... www.messia.ru/rasylka/002/123.htm * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * * "С юности, Христе, заповеди я Твои преступил..." Избранные стихи из канона свт. Андрея Критского (в рус.пер.): www.messia.ru/rasylka/003/368.htm#0 www.messia.ru/rasylka/005/1092.htm#0 www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N15 * Полностью 3-я часть канона, перевод Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon3.html * То же в переводе иером. Амвросия Тимрота www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/vkan03.htm * то же в переводе А.Виноградовой www.churchtranslat.narod.ru/andrey3.html * канон в переводе В.К.Ковальджи п/ред. свящ. Владимира Лапшина www.radiosofia.ru/vk/kanon.doc * Пособие к проведению Великого поста, день 3: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/032_gl03.html * Анри Каффарель: Молитва - не человеческое дело... www.messia.ru/rasylka/004/715.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070221/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=21-02-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 7-9. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#7:1 Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл.8-10. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#8:1 Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Бытие, гл. 11:10 - 15:20 (Начало истории Авраама): www.messia.ru/r3/ge/11-15.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и тогда смутишься. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! * * *Время жизни моей кратко и преисполнено страданий и порока, но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Спаситель, Сам надо мною сжалься. *Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный, человек владеющий имением многим и праведный, богатством изобилующий и стадами, внезапно богатства, славы, царства, (Иов) обнищав, лишился. *Праведен был он и непорочен более всех, но не избежал козней и уловок Обманщика, то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь, если случится, что нечто нежданное постигнет тебя? *Высокомерен я ныне в словах, дерзок также и сердцем без причины и во вред себе; вместе с фарисеем не осуди меня, но смирение мытаря мне даруй, единый Милостивый и Правосудный, с ним и меня сопричисли. *Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей, знаю, Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, дабы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Самого себя я в идола превратил, страстями душу свою осквернив, о Милосердный; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. *Не слушал я голоса Твоего, не послушался Писания Твоего, Законодатель; но в покаянии меня прими и к познанию истины призови, чтобы не стать мне добычей и пищей врага, Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.* (Великий канон прп. Андрея Критского) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1773.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |