=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 14 марта 2007 г. ст.ст., вторник 6-ой седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.49:6-9 [Пророчество о Мессии, через которого Бог возратит остатки Израиля и которого Он соделает светом всех народов: к Нему, уничиженному и презираемому всеми, придут поклониться правители земли; Господь соделает Его заветом для народов, чтобы дать узникам свободу; они не будут терпеть голода и зноя, ибо Бог, милующий их, утешит их.] # Быт.31:3-16 [Бог повелевает Иакову возвратиться на родину, в землю своих предков; Иаков сообщает своим женам Рахили и Лии об этом повелении; жены советуют Иакову исполнить повеление.] # Притч.21:3-21 [Соблюдение правды угодно Богу; прилежание сопровождается достатком; надменность - грех, сокровища, приобретенные ложью ведут к смерти (3-6). За неправды нечестивые подвергаются гибели; лучше жить под открытым небом, чем в разукрашеном доме с неправдой (7-10). Кто не будет внимать воплю бедного о помощи, тот и сам не будет никем услышан во время нужды (13-21).] > СТРАСТИ И МЕХАНИЗМ ИСКУШЕНИЯ > Библейский рассказ о "запретном плоде" подчеркивает силу внушения: > его вид возбуждает желания одновременно чувственные и эстетические: > "Дерево было +хорошо для пищи+ и +приятно+ для глаз, вожделенно" > (Быт 3:6). Формальному непослушанию предшествует стрела искушения, > которая, достигая человеческой свободы, заставляет ее сделать ложный > выбор. Сущность грехопадения становится очевидна: запретный плод, > чувственно вожделенный, погружает человека в чувственную жизнь, > которую он предпочел духовному углублению общения с Богом. Человек > оказывается виновным не столько негативно - непослушанием, сколько > позитивно - тем, что не обогатился близостью Божией. "Если бы > он прилепился к Богу с первого движения своего бытия, то тогда же > достиг бы совершенства", - говорит св. Григорий Нисский. > {+О девстве+ XII} > Притягательные чары запретного плода символизируют скрытое желание > обладать свойствами Бога. Любовь человеческого сердца, изначально > направленная на Существо Бога, оказывается отклонена от своего > объекта, сбита с пути и направлена единственно на Его атрибуты, > источник наслаждения. Благодать "подобия" уступает место магии > равенства: "будете как боги". > Мифологический образ +вкушения+ плода не случаен, его природа > определенно евхаристична. Элемент, первоначально внешний невинному > человеку, зло, через вкушение вошло внутрь человеческого существа. > Зло, таким образом, становится для него внутренним; Бог же, > напротив, становится внешним человеку. Порядок вещей нарушается; > биологическое животное оказывается чуждым истинной природе человека, > поскольку животное было воспринято +до+ его одухотворения, до того, > как человек достиг главенства духа над материей. Общение с природой, > хорошей самой по себе, оказывается дурным, ибо +преждевременным+. > Ошибка исходит от чересчур поспешной самоидентификации. <...> > Из-за извращения иерархии ценностей добрая сама по себе, животная > природа представляет теперь постоянную угрозу вырождения > для человека. Аксиологическая способность оценки, различения духов, > оказывается пораженной: "Ум, отступивший от Бога, становится > скотоподобным или демоноподобным и, выступив за пределы естества, > вожделевает вещей, ему чуждых".{Свт. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. +Гомилия+ > LI,6} Незаконное вожделение +противоестественно+, человеческое > существование оказывается под властью страстей, жизни чувств. > Поэтому в первую очередь аскеза нейтрализует страсти, > дабы объективировать, выявить те внутренние устремления, которые > удаляют от Бога. > Можно увидеть эту терапию в жизни, обратившись к таинству исповеди. > "Утаенный помысел разрушает сердце. Кто его скрывает, становится > больным", - констатирует св. Кассиан.{} Действие зла восходит > к страшной +philautia+ - самолюбию, замыкающему человека в самом > себе. Напротив, раскрытие души предотвращает возникновение помыслов, > разоблачает их и исцеляет болезненные угрызения совести.{АВВА > ДОРОФЕЙ. (+Поучения+ I)} Поэтому исповедь включает признание вины, > за которым следует отпущение грехов. Принимающий исповедь, согласно > Клименту Александрийскому, подобен "ангелу покаяния", способному > проникнуть и открыть души грешников, он "врач Божий". "Придя > к врачу, да не уйдешь неисцеленным", - говорится в молитве > перед исповедью. Так же в определениях Трулльского собора (692 г.) > содержится хорошее предписание: "Принявшие от Бога власть вязать > и решить, да поступают как внимательные врачи, дабы найти особое > средство, требуемое каждому кающемуся и каждому греху кающегося".{} > Тысячелетний опыт ясно свидетельствует об опасности вытеснения > из сознания и об освобождающем значении исповеди. "Многие страсти > сокрыты в нашей душе, но ускользают от внимания", - говорит > Евагрий.{+Сотницы+ VI,52} Грех пускает корни в душе и отравляет > внутренний мир, он требует хирургической операции, чтобы отрезать > эти корни и извлечь грех. Здесь необходимо присутствие внимающего > свидетеля, дабы разрушить одиночество и вернуть кающегося > в причастие Телу. Психоанализ вновь открывает ценность исповеди; он > по-своему пытается привести пациента к тому, чтобы тот стал открыт > к диалогу, преодолел неспособность вести диалог и страх, мешающий > идти навстречу другим. > Созомен (V в.) решительно заявлял: "Чтобы просить прощения, > необходимо исповедать свой грех".{+Церковная история+ VII, 16} > Исповедание греха облегчает душу, но как сделать его несуществующим? > Ведь неспокойная совесть - это не только угрызения > из-за совершенного преступления, но и тоска по утраченной > невинности. Человек ищет прощения, но в самой глубине своего сердца > он хочет упразднения зла, и это-то столь желанное уничтожение > и требует отпущения грехов в таинстве. Грех, выведенный > на поверхность, даже высказанный и таким образом объективированный, > как бы выброшенный, может еще мучить человека извне. Только > отпущение грехов в таинстве покаяния разрушает его безвозвратно > и приносит полное исцеление. Верующие психиатры знают > это таинственное действие полного освобождения и часто отправляют > своих больных для завершения лечения в церковную "врачебницу". > Огромное значение исповеди состоит в этом последнем освобождении. > Снова стать свободным - значит уметь употребить свое прошлое, > даже если оно греховно, на созидание настоящего, свободного > от греха; это способность трансцендировать пассивную восприимчивость > души и ее свойства, подверженные действию непроизвольных причин, > к творчеству духа, вновь ставшего девственным через отпущение > грехов. Быть в состоянии впредь избегать действия этих причин - > значит стать хозяином своей судьбы, открыть ее освобождающему > действию божественных энергий. > Акт прощения вводит нас в самое сердце отношений между Святым Богом > и грешным человеком, и необходимо понимать его бесконечную важность. > Дело не в том, что Бог всемогущ и потому может изглаживать и делать > несуществующим, - речь идет о Христе, Который, как говорит апостол > Павел, "стер рукопись, которая была, против нас... пригвоздив ее > ко Кресту" (Кол 2:14). "Агнец заклан до сложения мира" - значит, > сотворение мира оказывается укорененным в заклании Творца, и потому > власть прощать куплена ценой крови, пролитой распятым Агнцем. > И поскольку Христос берет +на Себя+ все беззакония и преступления > мира, оставаясь из-за этого в агонии до конца, и +за нас+ отвечает > Своей невыразимой любовью на любовь Отца, постольку Он имеет > нравственное право изглаживать, прощать грех и делать нас невинными > чадами Божьими. Молитва Господня "И оставь нам долги наши, как > и мы оставляем..." ставит наше прощение в зависимость от нашего > "подражания" Богу: мы призваны вслед за Христом сойти во ад всеобщей > виновности, где все заслуживают наказания; всякий верный > православный исповедует перед причастием: "Грешники... из которых > первый - я". > Молитва перед исповедью, предваряемая чтением 50-го псалма, имеет > огромное значение, она свидетельствует о примирении, > о предварительном воссоединении грешника с Церковью. По молитвам > священника кающийся как бы берется под опеку Церкви, ею > он поддерживается и представляется пред лице Божие. Лишь находясь > в материнском лоне Церкви, человек может действительно раскрыть > свою душу и получить исцеление, ибо любой грех ставит человека > вне Тела Христова. Воссоединенный с Церковью, человек может плакать > слезами своего духа. Слезы покаяния, говорит прп. Симеон Новый > Богослов, "очищают и даруют второе крещение, о котором говорит > Спаситель, возрождение водою и Духом"; и добавляет: "...крещение > слезами есть уже не образ истины, но сама истина".{Chap. theol. > I,35-36 (Главы богословские, умозрительные и практические)} Никакой > автоматизм в отношении таинств недопустим, возрождение Духом требует > полного осознания со стороны того, кто "с трепетом" перешагивает > через бездну. [ Павел Евдокимов. Этапы духовной жизни // М.: СФМВПХШ, 2003; стр.146-150 ] + + + Прп. Андрей Критский: С грязью смешал я, несчастный, свой ум... www.messia.ru/rasylka/006/1465.htm#0 + + + Пособие к проведению Великого поста, день 37: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/066_gl37.html Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070327/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 15-16 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#15:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Евреям, 9-13 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, гл. 42-45: www.messia.ru/r3/is/42-45.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца. Поступающий праведно и справедливо угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ... Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде. Кто добивается богатства ложью - гонится за пустотой, стремится к смерти. Злодеяния нечестивцев их же и погубят: ведь они отказались поступать справедливо. ... Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят. ... Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится. Кто любит веселье, не знает достатка, кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ... Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает. Кто стремится к праведности и верности, найдет и жизнь, и праведность, и почет.* (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый перевод РБО) * * * *И теперь говорит Господь (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова и собрался бы к Нему весь Израиль; я славен в очах ГОСПОДА, мой Бог стал моей силой) - говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля, - Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!' *Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт, кто в презрении у народов, рабу владык: - Увидев тебя, цари будут вставать, владыки будут падать ниц, ради ГОСПОДА (верен Он!), ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!). *Так говорит Господь: - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья, в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню, ты - Мой договор с народом: ты возродишь землю, раздашь запустевшие владенья, скажешь узникам: 'Выходите!' - скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!' *Вдоль дорог они пастбища себе найдут, все голые холмы станут пажитями для них.* (Ис.49:5-9, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1805.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|
|
![]() |