=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 06 мая 2007 г. ст.ст., суббота 6-й седмицы по Пасхе. {Попразднство Вознесения Господня} литургические чтения: Деян.20:7-12; Ин.14:10-21. к евангельскому чтению: <•> свящ. Александр Мень: "Я с вами до конца мира" - говорит Христос www.messia.ru/rasylka/003/453.htm#0 <•> митр. Антоний Блум: св. Михаил Муромский: жизнь за врагов www.messia.ru/rasylka/002/099.htm#0 <•> ДУХ СВЯТОЙ в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова" www.krotov.info/spravki/temy/d/duh_sv.html <•> О Св. Духе - свящ. Александр Мень: www.krotov.info/library/13_m/myen/00043.html <•> - свт. Кирилл Иерусалимский: www.krotov.info/library/k/kiri_ier/oglas_17.html <•> - Владимир Лосский: www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/H08-T.htm <•> - свт. Григорий Богослов (анализ И.Алфеева) www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/3_06.html <•> - Карл Барт www.messia.ru/rasylka/005/1170.htm#0 <•> К.С.Льюис: Богословие и опыт www.messia.ru/rasylka/004/802.htm#0 <•> Филип Янси: Два вида веры www.messia.ru/rasylka/006/1515.htm#0 > ВОЗНЕСЕНИЕ > Вхождение во славу воскресшего Христа составляет одну из истин веры, > но - это тайна, превосходящая чувственный опыт, и она не может быть > сведена только к событию, происшедшему на Елеонской горе, > где апостолы видели своего Учителя, удаляющегося от них, чтобы > возвратиться к Богу. О смысле, моменте и способе вхождения Христа > в небесную славу мы находим в текстах Св. Писания весьма > разнообразные высказывания и это поучительно. Попытаемся в их свете > проникнуть в глубокую реальность тайны, рассмотрев историю > образования и развития этих выражений в письменности. > I. ПУТЬ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ > По естественно возникшему представлению, распространенному по всему > миру и использованному Библией, небо является жилищем Божества > и служит даже метафорическим обозначением Бога. 3емля, Его подножие > (Ис 66.1), - жилище людей (Пс 113.24; Екк 5.1). Чтобы их посещать, > Бог сходит с неба (Быт 11,5; Исх 19.11 слл; Мих 1.3; Пс 143.5) > и затем снова восходит на него (Быт 17.22). Облако служит Ему > колесницей (Числ 11.25; Пс 17.10; Ис 19.1). Посылаемый Им Дух также > должен сходить (Ис 32.15; Мф 3.16; 1Петр 1.12), равно как и Слово, > возвращающееся к Нему каждый раз по свершении своего дела (Ис 55.10 > сл; Прем 18.15). И ангелы, обитающие на небе с Богом (3Цар 22.19; > Иов 1.6; Тов 12.15; Мф 18.10), сходят для исполнения Божественных > повелений (Дан 4.10; Мф 28.2; Лк 22.43) и затем снова восходят (Суд > 13.20; Тов 12.20); таким схождением и восхождением устанавливается > связь между небом и землей (Быт 28.12; Ин 1.51). > Людям этот путь сам по себе недоступен, и говорить о восхождении > на небо значит выражать стремление к недоступному (Втор 30.12; > Пс 138.8; Притч 30.4; Вар 3.29), но иногда и притязание безумной > гордыни (Быт 11.4; Ис 14.14; Иер 51.53; Иов 20.6; Мф 11.23). Надо > довольствоваться уже и тем, что молитвы восходят к небу (Тов 12.12; > Сир 35.16 сл; Деян 10.4) и что Бог назначает людям встречу на горах, > куда Он сходит, а они подымаются, напр., на Синай (Исх 19.20) > или на Сионскую гору (Ис 2.3 и 4.5). Только избранным, как Енох (Быт > 5.24; Сир 44.16; 49.14) или Илия (4Цар 2.11; Сир 48.9-12; 1Макк > 2.58), дана особая милость быть восхищенными на небо божественной > силой. В Дан 7.13, Сын Человеческий идет к Ветхому днями; это можно > представлять себе тоже как восхождение, хотя место его исхождения > таинственно, а облака небесные может быть являются здесь > не колесницей, а только украшением Божией обители. > II. ВОСХОЖДЕНИЕ ХРИСТА НА НЕБО > Согласно этой библ. картине мироздания, Иисус, вознесенный > Своим Воскресением одесную Бога (Деян 2.33 сл; Рим 8.34; Еф 1.20 сл; > 1Петр 3.22; ср. Мк 12.35 слл п; 14.62 п), где Он восседает > на престоле как Царь (Откр 1.5; 3.21; 5,6; 7.17), как будто взошел > на небо. И действительно, Его Вознесние представляется в первых > свидетельствах веры не столько как явление, рассматриваемое ради его > самого, сколько как естественное внешнее выражение небесного > превознесения Христа (ср. Деян 2.34; Мк 16.19; 1Петр 3.22). Но > по мере постепенного раскрытия откровения и более ясного изложения > веры Вознесение принимает всё более характерное богословское > и историческое своеобразие. > 1. +Нисхождение и восхождение.+ - Вера в предсуществование Христа, > заложенная в душу человека на заре веры, постепенно высказывалась > со всё большей ясностью, и это онтологическое предсуществование > всё больше осознавалось при помощи Писания. До Своего земного > существования Иисус был у Бога - Сын, Слово, Премудрость. Итак, > Его небесное прославление было не просто торжеством человека, > возвышенного до божественного состояния, - как это можно было > предполагать в период ранней христологии (Деян 2.22-36; 10.36-42) - > но возвратом в небесный мир, откуда Он пришел. Яснее всего > это нисхождение с неба выражено у ап. Иоанна (Ин 6.33,38, 41 сл, > 50 сл, 58), где оно поставлено в связь с восхождением туда, где > Он был прежде - Вознесением (Ин 3.13; 6.62). Движение, о котором > говорится в Рим 10.6 сл имеет другое значение: под нисхождением > понимается Воплощение Христа, а под восхождением - Его возвращение > из царства мертвых, скорей чем восхождение на небо. Но в Еф 4.9 сл > перспектива расширяется: за нисхождением в преисподнюю земли следует > новое восхождение, которое возносит Христа выше всех небес. Ту же > перспективу предполагает и славословие в Флп 2.6-11. > 2. +Торжество космического порядка.+ - Установлению особого смысла > Вознесения как момента прославления Христа, отличного от Воскресения > и пребывания одесную Отца на небе, содействовало и стремление > лучше выразить идею космического верховенства Христа. Когда ересь > Колоссян грозила низвести Христа на низший уровень ангельских чинов, > Павел еще более категорически подчеркнул то, что он уже говорил > о Его торжестве над небесными Силами (1Кор 15.24), утверждая, что > это торжество уже достигнуто крестной смертью (Кол 2.15), > что Христос уже теперь восседает на небесах выше всех этих Сил > (Еф 1.20 сл). Именно тогда он ссылается на Пс 67.19, показывая, > что восхождение Христа превыше всех небес и было принятием власти > над вселенной, 'дабы наполнить всё' (Еф 4.10) и возглавить > (Еф 1.10). Тот же космический кругозор раскрывается в славословии > (1Тим 3.16): Вознесени во славе происходит после явления ангелам > и миру. Восхождение Христа снова рассматривается в посл. к Евр > сообразно его представлению небесного мира, где пребывают реалии > нашего спасения и куда направляются в своем странствовании люди. > Первосвященник взошел туда первым, пройдя небеса (4.14) и проникнув > за завесу (6.19 сл) в святилище, где Он предстоит за нас пред лицом > Божиим (9.24), - чтобы воссесть там на престоле одесную Бога (Евр > 1.3; 8.1; 10.12 сл; 12.2), выше ангелов (1.4-13; 2.7 слл). > 3. +О времени Вознесения.+ - Восхождение Христа на небо отличается > от выхода Его из гроба не только в плане космическом, но и в плане > педагогическом: было необходимо описать в рамках человеческого > времени событие сверхвременное, считаясь со временем явлений > Его ученикам после Воскресения, ибо иначе трудно было бы объяснить, > где Он пребывал, когда не был с ними, тем более, что Он являлся им > уже во славе. У Мф не говорится о Вознесении, но приводятся слова > Христа о власти, данной Ему на небе и на земле (Мф 28.18), > из которых можно заключить, что воцарение Его на небесном престоле > совершилось уже до этого явления на горе в Галилее. То же говорит, > хотя и в другой форме, Ин: Христос извещает Своих учеников > через Марию Магдалину о Своем восхождении к Отцу (Ин 20.17); > следовательно Он взойдет к Отцу до того, как снизойдет, > чтобы явиться ученикам вечером того же дня (20.19). Эти несколько > часов человеческого времени, протекшие между Воскресением > и Восхождением к Отцу, служат Христу педагогическим средством, > чтобы разъяснить Марии Магдалине, что Он вступает в новое состояние, > при котором прежнее общение (ср. 20.17 и 11.2; 12.3) переходит > в новый, более духовный план (6.58 и 6.62). > В других текстах момент Вознесение и момент Воскресения различаются > еще больше: у Луки (24.50 сл в связи с предшествующими ему стт. > 13,33,36,44) создается впечатление, что Вознесение произошло вечером > в пасхальное воскресение после нескольких бесед Иисуса с учениками. > В заключении Еванг. от Марка (16.19), в значительной степени > зависящего от Луки, о Вознесении говорится после описания > ряда явлений Иисуса, но не указывается, произошли ли эти явления > в один день или в несколько. Наконец, по Деян 1.3-11 Иисус покинул > Своих и взошел на небо по истечении сорока дней явлений и бесед. > Согласно этим трем текстам Вознесение замыкает период явлений > ученикам. Цель этих текстов, несомненно, не в том, чтобы описать > первое вхождение Христа во славу, по истечении некоего по-разному > исчисляемого и необъяснимого промежутка времени, а в том, чтобы > рассказать о Его последнем отшествии, которым заканчивается видимое > присутствие Его на земле. Сама неопределенность промежутка временно > объясняется в связи с этой относительностью срока; в Деян число 40 > было выбрано, вероятно, принимая во внимание дату Пятидесятницы: > 50 дней после Пасхи. Иисус восшел окончательно на небо за несколько > дней до этого праздника, чтобы послать Духа Своего, Который отныне > будет заменять Его при Его учениках. Многообразие учения > свящ. текстов располагает в своей совокупности к познанию в этой > тайне двух сторон, между собой связанных, и в то же время > раздельных: небесного прославления Христа, совпавшего с Его > Воскресением, и Его последнего отшествия и возвращения к Богу после > явлений ученикам; апостолы были свидетелями отшествия на горе > Елеонской и память о нём отмечается особым церковным праздником > Вознесения. > 4. +Как произошло Вознесение.+ - Единственный канонический текст, > сравнительно подробно описывающий восхождение Христа на небо - > Деян 1.9; сама его краткость указывает, что это не описание первого > вхождения Христа во славу. Такое простое описание не имеет ничего > общего ни с апофеозами языческих героев, вроде Ромула или Митры, > ни даже с библ. эпизодом взятия Илии на небо. Пользуясь привычными > при описании теофаний образами облака и ангелов, разъясняющих смысл > события, свящ. автор не стремится описывать эту тайну > с нагромождением подробностей и тем более вымыслов, встречающихся > в некоторых апокрифах, а ограничивается основными данными, > указывающими на ее смысл. Хотя это событие, место которого точно > указано на горе Елеонской, является историческим воспоминанием > апостолов, и Иисус мог даровать им благодатное ощущение Своего > возвращения к Богу, цель этого рассказа не в прославлении Его > торжества - ибо оно произошло уже при Воскресении, - а в указании, > что Воскресший, после некоторого периода задушевных бесед со своими > учениками, окончательно завершил время своего видимого Присутствия > в мире, чтобы возобновить его лишь при конце времен. [ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.krotov.info/library/bible/comm/03v.htm#v13 ] + + + о вознесении - проповедь митр. митр. Антония www.mitras.ru/archive/070519.htm (впервые опубликовано?) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070519/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-05-2007 ***************************************************************** * * к еванг. чтению воскресенья 7-го по Пасхе (Ин.17:1-13) www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (Оливье Клеман, патр. Афинагор; ссылки на тексты митр. Антония (Блума), Якова Кротова, иеромонах Габриэля Бунге, cвящ. Александра Меня и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: 'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю - это Отец, который во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне. А не верите Мне, / из-за дел этих верьте. Говорю вам истинную правду: тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я, и даже б`ольшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу. Всё, о чём ни попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына. Если Меня вы о чём-то попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню. Если Меня вы л`юбите, / то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника, чтоб он навеки остался с вами. Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас. Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь. Еще немного - / и мир Меня уже не увидит, а вы Меня будете видеть, потому что живу Я, / и вы будете жить. И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем, вы - во Мне, и Я - в вас. Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1851.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |