=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 13 мая 2007 г. ст.ст., суббота 7-й седмицы по Пасхе.литургические чтения: Деян.28:1-31; Ин.21:15-25. /Троицкая родительская суббота (поминовение усопших)/ > ИСТИННАЯ ПОТЕРЯ СЕБЯ > Начало и конец пути, который мы должны пройти в процессе нашего > преображения во Христе, отмечен таинственными словами Господа: > 'Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня > сбережет ее' (Мф.10,39). В этих словах звучит требование 'отказаться > от себя' и обещание новой жизни во Христе. <...> В этих словах > высвечивается вся святая парадоксальность смерти и воскресения - > таинство умирания с Христом и воскресения с Ним. <...> > Истинность евангельских слов - 'потерявший душу свою ради Меня > сбережет ее' - подтверждается уже на уровне естественного. Богатство > личности определяется восприимчивостью к ценностям и масштабом > адекватного ценностного ответа. Чем восприимчивей человек и чем > полнее он отвечает на любые ценности, тем в большей мере он сам > приобщается к миру ценностей. Во всякой преданности подлинной > ценности, предполагающей определенный выход за свои пределы, > подчинение и самоотрицание, заключается своеобразное сочетание > нашего духа с этой ценностью. Ценностноответная преданность > представляет собой процесс нашего внутреннего роста, только на этом > пути мы можем приобщиться к самой ценности. И уже в этой преданности > заключается что-то вроде 'потери своей души' - это, так сказать, > естественный пример. > Человек по своей подлинной сущности сотворен для Бога. 'Ты сделал > меня для Себя', - говорит бл. Августин в своей 'Исповеди'. > Чем глубже человек благоговеет перед Господом, тем богаче и шире > становится его личность, тем больше она украшается высокими > достоинствами. Если же человек, наоборот, печется о себе и своей > репутации, то он становится духовно беднее, ограниченнее. Поэтому > мы видим - св. <кюре> из Арса тому пример - что даже не очень > одаренный от природы человек может стать замечательной личностью, > если только он будет без остатка предан Богу. В сравнении с ним даже > и высокоодаренный человек будет производить удручающее впечатление, > если закроется от Бога. > Хотя мы и получили без нашего содействия сверхъестественную жизнь, > точно так же как и естественную, в качестве бескорыстного дара > из рук Бога, но преобразиться во Христе мы можем только в том > случае, если, так сказать, утонем во взгляде Христа. Только > через благоговейную любовь ко Христу можем мы войти в Его мир. > Эта сверхъестественная жизнь не раскрывается сама по себе, > без нашего участия. Она может полностью раскрыться только тогда, > когда Христос и нашему сознанию является как центральный пункт > нашего существования, когда вся наша жизнь устремлена к Нему > и преисполнена благоговейной любви. Также и для раскрытия > сверхъестественной жизни непременным условием является > ценностноответная преданность Богу через Христа - Богу, который явил > Себя в Христе. > Но 'потеря своей души' означает здесь больше, чем преданность, > которая заключается в любом подлинном ценностном ответе. > Мы действительно должны умереть для себя и опустошиться, > чтобы Христос мог раскрыть в нас свою сверхъестественную жизнь. > И преданность Христу должна превосходить все прочие ценностные > ответы, это должна быть полная, безоговорочная преданность, > возможная и уместная только по отношению к абсолютному Господу, > 'в Ком пребывает полнота Божественного'. 'Потеря своей души' > приобретает здесь совершенно новый смысл. > Но мы совершенно не поймем 'потери себя', 'умирания для себя', > если увидим в этом затухание внутренней жизни в смысле > деперсонализации и нейтрализации. Распространено мнение, особенно > в наши дни, что человек может выйти из собственных узких рамок > и занять истинно теоцентрическую позицию лишь тогда, когда не будет > больше делать акцент на живой связи с Христом. Можно услышать > следующее: 'Что такое я, что такое моя личная тяга и любовь > к Христу? Не слишком ли всё это незначительно, чтобы быть чем-то > в глазах Бога? Напротив, важно, чтобы мы вошли в великий объективный > ритм святой Церкви, чтобы мы, не обращая внимания на самих себя, > думали о великом союзе <мистического Тела Христа>, так как только > это имеет значение перед Богом, а не наше маленькое, жалкое "я"'. > Думают, что если по возможности исключить всё личностное, то можно > стать объективнее и теоцентричнее. <...> > Такой взгляд является опасным заблуждением <...>. В его основе лежит > идеал ложной объективности и широты. В личности как таковой видят > нечто субъективное, а в имперсональном - более объективное. При этом > забывают, что Бог, первопричина всего объективного, является > +Личностью+. Субъективное видят в характере, в сознательно > переживаемом бытии как таковом, вместо того чтобы увидеть его > в особенности +определенного характера+. Забывают, что Бог есть > +любовь+ и мы приобщаемся к Нему в той мере, в какой преисполнены > сверхъестественной любви. Забывают, что человек может выйти > из собственных узких рамок только через встречу с Богом, > через +я-ты+-отношения с Христом, через благоговейную преданность > Ему, а не через осознание себя простой частью грандиозного целого. > Последняя точка зрения, в сущности, заключает в себе элементы > пантеизма. Человек всё еще применяет количественные категории > и хочет преодолеть свою ограниченность путем простого 'расширения', > а не личной преданностью вечному божественному 'Ты'. Человек > забывает потрясающее величие и вечное значение каждой отдельной > бессмертной души. 'Христос умер бы и за одну-единственную душу', - > говорит св. Тереза. > Если ничего не значит отдельный человек, то ничего не значит > и общество. <....> Доминирование субъективного характеризует > не отдельного человека в противоположность обществу, а такое > состояние и того и другого, когда они заняты чем-то частным, > а не объективно ценным, внутренне значимым. Самый интимный акт > отдельного человека теряет свой личный характер, если он нравственно > ценен. Напротив, чисто практический интерес общества остается > частным делом. Если речь идет об объективно ценном, внутренне > значимом, то оно - независимо от того, связано ли оно с отдельной > личностью или с обществом в целом, - выходит за рамки > чисто субъективного, становится большим, важным перед Богом делом > и так или иначе соотносится с вечностью. > Величайшая ересь антиперсонализма проникла сегодня и в религиозные > круги: например, ее можно встретить у некоторых представителей > литургического движения. Эти последние испытывают сильное недоверие > к мистике и аскезе. Они подозрительно относятся к любой интенсивно > эмоциональной, личностной связи со Христом. В +деперсонализации+ > ни видят религиозный прогресс. На самом же деле религиозный прогресс > состоит в том, что мы всё больше и больше как личности преображаемся > во Христе и приобщаемся к Его святой жизни. Эта жизнь заключается > в безграничной, не имеющей конца любви к Богу и ближним. > Мы преображаемся во Христе в той мере, в какой +мы Его любим > и приобщаемся к Его любви к Богу и к людям+. И нам не удастся > преобразиться, если мы деперсонализированы и нейтральны. > Чего требует от нас Бог прежде всего? Нашей любви. О чём настойчиво, > трижды спрашивает Господь у Петра в ту великую минуту, когда > доверяет ему Свое стадо? О его +любви+: 'Симон Ионин! любишь ли ты > Меня?' > Таким образом, настоящая связь со Христом, главой мистического > Тела Христова, заключается в личной встрече двух 'я'. Истинная > потеря себя представляет собой полную, благоговейно-молитвенную > преданность Христу, полный отказ от своей независимости, > освобождение себя от всего остального. Это означает, что в нас > не остается ни одного укромного уголка, в котором бы господствовали > мы сами и так или иначе самоутверждались. Пока в нас остается > такое место, о котором мы, пусть и бессознательно, могли бы сказать: > вот до сих пор, но не дальше, - мы еще не предались Христу > настолько, чтобы могла идти речь о истинной потере себя. Мы должны > на самом деле оттолкнуть лодку от берега, сжечь позади себя корабли. > Здесь нужна безоговорочность. 'Очень много', когда речь идет > о преданности, является 'ничем' - здесь необходимо 'всё'. Только > при безусловной преданности, в этом безвозвратном героическом прыжке > во тьму 'теряем мы свою душу'. [ Дитрих фон Гильдебранд. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (18) www.agnuz.info/library/books/gilderbrant_sustchnost_hristianstva/page19.htm ] + + + к евангельскому чтению: + + + www.messia.ru/rasylka/005/1177.htm (+ ссылки) + + + www.bible-center.ru/note/20040714/odp5 + + + www.bible-center.ru/note/20040529/orth + + + Р.Гвардини: Единство - в радости и доверии к Создателю www.messia.ru/rasylka/006/1521.htm#0 + + + Он же - МЕЖ ВРЕМЕНЕМ И ВЕЧНОСТЬЮ www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html (3) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070526/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-05-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению Пятидесятницы (Деян.2:1-11) www.messia.ru/rasylka/006/1522.htm#0 (митрополит Антоний; ссылки на тексты свящщ. Александра Меня, Якова Кротова и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они? - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус. И во второй раз спрашивает его: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Позаботься о Моих овцах. И в третий раз говорит ему Иисус: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его. - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. - Ты знаешь, что я люблю Тебя. - Паси Моих овец, - говорит Иисус. - Говорю тебе истинную правду: когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел. А когда состаришься, то раскинешь руки свои и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь. Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога. И, сказав это, говорит Петру: - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1857.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#0 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm# ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |