=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 17 июня 2007 г. ст.ст., суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.8:14-21; Мф.9:9-13*. {Память свт. Иоанна (Максимовича), Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца (переходящее празднование в ближайшую субботу к 19 июня ст.ст.)} + + + текст ап. и еванг. чтений: www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/056.htm#0 к еванг. чтению: + + + Яков Кротов: врач нужен больным - банальность... www.messia.ru/rasylka/005/1212.htm#0 здесь же - ссылки на др. материалы (В.Н.Кузнецова, митр. Антоний, свящ. Александр Мень, Мартин Лютер, Н.Бердяев, Р.Гвардини, Н.Успенский, св. Мария (Скобцова)) ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.2:14-17; Лк.5:27-32; эпизод N44 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#44) -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Этот выпуск посвящен фрагменту из Евангелия от Матфея, 8:14-27. > 21 Другой же человек, из Его учеников, сказал Ему: > - Господь, позволь, я сначала вернусь домой и похороню > отца. > 22 - Следуй за Мной! - говорит ему Иисус. - Пускай мертвецы > хоронят своих мертвецов. > Ст. 21 - Еще один человек обращается к Иисусу с просьбой, на этот > раз это один из Его учеников. Матфей не сообщает, сколько их было > к тому времени. Этот человек хотел бы следовать за Иисусом, > но просится на время Его покинуть, потому что должен вернуться домой > и похоронить отца. > Ст. 22 - Иисус отвечает категорическим отказом. Пускай мертвецы > хоронят своих мертвецов - под 'мертвецами' обычно понимают людей, > духовно мертвых, ведущих биологическое существование и равнодушных > к истинной жизни. Вероятно, это единственно правильное понимание, > тем более что идея духовной смерти не была незнакомой для слушателей > Иисуса. > Если эти Его слова и сейчас приводят читателей Евангелия в состояние > шока, давайте представим себе реакцию Его слушателей, для которых > достойное погребение родителей всегда было священным долгом, > важнейшей религиозной обязанностью человека. Этого требовала > заповедь Декалога о почитании отца и матери. Если мертвого оставляли > не похороненным, это считалось страшным богохульством. Ведь согласно > преданиям, Бог сам похоронил Моисея. В Палестине, вероятно, > по причине жаркого климата, умершего хоронили в день смерти, > а за ним следовала неделя траура. Эта обязанность считалась > выше многих прочих религиозных установлений. Так, в день погребения > скорбящий сын мог не читать молитвы и не исполнять другие > религиозные обряды. Собственно говоря, в древности для того и рожали > детей, чтобы те обеспечили родителям надлежащее погребение, потому > что от этого, согласно представлениям, бытовавшим у многих народов, > зависело, обретет ли умерший покой или он будет обречен скитаться > в виде призрака. > Иисус, сказав такие жесткие, а может быть, даже жестокие слова, вряд > ли выступал против заповеди Закона Моисея. Невозможно также > представить, чтобы Он разделял убеждения некоторых древних > философов, которые и сейчас оскорбляют наш слух: 'Трупы значат > меньше, чем экскременты'. Для евреев вообще было характерно глубокое > уважение к телесной оболочке человека, потому что они верили > в телесное воскресение. > И всё же слов`а Иисуса ошеломляют. Вот почему существует множество > попыток хоть отчасти смягчить их. Например, ряд ученых, занимающихся > обратным переводом Евангелий с греческого языка на арамейский, > высказали предположение, что перед нами неправильный перевод и что > слова Иисуса значат нечто иное. Проблема заключается в том, что нет > единого решения. Ведь разные ученые предлагают свои собственные > трактовки, отличающиеся друг от друга, а это наводит на сомнения. > Может быть, ближе всего к истине предположение, что отец этого > ученика состарился, но еще не умер и что ученик хотел бы исполнить > свой сыновний долг, оставаясь рядом с ним и лелея его старость. > В таком случае его отсутствие могло бы растянуться на много лет. > Чувства сына заслуживают всяческого уважения, но Иисус не может > ждать и не может полагаться на человека, который на первое место > поставил не Бога, но кого-то иного, пусть даже родителей. Конечно, > многое стало бы нам понятнее, если бы евангелисты Матфей и Лука > сообщили нам хоть какие-нибудь подробности этой истории. Но они > этого не делают, потому что пишут не историю, а возвещают Весть, > не удовлетворяют нашу любознательность, но дают нам образцы > для подражания. > Какой же урок преподает нам этот рассказ? Иисус не всех брал к себе > в ученики, а только некоторых, следовательно, эти предельно жесткие > требования распространяются не на всех, а только на тех, кто избран. > Иисус не отменяет ни семьи, ни сыновних обязанностей, ни заповеди > о почитании родителей (ср. 15.4, где эта заповедь названа исходящей > от Бога). Но есть горстка людей, которые должны, если согласны > на это, во всём подражать Ему, а Он ведет битву с силами зла. > Призванные Им - это воины, стоящие рядом с Ним в строю. Воин > не может оставить смертельную схватку только потому, что у него > что-то случилось в семье. Долг воина - выше всего остального, > правила военного времени отличаются от правил времени мирного. > Если Елисею было позволено попрощаться с родителями перед тем, > как занять место Ильи (3Цар 19.20), то сейчас иные обстоятельства, > они не терпят даже короткого отлагательства, и, кроме того, перед > нами не Илья, а сам Сын Божий. Те, кто с Иисусом, должны подражать > Ему во всём. Он же требует от Своих ближайших сподвижников того, что > Он сам уже сделал. Он не вступил в брак (не из аскетических > соображений, но потому, что целиком посвятил себя Своей > деятельности), а ведь брак рассматривался как исполнение Божьей воли > (Быт 2.24). Он оставил Свою мать, хотя долг сына заключался в том, > чтобы заботиться о ней. Он жил, не имея ни собственного дома, > ни постоянного пристанища, ночуя где придется. Иисус требует > от Своих учеников того, что Он сам уже осуществил в Своей жизни. Да, > это трудно, но Господь не обещал легкого, проторенного пути, > Он обещал трудный путь и узкие ворота, и сам Он шел таким путем. > Запрет ученику отлучиться на время похорон сто`ит в одном ряду > с другими, не менее трудными и шокирующими словами, такими, > например, как то, что Его достоин только тот, кто любит Его больше > отца или матери; что Он пришел принести не мир, но меч; что первым > и самым важным будет тот, кто станет последним и будет всем слугой. > Вот почему так важно теперь в понятии 'Богочеловек' ставить > на первое место Его человеческую природу. Тогда мы сможем > воспринимать Его слова всерьез, не пытаясь придумывать обходные > пути, не ища себе оправданий: мы, дескать, всего лишь люди, слабые, > грешные, а Он Бог, Он всё может, а мы нет... Только тот, кто > не откажется следовать за Ним, ничего не устрашась, вдруг поймет, > что эти, казалось бы, невозможные для исполнения слова Иисуса > каким-то странным образом не вступают в противоречие с другими > Его словами - о том, что заповеди Его просты и ноша Его легка > (11.30). > Иисус требует полной самоотдачи, безраздельного посвящения себя > Богу, вплоть до мучительного и невыносимого разрыва уз, соединяющих > людей с теми, кто им дороже всего. Здесь уместно вспомнить и о том, > что первосвященникам и левитам было запрещено прикасаться к телам > умерших, включая даже своих родителей. Соратники Иисуса - это народ > первосвященников и левитов. [ В.Н.Кузнецова Евангелие от Матфея. Комментарий М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002; стр. 182-5 www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/0821-2.htm ] ### к Мф.8:17-23: # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # +++ митр. Сурожский Антоний: решимость ответить на Божий призыв www.messia.ru/rasylka/002/134.htm#0 +++ В.Н.Кузнецова: комментарий на Мф.8:21-22 ("Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов"): www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/0821-2.htm#0 +++ Яков Кротов: бродяжничество и комфорт www.messia.ru/rasylka/004/837.htm#0 +++ его же - другие размышления www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_21.htm & www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_22.htm & к Мф.8:23-27: >>> митр. Антоний: Иисус и бури www.messia.ru/rasylka/002/200.htm#0 >>> ...говорит морю: "Да замолчи ты!!"... www.messia.ru/rasylka/006/1615.htm#0 (+ссылки!) >>> Томас Мертон: вера во мраке www.messia.ru/rasylka/006/1656.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070630/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-06-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению воскресенья 5-го по Пятидесятнице (Рим.10:1-10) www.messia.ru/rasylka/005/1213.htm#0 (Н.Т.Райт; ссылки на тексты К.С.Льюиса, митр. Антония, прот. Александра Меня, иером. Мелетия (Серебрякова)) к еванг. чтению воскресенья 5-го по Пятидесятнице (Мф.8:28-9:1) www.messia.ru/rasylka/003/496.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты митр. Антония) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали Матфей. - Следуй за Мной, - говорит Он ему. Тот встал и последовал за Ним. Когда Иисус был у него на обеде, там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников, они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками. Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам: - Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками? Иисус, услышав это, ответил: - Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова: 'Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений'. Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.* (Мф.9:9-13) * * * *Проблема не в том, как построить мост, а в том, как понять, что нет берегов.* (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1889.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |