=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 24 июня 2007 г. ст.ст., суббота 6-й седмицы по Пятидесятнице. Рождество Иоанна Крестителя; литургические чтения: Рим.13:12-14:4; Лк.1:24-25,57-68,76,80. рядовые литургические чтения (переносятся на пятн.): Рим.9:1-5; Мф.9:19-26. + + + к рядов. ев. чтению: www.messia.ru/rasylka/005/1218.htm#0 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- > 1.57-66 РОЖДЕНИЕ ИОАННА > 57 Елизавете пришло время родить, и она родила > 58 сына. • Соседи и родственники, услышав о том, какую > великую милость явил к ней Господь, поздравляли ее. > 59 На восьмой день они пришли сделать обрезание ребенку > 60 и хотели назвать его Захарией, по отцу. • Но мать > возразила: > – Нет, он будет зваться Иоанном. > 61 – Но в твоем роду нет никого с таким именем! - > 62 сказали они • и стали знаками спрашивать отца > ребенка, как тот хочет его назвать. > 63 Захария, попросив дощечку, написал: 'Его > 64 имя - Иоанн'. Все изумились. • И в тот же миг к нему > вернулась речь, он заговорил и стал прославлять Бога. > 65 Всех соседей охватил ужас, и по всей горной Иудее > 66 только об этом и говорили. • И все, кто об этом > слышал, задумывались и говорили про себя: 'Кем же > станет этот ребенок?' И действительно, с ним была > сила Господня. > ----------------------------------------------- > 59 Лк 2.21; Быт 17.12; Лев 12.3 59-60 Лк 1.13 > ----------------------------------------------- > Ст. 57-58 - Рождение ребенка всегда считалось высшей радостью, > особенно если это был сын. Женщину иногда даже переставали звать > по имени, называя ее матерью такого-то (ср. Ин 2.1 - 'мать Иисуса'). > Но это рождение было чудесным для всех - даже для тех, кто не знал > об ангеле. Все близкие =поздравляли= Елизавету (буквально: > 'радовались вместе с ней'). > Ст. 59 - Несмотря на то, что в самые древние времена имя давалось > сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение > имени с обрезанием. Это первое письменное свидетельство того, что > уже в I в. до н. э. этот обычай имел место. =Обрезание= означало, > что ребенок получал 'печать Завета', то есть входил в народ Божий > и в Завет - в договорные отношения с Богом. Согласно Закону, > обрезание совершалось =на восьмой день=, даже если это была суббота > (см. Ин 7.22-23; ср. Флп 3.5). =Хотели назвать Захарией, по отцу= - > известно, что ребенка часто называли по имени деда, но традиция > называть по отцу тоже существовала, тем более что в этом случае > близкие хотели особенно почтить Захарию за великую милость Бога > к нему. > Ст. 60 - В том, что Елизавета хочет назвать сына Иоанном, как велел > Захарии ангел, некоторые видят чудесное совпадение, воздействие > Святого Духа. Но, как мы увидим ниже, Захария мог посредством письма > поведать жене о своем опыте общения с Богом. > Ст. 61 - Тем, кто присутствовал при обрезании, показалось странным > желание Елизаветы, тем более что честь дарования имени ребенку > принадлежала отцу. > Ст. 62 - То, что Захария не только не мог говорить, но и не слышал, > подтверждается словами: =стали знаками спрашивать=. > Ст. 63 - =Захария попросил= - тоже знаками. В древности часто писали > на специальных =дощечках=, покрытых воском, процарапывая буквы остро > заточенной палочкой. Такое совпадение желаний вызывает =изумление=, > ведь соседи и родственники не знали, что, называя сына Иоанном, отец > и мать исполняли волю Бога. > Ст. 64 - Слова ангела исполнились: ребенок родился, и к отцу > вернулись речь и слух (ст. 20). Захария =стал прославлять Бога= > за эти два великие события. Если у него могли быть какие-то > сомнения, то теперь они исчезли. > Ст. 65 - =Ужас= объясняется тем, что присутствующие своими глазами > увидели чудо и почувствовали близость Бога. См. ст. 12. Весть > об этом широко распространилась по всей =горной Иудее=, это южная > часть Иудеи. > Ст. 66 - Люди чувствовали, что происходит нечто великое, что Бог > на их глазах воздействует на человеческую историю через рождение > этого мальчика. =Сила Господня= - дословно: 'рука Господа'. Здесь > этот привычный библей-ский антропоморфизм говорит о том, что Иоанн > находится под защитой и руководством Бога. > 1.67-80 ПЕСНЬ ЗАХАРИИ > 67 Захария, его отец, исполнился Святого Духа > и заговорил, пророчествуя: > 68 – Да будет благословен Господь - Бог Израиля! > Он пришел на помощь к нам > и дал свободу > народу Своему; > 69 Он послал нам великого Спасителя > в доме Давида, служителя Своего, – > 70 как обещал нам с древних времен > устами святых пророков Своих, – > 71 Того, кто нас спасет от врагов > и от всех, кто ненавидит нас. > 72 Он обещал быть милостивым к нашим отцам > и помнить о святом Договоре Своем; > 73 клятвою клялся Он Аврааму, нашему праотцу, > что от рук врагов Он избавит нас, > 74 и, никого не страшась, мы будем служить Ему, > 75 чтобы быть святыми и праведными > в очах Его все наши дни. > А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего, > 76 ибо будешь идти перед Господом, > +чтобы проложить Ему путь+ > 77 и возвестить народу Его, > что он будет спасен > и грехи его прощены. > 78 Наш Бог, исполненный любви и милосердия, > пошлет нам светлую зарю с небес - > 79 она взойдет и озарит сиянием > +всех, кто живет во тьме,+ под сенью смерти, > и путь укажет нам, ведущий к миру. > 80 А ребенок рос, мужая телом и духом. Он жил > в пустынных местах до тех пор, пока не пришел его час > явиться перед народом Израиля. > -------------------------------------------------------------- > =74= +от рук врагов+ - в некоторых рукописях: 'от рук врагов > наших'. > 68 Пс 41(40).14,72(71).18; 106(105).48; 111.9; Лк 7.16, > 3Цар 1.48; 1Пар 16.36, 2Кор 1.3, 1Петр 1.3 > 69 Пс 18.2 (17.3) 71 Пс 18(17).18, 105.10, 2Цар 22.18 > 72 Пс 106(105).45-46 > 72-73 Пс 105(104).8-9; Быт 17.7; Лев 26.42 > 73-74 Быт 22.16-17 75 Тит 2.12 76 Ис 40.3; Мал 3.1; Мф 3.3 > 78 Мал 4.2 78-79 Ис 9.2; 58.8; 60.1-2; Мф 4.16 > -------------------------------------------------------------- > Гимн Захарии отчасти напоминает песнь Марии, там то же благодарение > Богу за Его великие деяния для народа Израиля, кульминацией которых > является рождение Помазанника и Его предтечи. Он так же соткан > из отрывков псалмов и пророческих текстов. Гимн состоит из трех > частей. В первой (ст. 68-75) отец новорожденного благодарит Бога > за то, что Он исполнил Свои обещания народу Израиля; во второй > (ст. 76-77) - за то, что волей Бога его сын избран, чтобы, будучи > тесно связан с Мессией, исполнить особую роль в судьбе избранного > народа. Третья же часть (ст. 78-79) посвящена самому Помазаннику, > который станет Спасителем от врагов Израиля. > Ст. 67 - Захария =исполнился Святого Духа= - он изрекает вдохновеное > пророчество, которое в богословской литературе получило название > Benedictus ('Благословен'), по первому слову этой песни в переводе > на латинский язык. <...> > Ст. 68 - =Да будет благословен Господь, Бог Израиля= - традиционный > возглас хвалы в псалмах. Он есть и в Новом Завете (см. 2Кор 1.3 > и 1Петр 1.3), с той лишь разницей, что Бога прославляют за то, что > Он - Отец Господа Иисуса. Глагол =благословлять= в том случае, когда > Бог благословляет людей, означает, что Он одаряет их Своей милостью, > но когда люди благословляют Бога, он является синонимом таких слов, > как 'прославлять, восхвалять'. Здесь перевод мог звучать так: > 'Да будет прославляем Господь'. Господь - это =Бог Израиля=, потому > что остальные народы поклоняются языческим божествам, в то время > как Израиль находится в Завете с Богом: 'Буду вашим Богом, а вы > будете Моим народом' (Лев 26.12). > =Он пришел на помощь= - дословно: 'посмотрел' или 'посетил'; > греческий глагол имеет оба эти значения. Когда Бог посещает, > это значит, что Он приходит на помощь человеку или народу, > Его посещение тесно связано со спасением. =Дал свободу= - > хотя прошедшее время глагола может указывать на деяния Бога > в прошлом, а это прежде всего освобождение Израиля из египетского > плена, но весь контекст говорит о том, что с рождением Иоанна > и Иисуса освобождение - спасение от грехов - в духовном смысле > уже совершилось. <.....> > Ст. 80 - Итак, младенец родился и благополучно растет. =Мужая... > духом= - скорее всего, имеется в виду человеческий дух, а не Дух > Божий. =Он жил в пустынных местах= - на основании этих слов многие > комментаторы высказывали мнение, что Иоанн жил в общине Кумрана. > Сейчас в этом сомневаются, указывая, например, на то, что его отец > был священником иерусалимского Храма, с которым насельники этого > почти монашеского поселения резко порвали. К сожалению, у нас нет > никаких сведений о судьбе родителей Иоанна. Возможно, они умерли > вскоре после его рождения, но мальчика должны были приютить > родственники. То, что мы знаем о взрослом Иоанне, мало напоминает > нам кумранита: он носил пророческую, а не монашескую одежду, он > не отделился от мира, ему был чужд жесткий законнический дух > кумранской общины, члены которой считали "сынами света" только себя, > а всех остальных - сынами тьмы. Он - сын милости Божьей и предтеча > милосердного Иисуса. =Пока не пришел его час явиться перед народом > Израиля= - его одиночество было временным. Когда настал час, > определенный ему Богом, Иоанн вышел на проповедь. Об этом евангелист > начнет рассказывать в 3-й главе Евангелия. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр. 49-53,56 ] + * + * + * об Иоанне Крестителе + + + + + + + + + + + + + + * Из Словаря святых Я.Кротова: + www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html + * митр. Сурожский Антоний: глас вопиющего в пустыне + www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0 + * Ганс Урс фон Бальтазар: + Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях + www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0 + * свт. Софроний Иерусалимский + ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ + www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2 + * Георгий Дафнопат (X в.) - + Памятное слово на рождество + славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна + www.krotov.info/acts/10/2/dafnopat_2.htm + * Словарь библейского богословия, 1970. + www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10 + * Прот. Сергий Булгаков + ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ + www.agnuz.info/book.php?id=386&url=page08.htm + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070707/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-07-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению воскресенья 6-го по Пятидесятнице (Рим.12:6-14) www.messia.ru/rasylka/006/1555.htm#0 (Яков Кротов + ссылки) к еванг. чтению воскресенья 6-го по Пятидесятнице (Мф.9:1-8) www.messia.ru/rasylka/006/1563.htm#0 (В.Н.Кузнецова; митр. Антоний; ссылка на текст Я.Кротова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Велика моя печаль и боль в сердце беспрестанна! Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев моих - соплеменников! Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.* (Рим.9:2-5) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1896.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |