=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 25 июня 2007 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пятидесятнице.литургические чтения: Рим.12:6-14; Мф.9:1-8*. {Память блгв. кн. Петра и кн. Февронии (1228)} к евангельскому чтению: +++ какую власть Бог дал людям! (В.Н.Кузнецова; митр. Антоний) www.messia.ru/rasylka/006/1563.htm#0 +++ Я.Кротов - размышления над Мф.9:2 www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_02.html +++ митрополит Антоний: расслабленный и четыре друга www.messia.ru/rasylka/007/1890.htm#B +++ другие проповеди митр. Антония (Блума): www.messia.ru/rasylka/rzerv/r067-blum.txt к апост. чтению: +++ Яков Кротов о любви к врагам www.messia.ru/rasylka/006/1555.htm#0 (+ ссылки по теме и по др. темам апост. чт-я) ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.2:1-12; 2:1; Лк.5:17-26; эпизод N43 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#43 ) -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Мы продолжаем путешествие по Евангелию от Матфея... Мф.11:11-14 > > 7 ... Иисус стал говорить народу об Иоанне: > <...> > 11 Говорю вам: не было никого во всём роде человеческом, кто > был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве > Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Омывающего > и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют > насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили > о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья, > который должен вернуться. (15) У кого есть уши, пусть услышит! > Ст. 11 - =Во всём роде человеческом= дословно: 'среди рожденных > женщинами'; таков привычный семитический оборот, обозначающий > человека (см. Гал 4.4). =Иоанн= выше всех, и это самая большая > похвала. > И вслед за этим Иисус добавляет слова, которые, казалось бы, > утверждают противоположное. Иоанн =меньше= самого малого в Царстве > Небес. Существуют споры о том, как понимать эти парадоксальные > слова. Одно древнее толкование, например, относит слова 'самый > малый' к Иисусу, умалившему себя до образа раба (20.28; Флп 2.7). > Кроме того, Иисус младше Иоанна и вышел на служение позже, > а в древности тот, кто старше, считался более важным и значительным. > Таково мнение Иоанна Златоуста и Феофилакта. Но идея умаления Иисуса > чужда евангелисту Матфею. > Другое толкование тоже восходит к древним временам: Иоанн остается > за порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить > в обещанную землю. Иоанн выше всех, рожденных женщиной, но христиане > рождены Богом (Ин 1.12-13), поэтому самый малый из них (см. 10.42) > больше Иоанна (Кирилл Иерусалимский). Но те, кто не принимает > такое толкование, напоминают о 8.11, где говорится о праотцах > Израиля, возлежащих на мессианском пиру. Иоанн же, будучи > самым великим среди людей, должен превосходить Авраама, Исаака > и Иакова. > Следовательно, вернее будет предположить, что Иоанн здесь > не сравнивается ни с кем ни с теми, кто жил до него, ни с теми, > кому еще предстоит родиться. 'Противопоставляется его нынешний > статус величайшего из людей будущему статусу самого малого > в грядущем Царстве'.{} Не только Царство Бога, но и всё, > принадлежащее Царству, включая даже самое малое и незначительное, > неизмеримо превосходит самое великое в этом мире. В словах Иисуса > нет принижения Иоанна, а есть лишь указание на высочайший статус > Царства. > Ст. 12 - =Со дней Иоанна Омывающего и поныне= эти слова также > недвусмысленно свидетельствуют о том, что Иоанн включен в Царство. > 'Время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя. С него > начинается уже их исполнение. В пользу такого толкования говорит > также текст Мф 11.9 пар. Лк 7.26, где Иисус называет Крестителя > пророком... Обладание Духом, которое является отличительным > признаком пророка, сигнализирует о наступлении эры спасения'. > {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 66} Он возвестил новый > период истории спасения, следующий за периодом Закона и Пророков. > =Против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники.= Это > один из наиболее трудных текстов Нового Завета. Трудность > заключается в том, что мы не знаем, в положительном или > в отрицательном смысле употреблен греческий глагол 'би`адзомай' > и однокоренное существительное 'биаст`ай'. Обычно эти слова имеют > негативную окраску, так как связаны с понятием 'применение силы, > насилие', и глагол переводится как 'применять силу, насилие', > а существительное как 'насильники'. =Разоряют= - здесь та же > проблема с еще одним греческим глаголом - 'харп`адзо' ('алчно > хватать, захватывать силой'). Конечно, теоретически можно себе > представить, что все эти слова могут выступать в не очень > свойственном им положительном значении. Второй вопрос не менее > труден: идут споры по поводу залога глагола 'биадзомай'. Он может > быть пассивным (страдательным) или медиальным. Если понимать его > как пассивный, а смысл глагола как отрицательный, то перевод > будет следующим: 'с Царством ведется ожесточенная борьба'. > Это значит, что против Царства выступают враги: Сатана с бесами > или люди, такие как Ирод, саддукеи и фарисеи. Но глагол может быть > и медиальным, и если глагол выступает в положительном значении, > то смысл будет примерно таким: 'Царство стремительно прокладывает > себе путь' или 'Царства добиваются всеми силами'. =Насильники= > перевод слова 'биастай' будет зависеть от того, как понят > однокоренной глагол: это Ирод и его приспешники, злые духи, фарисеи > и другие враги Иисуса, зелоты, желавшие силой установить Царство > на земле. Если оно выступает в положительном значении, то будет > переводиться как 'люди, устремляющиеся к Царству, не жалеющие сил, > чтобы получить Царство'. > Некоторые толкователи не исключают также возможности, что эти слова > имеют ироническое звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов, > как, например, Он сделал это в 10.25. Тогда примерный смысл будет > таков: 'Люди наглые (то есть грешники, сборщики податей и т.д.) > врываются в Царство', то есть под наглецами понимаются грешники, > которых благочестивые люди исключали из спасения. Иисус подхватывает > слова Своих врагов, но меняет отрицательный смысл > на противоположный. См. также ст. 19 <('Пришел Сын человеческий, ест > и пьет. И они говорят: "Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель > сборщиков податей и прочих грешников!" Но Божья мудрость своими > делами оправдана.')>. > И всё же в данном контексте, вероятнее всего, идет речь об аресте > и последующей смерти Иоанна от рук Ирода, а затем о такой же судьбе > самого Иисуса. Ростки Царства на земле еще кажутся хрупкими > и слабыми, враги ополчаются на него, и оно терпит ущерб. > Параллельный текст у Луки, при некотором сходстве, имеет > очень большие различия, и его невозможно привлекать для толкования > речения у Матфея. Текст Луки проще и находится в другом контексте. > Ст. 13 Дословно этот стих звучит так: 'Ведь все пророки и Закон > до Иоанна пророчествовали'. <...> О чём или о ком > они пророчествовали? Всё Священное Писание <(=Пророки и Закон=)> > пророчески предвозвещало наступление Царства. Этот стих возносит > Иоанна на невиданную высоту: хотя Иоанн - фигура переходного > времени, включенная в оба измерения, он всё же выведен из сферы > действия Закона и Пророков, он уже за пределами старого века > и принадлежит новому измерению бытия. С его приходом Закон Моисея > перестает быть главным орудием спасения. Вот почему все четыре > Евангелия, понимая это высочайшее значение Иоанна, с него начинают > свое повествование. > Здесь необычен порядок слов: как правило, Закон стоит на первом > месте, а за ним следуют Пророки, здесь же порядок обратный, возможно > потому, что евангелист хотел этим подчеркнуть пророческий характер > всего Священного Писания, а не только собственно пророческих > его книг. > Ст. 14 Уже из ст. 10 понятно, что Иоанну предназначено стать новым > =Ильей=. Здесь же он прямо назван им (см. также 17.10-13; ср. > Лк 1.17). =Если знать хотите= (дословно: 'если хотите принять') - > вероятно, многим из тех, кто знал о заключении Иоанна в тюрьму, > и особенно его врагам было трудно принять то, что он и есть великий > Илья, предвестник Конца. Но они не смогут принять и то, что Иисус, > казненный как преступник на кресте, является Помазанником, > Сыном Божьим, грядущим Судьей мира. О том, что в конце времен, > перед наступлением Дня Господня, должен вернуться Илья, говорится > у пророка Малахии (4.5). Иногда в этих словах ошибочно видят > доказательство реальности реинкарнации. Но Библии чуждо учение > о множестве жизней человека, постоянно перевоплощающегося > после смерти и становящегося либо другим живым существом (человеком > или животным), либо растением или камнем. Библия постоянно говорит > об уникальности и неповторимости человеческой личности, > об ответственности человека здесь и теперь, во время > своей единственной жизни на земле, потому что она является залогом > его будущей вечной участи. Иоанн это не перевоплотившийся Илья, > но человек, на которого была возложена та же миссия, что и на Илью > (см. Лк 1.17). > Ст. 15 - Эти слова указывают и на важность только что сказанного, > и на трудности, связанные с его пониманием (ср. 13.9,43; Мк 4.9,23; > Лк 8.8; 14.35; Откр 2.7,11,17). =Услышать= значит в данном контексте > понять и принять. [ В.Н.Кузнецова Евангелие от Матфея. Комментарий М.: Общедоступный правосл. университет, основанный прот. Александром Менем, 2002; стр. 237-41 www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm#0 ] к Мф.11:2-20: + + + митр. Сурожский Антоний: Как часто бывает, что колеблется наша душа... www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm + + + Свящ. Александр Мень: пророк Илия снова родился? www.messia.ru/rasylka/002/129.htm#0 к Мф.10:32-36: + + + В.Н.Кузнецова: Не мир, а меч? www.messia.ru/rasylka/003/480.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070708/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-07-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению понедельника 7-й седмицы по Пятидесятнице (1Кор.5:9-6:11) www.messia.ru/rasylka/005/1220.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты Х.Кокса, Дж.А.Т.Робинсона, В.Цыпина) к еванг. чтению понедельника 7-й седмицы по Пятидесятнице (Мф.13:54-58) www.messia.ru/rasylka/006/1564.htm#0 (Яков Кротов) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *В соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; кому служить братьям - пусть служит; кому учить - пусть учит; кому ободрять - пусть ободряет; кто дает, пусть дает от чистого сердца; кто руководит, пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела, пусть делает их с весельем. Пусть любовь ваша будет искренна. Ненавидьте зло, будьте преданы добру. Люб`ите друг друга как братья, всем сердцем; относ`итесь друг к другу с уважением; с неослабным рвением, с горением духа труд`итесь для Господа; пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно мол`итесь; дел`итесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. Живите в полном согласии друг с другом. Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми - и с простыми и малыми. Не будьте самодовольны. Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром.* (Рим.12:6-17) * * * *Если мы неверны, Он остается верным...* (2Тим.2:13) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1897.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |