=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Выпуск посвящен апостольскому чтению воскресенья 32-го, "о Закхее": 1Тим.4:9-15 ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1ti.htm#4:9 ). > Сначала всё было так просто: была единая Церковь и был вход > в Церковь - едино Крещение. Но в конце IV века, когда оформился > общий Символ веры, внешнее церковное единство поддерживалось > уже насильственными заботами государственной власти. В ХI веке > завершилось "разделение церквей" Востока и Запада, а в ХVI веке > последовало "разделение" и Западной церкви (не упоминая о множестве > позднейших мелких "разделений"). Итак, вот уже тысячу лет мы > не имеем внешнего единства Церкви Христовой на земле. Наш Катехизис > не признаёт этой правды, он утверждает, что единая Церковь есть - > что это будто бы единственно только "Церковь Восточная". > В Катехизисе содержится недостойная легкомысленная похвала "Церкви > Восточной" даже почему-то и просто в географическом отношении: > на Востоке был земной рай, на Востоке явился Христос... В том же > духе гордыни совсем недавно протоиерей о. Сергий Булгаков писал, что > "не весь человеческий род входит в Церковь, а только избранные, > и даже не все христиане в полноту принадлежат к истинной Церкви, > а лишь православные" ("Православие", стр. 43); и далее: "Церковь > едина, а потому и единственна", и это "есть Православие" > (стр. 203). Об отношении "Православия" к другим христианским > исповеданиям: "оно может стремиться лишь к одному - оправославить > весь христианский мир" (стр. 291)... Христианский мир состоит > из многих "раздельных" церквей, одинаково исповедующих во Христе > истинного Сына Божия, одинаково называющих Его своим духовным > Главою. Чудовищный образ: единая Глава - и многие туловища, чуждые, > а то и совсем враждебные между собою... Какой позор Христианства! > Однако еще в прошлом столетии автор Катехизиса митрополит Филарет > признавался: "Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, > не дерзну я назвать ложною". Известна крылатая фраза митрополита > Платона (Городецкого), сказанная в речи при посещении костела: > "Наши перегородки до неба не доходят". В последнее время сделано > немало приятных деклараций со всех сторон о стремлении > ко всехристианскому единству. Но трудности организационного > "соединения церквей" непреодолимы. Ведь никогда уже католики > не откажутся от принципа папского главенства в мировом христианстве > и никогда не пойдут на это остальные христиане Востока и Запада. > А протестанты всех направлений никогда уже не откажутся от принципов > Реформации... Где же выход? > "Единство Церкви не создается, его открывают" (Карл Барт). > Вот реальный "проект соединения церквей": признать, что Церковь > не разделилась, что все мы, христиане, состоим в единой Церкви > Христовой. "Разве разделился Христос?" (к Коринфянам 1, гл. 1). > Догмат говорит о единой Церкви и о едином Крещении. И верно: > если католик или протестант пожелают "присоединиться" к Русской > церкви, то их Крещение в католичестве или протестантстве признаётся > действительным, и так на деле признаётся, что всякий КРЕЩЕНЫЙ > (знаменательно это выражение нашего народа) уже принадлежит к единой > Церкви Христовой. "Един Господь, едина вера, едино Крещение" > (к <Ефесянам>, гл. 4). У всех нас, христиан, един Господь и едино > Крещение; в существенном едина и вера, но мелочи, условности, > а также грехи человеческие мешают нам признать это единство. > Католики заблуждаются относительно всемирной власти Римского > епископа? Но это вопрос в сущности даже не веры, а практики, > и практика эта в некоторых отношениях показывает себя очень > полезной. Протестанты страшно обедняют себя, отказываясь > от молитвенного общения со святыми, от поминовения усопших: такова > была травма, которую они получили от католических извращений; > но и это - тоже практика, дело их религиозного опыта, и об этом > ничего нет в Символе веры. По-другому, по-своему учат о Евхаристии? > Но "учение о Евхаристии никогда не было предметом рассмотрения > высшего авторитетного органа Церкви" ("Журнал Московской > Патриархии", 1965, #5, стр. 79). Да и вообще эти вечные наши споры > о Евхаристии, как сказал некто, бывают похожи на прения бездельников > на тему кто лучше обедает... Нет внешнего "единообразия" в традициях > культа? Но еще блаженный Августин где-то писал, что РАЗНООБРАЗИЕМ > УКРАШАЕТСЯ Церковь Христова. И, правду сказать, нам есть > чему поучиться, посещая храмы христиан "инославных". Чехов не совсем > шутил, что "когда стоишь в костеле и слушаешь орган, то хочется > принять католичество" (письмо из Италии). "Я лютеран люблю > Богослужение"... (Тютчев). Давно уже сказано, что о вкусах > не спорят. Если же говорить о явно слабых сторонах и дефектах > "инославных" обрядов - то и у нас таких явлений не меньше... Нет, > нет, - никакие заблуждения и застарелые привычки не помешают мне > сознавать фактическую принадлежность всех христиан к единой Церкви > Христовой. > Сознание это растет и ширится среди нас. И мы так уже с этим > запоздали!.. Ибо теперь проблема Церкви, можно сказать, выходит уже > за пределы Символа веры. Блаженный Иероним написал по какому-то > поводу: "Христос не так беден, чтобы иметь Церковь только > в Сардинии". Теперь мы должны сказать: Христос не так беден, чтобы > иметь Церковь только в нас, "крещеных" столь недостойных > своего Крещения. "Кто будет веровать и крестится - спасен будет; > а кто не будет веровать - осужден будет" (по Марку, гл. 16, > позднейшее добавление). Нет, мы уже выросли из такой отъединенности > первоначального христианства. Да и тогда уже апостол писал: > "...Мы уповаем на Бога Живаго, Который есть Cпаситель > всех человеков, наипаче верных (к Тимофею 1, гл. 4). Значит, > не одних только верных... Теперь даже у католиков замечается в этом > отношении великий прогресс. В брошюрке С.Маркевича "Тайные недуги > католицизма", М., 1967, стр. 73 и сл. упоминается немецкий богослов > Карл Ранер, который "ввел понятие "анонимные христиане". Это люди, > которые, хоть и не верят в Иисуса Христа и не придерживаются > принципов, провозглашаемых Церквью, по своему поведению являются > часто лучшими католиками, чем те, кто числится таковыми по метрике. > Характерно, что как Иоанн ХХIII, так и кардиналы Депфнер и Кениг > защищали Ранера от критики интегристов". > Церковь - ТЕЛО ХРИСТОВО. Этот апостольский символ не совпадает > с "церковными" границами Церкви. Догмат о Церкви давно уже > превратился в проблему. Нельзя думать, что Вечный Человек - только > с нами, в наших церковных привинциях. "Дана Мне всякая Власть > на небе и на земле". Всё лучшее во всеобщей человечности, > всё истинно духовное, направленное к Богу - принадлежит Христу. > Не может быть человеческой святости вне Духа Святаго, вне Христа. > Все люди доброй воли, верующие и не верующие в Божественность > Христа, принадлежат Христу. Ему приобщаются в таинствах > добросовестной жизни, входят в мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО. "Там, > где любовь Божия, там Иисус Христос; а где Иисус Христос, там > и Церковь с Ним" (Лякордер). Сегодня можно говорить об "анонимных > христианах", о "Церкви доброй воли". Эта идея - ценное приобретение > в современном кризисе церковного учительства, надо принять > этот парадокс христианской мысли. Некоторую аналогию можно усмотреть > в том, как живые клетки человеческого тела могут и не знать главы > человека, всего человека... Воздадим должное церковным организациям > - их спасительным таинствам, древним обрядам, духовному руководству. > И все же Церковь Христова - это не просто сумма провинциальных > христианских церквей. Большой вопрос - достигнут ли они когда-нибудь > формального единства. Еще более сомнительно, по всей вероятности > вообще невозможно объединение всех религий. Но есть третье единство, > которое существует реально, сегодня. Это не унификация верований, > а несравненно более глубокое и существенное ЕДИНСТВО ДУХА. Однажды > ученики Христовы исповедали величайшую веру, но получили упрек > от Учителя: "НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА" (по Луке, гл. 9). И для нас > теперь существенно важно не формальное единство верований, а КАКОГО > МЫ ДУХА. Есть Дух милосердия, правды, свободы - это Дух Святый, > Дух Христов. И есть дух ненависти, лжи, насилия - это дух Диавола. > По этим признакам разделяется все в нашем мире: это и есть настоящая > граница Церкви Христовой. > Граница, которая проходит как между людьми, так и "внутри" каждого > человека. В главной молитве Восточного чина Исповеди говорится: > "...Примири и соедини его святей Твоей Церкви". Когда человек > сознательно грешит - он "выходит" из Церкви и "возвращается" в нее > покаянием... Таково проникновенное толкование А.С.Хомякова. Не может > быть логического "определения" Церкви Христовой, это Реальность > мифическая, сверхразумная. В наибольшем же приближении > можно говорить о Церкви людей доброй воли, как о видимом > Теле Христовом. В такой приближенной идее Церкви - фактическая > универсальность христианства. Это христианство не только > вероисповеданий, это христианство духа и действий. Всё, что было > и будет доброго в истории человечества - все это было и будет делом > Церкви Христовой. Судьба же простирается за историю - в Вечность. [ свящ. Cергий Желудков. ПОЧЕМУ Я ХРИСТИАНИН. глава ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА. www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_05.html ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус начал говорить им притчами: "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой, вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края. Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но те схватили его, избили и отправили ни с чем. Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором. Послал еще одного - того убили. Много других посылал - / одних избивали, других убивали. Был у него еще сын, любимый единственный сын. И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся". Но виноградари те стали говорить друг другу: "Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим. Разве вы не читали в Писании: "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"? Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12) * * * *Так говорится в Писании: "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный. Всякий, кто верит в него, не узнает стыда". Итак, для вас, верящих, он - великая ценность, а для тех, кто не верит, - "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла" и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ... Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того, кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы - "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу; некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10) * * * *Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум, в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой, со всеми будьте терпеливы. Смотрите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло. Всегда стремитесь к добру - как друг для друга, так и для всех остальных. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите - вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса. Дух не угашайте, пророчеств не презирайте, но всё подвергайте испытанию; держитесь добра, избегайте любых видов зла! Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело - сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа. Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!* (1Фес.5:14-24) * * * *Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости. И если семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости. - Прибавь нам веры! - сказали апостолы Господу. - Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, - ответил Господь, - то, если скажете этой шелковице: "Вырви себя с корнями и пересади себя в море!" - она вам подчинится. Предположим, есть у кого-то из вас слуга, который пашет или пасет овец. Разве ты скажешь ему, когда он вернется с поля: "Скорей садись за стол!"? Не правда ли, ты скажешь ему: "Приготовь мне ужин, подпояшься и прислуживай, пока я буду есть и пить, а потом будешь есть и пить сам". Ведь не станешь ты благодарить слугу, если он сделал то, что ему положено? Так и вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите: "Мы всего лишь слуги, мы сделали только то, что должны были сделать".* (Лк.17:3-10) * * * "Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2370.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |