=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 19 января 2009 г. ст.ст., воскресенье. литургические чтения: 1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10 (воскр. 32-го, "о Закхее"). +> Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, +> именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть +> Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, +> забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому что +> Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, +> взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, +> ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел +> и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, +> что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: +> Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем +> обидел, воздал вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение +> дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел +> взыскать и спасти погибшее (Лк.19,1-10). > Я хотел бы выделить в истории с Закхеем три момента, особо > подчеркнув один. > Закхей страстно желает увидеть Христа. Подобное стремление > со стороны мытаря свидетельствует: несмотря на то, что по закону > Божию его жизнь недостойна, что она недостойна его как человека, > Закхей сохранил в глубине души чуткость к истине, красоте, > человеческому измерению вещей, а потому он способен встретиться > с Богом, с Его измерением. В своем страстном желании увидеть Христа > лицом к лицу он сталкивается с двумя трудностями: он мал ростом > и потому ему надо найти какой-то способ привлечь взгляд Господа, > а это может выставить его на посмешище. Он мал ростом - ему придется > влезть на дерево. > Разве все мы не малые люди, затертые толпой и лишенные возможности > видеть? Не приходится ли каждому из нас время от времени взбираться > на несвойственную ему высоту: мы перерастаем себя, хотя остаемся > такими же малыми и нищими) какими были? И разве не рискуем мы стать > предметом удивления и насмешек в тех случаях, когда пытаемся > стать выше, чем есть на самом деле, чтобы оказаться лицом к лицу > с Богом? Больше всего в нашем поиске Бога нам мешает боязнь > быть осмеянными. Наша гордость, упрямство, стремление > к самоутверждению выстоят против резкой критики и прямых нападок, > выдержат неприязнь и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно > трудно. Этой главной проблемы я и хочу коснуться. > Но сначала позвольте мне отметить третий момент в истории Закхея. > Когда Христос входит в дом Закхея, Его встречают там с почтением > и радостью, благоговение перед Богом, радость о Его присутствии > ясно проявляется в жизни Закхея истинностью его обращения, > раскаянием на деле, metanoia, та означает совершенно новое > направление жизни. Благодаря тому, что он встретил Бога и эта > встреча пробудила в нём жизнь и радость, благодаря тому, что > его изуродованная душа распрямилась в полную меру его человечества, > до глубины примирилась с Богом, Закхей отвергает свое прошлое. > Он готов выправить всю неправду; актом доверия к Богу, актом веры > он стремится начать новую жизнь, свободную от прошлого. Всё это > признает Христос, когда говорит: +и он сын Авраама+, то есть > он принадлежит к роду тех, кто способен верить, - не легковерно, > а с полной самоотдачей. Вот почему +ныне пришло спасение дому сему+. > Но вся ситуация зависит от одного обстоятельства, которое могло бы > сломить намерение Закхея, - это смех толпы. Отцы Церкви настойчиво > говорят нам, что очень часто начать новую жизнь мешают нам > не притягательность зла, с которым мы свыклись, > и не противодействие, с которым мы можем столкнуться, а страх быть > осмеянным. Я хочу развить этот момент. Я - тюремный священник; > помню, один заключенный сказал мне: "Вы не представляете, какая > это удача - быть пойманным и выставленным на позор, > когда собираешься начать новую жизнь. Сколько раз я пытался бросить > воровство и всякий раз отступал из-за насмешек приятелей. "Что, - > говорили они, - решил остепениться? Готов продать свою свободу - > свободу человека, который выступает в одиночку против этого гнилого > общества?" Как только этот человек попался и угодил в тюрьму, > он вышел из-под влияния своих друзей и почувствовал, что может > начать всё с начала. Прежде, стоило ему попытаться перемениться, > честные люди, которые не знали, что он вор, задавались вопросом: > "Что с ним? Он меняется, а раз так, значит, что-то было в нём > неладно". В вечном страхе, что его вот-вот раскроют, боясь, что > его дурное нутро обнаружится именно потому, что забрезжило доброе > начало, он был рад, что его наконец разоблачили: он чувство вал, > что теперь ничто ему не мешает меняться; скрывать больше нечего, > и он может стать новым человеком. > Как часто страх перед мнением других людей мешает нам измениться, > даже тогда, когда мы вполне готовы к перемене, готовы сделать первый > шаг, потому что этот шаг сразу выдаст наше прошлое. И гораздо > сильнее, чем самое строгое порицание, нас пугает насмешка. > Представьте себе такую сцену. Богатый человек, вроде нынешнего > управляющего банком, с солидным положением в маленьком городке, > хочет видеть Христа. Он протискивается сквозь толпу; такой > коротышка, как он, уже представляет довольно забавное зрелище. > И он влезает на дерево. Можете представить себе, чтобы управляющий > местным банком вскарабкался на дерево на центральной площади городу > чтобы увидеть бродячего проповедника? Конечно, в его адрес понеслись > насмешки, язвительные замечания, свист. Вероятно, это было самое > большое испытание веры Закхея. Стать учеником Христа, быть из-за > этого отвергнутым друзьями и семьей, безусловно, акт высокого > мужества, но чтобы он, местная знаменитость, словно уличный > мальчишка, забрался на дерево - это нечто совсем иное и гораздо > более трудное. Разве не опасения, что первый же шаг выставит нас > в смешном виде, так часто мешает нам следовать за Христом? "Где же > твое свободомыслие, что ты вдруг решил отступить перед устаревшими > идеями? Ты - тот, кто утверждал, что имеешь право поступать, как > тебе вздумается, кто бросил вызов Богу? И - на тебе, вдруг стал > Его рабом? Ты никогда не страшился человеческой молвы, что же > ты испугался и готов покориться закону?" Не слышится ли в этих > словах реакция наших друзей на наше обращение? > Существуют только два способа преодолеть тщеславие, эту зависимость > от общественного мнения: либо гордость, либо смирение. Третьего пути > нет. Тщеславие сделало Закхея мелким человеком, оно и нас делает > мелкими перед Богом и людьми. Тщеславие имеет две отрицательные > черты: с одной стороны, тщеславный человек полностью попадает > в рабскую зависимость от чужих оценок. Совесть его замолкает > перед голосом толпы, Божие суждение исключается. Бог незримо, > ненавязчиво стоит вдалеке, а толпа крикливо и самонадеянно требует > подчинения, соответствия общепринятым меркам. Зависимость > от общественного мнения сводит на нет совесть и Божие суждение. > С другой стороны, самое унизительное в тщеславии то, что людей, > от мнения которых мы зависим, мы даже не уважаем. Чернь, одобрения > которой мы так горячо ищем, которой мы так боимся, мнения которой > опасаемся, это далеко не собор святых Божиих. В ее среде нет даже > просто людей, способных произнести справедливое суждение > или отстаивать истинные ценности. Мы подчас с презрением слушаем > их толки о других людях и всё же страшимся их приговора. Вспомните, > сколько мы делаем в жизни, оглядываясь на "свет", беспокоясь, хорошо > или плохо о нас подумают. Если бы мы хоть на мгновение задумались, > мы бы увидели, что тех самых людей, чье одобрение или осуждение нас > так волнует, мы вовсе не считаем рассудительными. И, однако, > мы дрожим под их испытующим взором и ищем одобрения, которое > столь поверхностно и мелочно. И выходит, что все мы идем путями > жизни с протянутой рукой, клянча, словно жалкий грош, одобрительную > улыбку или взгляд. Я сейчас описал людей, от которых мы ожидаем > милостыни; но какова она и каким путем мы ее получаем? Не тем ли, > что соглашаемся жить притворством в искаженном мире, > где иллюзорность подменила реальность? > Тщеславие не только лишает истинного содержания то, чем мы обладаем; > оно отнимает у нас и то, что мы действительно имеем. Есть рассказ > из жизни отцов пустыни об одном монахе, который жил в большом > монастыре и, как говорит его жизнеописатель, суровым подвигом > и с помощью Божией стяжал девять добродетелей. Однако в своей > ревности о большем совершенстве он стремился приобрести и десятую > добродетель, но, несмотря на все усилия, ему это не удавалось. > Вместо того, чтобы испытать, что влечет его добиваться большего, > и нет ли в нём какой-то слабости, которая стоит препятствием на его > пути, он решил оставить свой монастырь, где, как ему казалось, > условия не способствовали его стремлениям. Как только он вышел > из кельи с намерением никогда более туда не возвращаться, > то небольшое смирение, которое он приобрел, покинуло его, > и тщеславие охватило его душу. Он побывал в девяти монастырях, > но уходил из каждого, считая, что пребывание тем не помогает ему > стать святым. Но каждый раз, покидая очередную обитель, он выходил > оттуда беднее, чем был при вступлении в нее. Сначала он утратил > терпение, затем бдение, затем воздержание, дальше послушание, > самообладание, кротость и так далее; тщеславие его все росло, > гордыня всё более охватывала его, а с ней - вспыльчивость, > гневливость, расслабление, своеволие и самонадеянность, ожесточение > сердца. И когда он обошел девять монастырей, от его первоначальных > добродетелей ничего не осталось: незначительная сперва примесь > тщеславия и гордости совершенно вытеснила все добродетели. > Тщеславие разрушительно еще тем, что ему свойственно обольщаться > обманчивой видимостью. Христос испытывает сердце человека, > Он отметает подчас вполне убедительную очевидность, проникает вглубь > видимого. Понять это помогут два примера. Когда после своего > воскресения Христос встретил Петра на берегу Тивериадского озера, Он > не стал укорять его за отступничество и не потребовал подробной > исповеди. Он задал Петру прямой вопрос: +Любишь ли ты Меня больше, > нежели они?..+ Будь Петр внимательнее, его бы озадачили > три последние слова: +больше, нежели они.+ Возможно, он вспомнил бы > слова Христа: +У одного заимодавца было два должника: один должен > был пятьсот динариев, а - другой пятьдесят, но как они не имели > чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более > возлюбит его?..+ Ведь он сам ответил: +Думаю, тот, которому > более простил...+ Если бы он немного подумал, он, наверное, > как блудный сын, пришел бы в себя; но Петр нетерпелив, горяч > и непосредственен и действует прежде, чем дать себе время подумать. > Он отвечает от всего сердца: +Ты знаешь, что я люблю Тебя... Любишь > ли ты Меня?+ - вновь спрашивает Христос. +Так, Господи+, - отвечает > Петр. +Любишь ли ты Меня?+ - в третий раз вопрошает Господь. > И внезапно Петр понимает! Он уже слышал подобный троекратный вопрос > во дворе первосвященника, в ночь, когда Христос был предан; трижды > его спрашивали, и трижды он отрекся от Христа. Слова Христовы > "больше, нежели они" звучат грозно: кто теперь поверит, что Петр > любит Его? Они сулят осуждение, а не надежду. И отчаянно понимая, > что вся очевидность свидетельствует против него, надеясь вопреки > всякой надежде, Петр восклицает: +Ты всё знаешь; Ты знаешь, что > я люблю Тебя!..+ И Христос - Бог, Который, безусловно, знает сердце > человеческое - знает, что Петр любит Его. Он отметает всякую > очевидность и обращается к +сокровенному сердца человеку+: "Иди > за Мной". > Подобным же образом Христос верит женщине, взятой в прелюбодеянии. > Он не нарушает закон, но прозревает сквозь очевидность. > Бывши блудницей, она заслуживала побиения камнями; теперь эта женщин > способна войти в Жизнь вечную. Она более не грешница, застигнутая > на месте преступления; теперь она знает то, чего не знала > и не понимала раньше: что грех - то же самое, что смерть. > Если только ей будет дарована жизнь, она никогда не забудет > этой страшной истины: что грех убивает. Женщина, совершившая > прелюбодеяние, умерла в ней. Та, что с ужасом ожидает побиения > камнями, совсем другая. Вот эту другую, свободную и воскресшую, > Христос и отпускает в новизну жизни. Он увидел ее сердце, обратился > к ее глубинному "я", и очевидность превзойдена не жалостью, > а большей истиной. [ митр. Антоний (Блум). РАССКАЗ О ЗАКХЕЕ. из книги ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Размышления перед Великим постом www.messia.ru/r2/3/d23_277.htm ] (окончание следует) другие тексты митр. Антония о воскресенье, посвященном Закхею: + www.mitras.ru/archive/080210.htm + www.mitras.ru/inname/in_8.htm + www.mitras.ru/sermons/serm1.htm#12 + www.mitras.ru/archive/070120.htm + + + www.mitras.ru/archive/040125.htm + + + www.mitras.ru/archive/050212.htm ///////=> другие авторы: ================================> \\\\\\ * размышления Я.Кротова к ев. чтению о Закхее: \\\\ + Закхей на дереве \\ www.messia.ru/rasylka/004/685.htm#B \\\\ + Самое удивительное, \\ что Закхей мог отдать больше, чем украл... \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_02.html \\\\ + Чтобы остаться человеком при встрече с Богом, \\ нужно дать выход животному началу в себе... \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_04.html \\\\ + О грехе и покаянии \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_08.html \\\\\\ * свящ. Александр Шмеман: человек сам есть желание \\ www.messia.ru/rasylka/008/2102.htm#0 \\\\\\ * Свящ. Александр Мень об обращении Закхея \\ www.messia.ru/rasylka/003/337.htm#0 . . . ................................................ . . . > Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090201/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей. Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10) * * * 'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением' (а.Исаия) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |