=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога (окончание текста из предыдущего выпуска) > Как я уже сказал, существует только два пути для преодоления чувства > рабской зависимости от чужого мнения: либо гордыня, либо смирение. > Смирение может принять форму равнодушия и к хуле, и к похвалам > от людей, предстояния лишь перед судом Божиим и собственной > совестью. 06 этом говорится в рассказе о монахе, который хотел > узнать, как следует отзываться на похвалу и порицание. Духовный отец > велел ему отправиться на кладбище и хулить мертвецов. Тот так > и сделал, а когда вернулся, наставник спросил, как вели себя > покойники. "Никак, - ответил монах, - они хранили молчание". - > "Ступай теперь и превозноси их", - велел старец. А когда ученик > сообщил, что кладбище осталось безмолвно, как и прежде, > старец сказал: "Поступай, как мертвецы. Человеческое суждение больше > не задевает их, потому что отныне они пребывают перед очами > Божиими". > Есть и такая форма смирения, которая является плодом погубленных > тщеславием подвигов. Ее иллюстрируют заключение истории монаха > с девятью добродетелями. Лишившись всего, чем обладал, он пришел > в один монастырь, пав духом и оплакивая всё случившееся. > По внимательном испытании своей души, он решил отныне уповать только > на Господа. Подробно исповедавшись Богу, он записал все проявления > тщеславия и гордыни, которые привели его в столь плачевное > состояние, и спрятал листок в пояс. Он остался в монастыре, и когда > искушения нападали на него, доставал листок и, прочитав его, > укреплялся против дьявола. Братия поражались его мирному устроению; > никакие ссоры, волнения и неурядицы не могли нарушить > его невозмутимость. Тогда они заметили, что всякий раз, как на него > нападают внешние или внутренние искушения, он достает из пояса > бумагу и тут же обретает покой и крепость. "Он, наверное, колдун, - > говорили братия, и носит в поясе обаяние". Они пожаловались > настоятелю и просили изгнать его из обители; но тот решил выяснить, > что это за бумага, и ночью, пока монах спал, вытащил и прочел > его записку. Утром он сказал братии, что сейчас прочтет ее вслух. > Монах, испугавшись, что братия расценит как добродетель осознание им > былых прегрешений, умолял настоятеля хранить молчание. Настоятель > же, понимая, сколь многому это может научить монахов, велел читать. > Услышав написанное, братия поклонились до земли и сказали: "Прости > нас, брат, ибо мы согрешили против тебя". Если уж мы прислушиваемся > к голосу окружающих, то это следует делать лишь ради того, > чтобы услышать голос Божий. Смирение - одна из самых мужественных > евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое > свойство раба. Мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение > представляется людям отвержением человеческого достоинства. То же > относится к послушанию: мы хвалим ребенка за послушание, тогда как > на самом деле он проявляет покорность и лишен собственной воли; > мы очень редко интересуемся, что же у него на сердце, и слишком > легко принимаем блеющую овцу за овцу стада Христова. Прослыть > смиренным, послушным, кротким воспринимается чуть ли не как > оскорбление. Мы больше не видим высоту и силу этого состояния. > Карикатура на смирение, которую мы знаем по опыту или сами являем > собой, состоит в том, чтобы в ответ на похвалу лицемерно утверждать, > что мы ее не заслуживаем; когда же нас не замечают, мы привлекаем > к себе внимание, настойчиво твердя, что мы не в счет и о нас > не стоит беспокоиться. Истинное смирение рождается от видения Божией > святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать > смирение, искусственно умаляя себя. Помню, в одном из московских > храмов я видел икону: на престоле изображен Господь в полный рост, > а у Его ног распростерты две крошечные, размером с мышь, > человеческие фигурки. Если вы были воспитаны в христианском > "благочестии", вы увидите в этом лишь разницу в пропорциях > между Богом и человеком. Но если вам неведом этот язык, если > вы просто пришли извне и увидели эту икону, вы скажете: "Ну нет, это > не для меня. Я человек, а не мышонок, и не намерен ползать у ног > этого Бога, восседающего на троне. Я хочу стоять перед Ним в рост, > я не чувствую себя таким ничтожным, я свободный человек". Если > вы читали Священное Писание, вам ясно, что вы правы и что именно > Христос Бог показал человеку его величие и Сам утвердил > его достоинство, сделавшись Сыном Человеческим. Если мы хотим > узнать, что такое человек, мы должны взглянуть на Христа, Каким > Он предстает в Евангелиях, на Христа в Гефсимании, на Кресте, Христа > Воскресшего, на Сына Человеческого, сидящего одесную Славы Отчей. > Нам незачем умалять себя, делаться ничтожными, дабы возвеличить > Бога. Бог запрещает нам это. А если мы так поступаем, то достигаем > не смирения, а унижения, которое не дает нам жить достойно Царства > Божиего и нашего человеческого призвания. Как можем мы в одно и то > же время пасть ниц к ногам Божиим и стать +причастниками Божеского > естества+? Как можем мы простираться перед образом Божиим - > и говорить: "Я живой член этого Тела, Глава которого - Сам Бог > во Христе"? Как можем мы сжаться у ног Божиих, когда знаем, что мы - > храм Духа Святого, место Его присутствия? Можем ли мы смотреть > на себя как на что-то мелкое и незначительное перед Богом и, однако, > говорить вместе со святым Иринеем Лионским, что в Единородном Сыне > мы призваны Духом Святым быть единородным сыном, "всецелым Христом", > totus Christus, и что слава Божия - это человек, полностью > осуществленный? > Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии > принизить себя и отвергнут человеческое достоинство, которым > Бог наделил нас, которого Он требует от нас, потому что мы Ему цеп, > а не рабы. Как видно на примерах святых, смирение не рождается в них > единственно из осознания греховности, потому что и грешник может > принести Богу сокрушенное, кающееся сердце, а одного слова прощения > достаточно, чтобы изгладить всё зло, прошлое и настоящее. Смирение > святых происходит из видения славы, величия и красоты Божией, > смирение рождается даже не по контрасту, а из сознания, что > Бог настолько свят, из откровения такой совершенной красоты, > такой поразительной любви, что единственное, что остается сделать > в Его присутствии - это пасть перед Ним в благоговении, радости > и изумлении, Когда святую Терезу охватило яркое переживание > всепоглощающей любви Божией к нам, она пала на колени со слезами > радости и изумления; поднялась она уже новым человеком; видение > любви Божией оставило ее в "сознании неоплатного долга". > Вот подлинное смирение - а не уничижение. > Не испытываем ли мы чувства глубокого смирения, когда кто-то любит > нас - что всегда бывает незаслуженно? Мы ведь знаем, что любовь > нельзя заслужить, купить, добиться силой, - мы получаем ее, как дар, > как чудо. В этом начало смирения. "Бог любит нас даром", - говорит > святитель Тихон Задонский. > Смирение - это такое положение, когда человек стоит перед лицом > Бога, Который его видит, и перед лицом человека, который этого > и не замечает; смирение совершенно естественно ищет самого низкого > положения, как вода сама уходит в глубины. Смирение означает полную > открытость Богу, отдачу себя в Его волю, готовность всё принять > от Него - из его рук или через посредство других людей, без громких > слов о своем ничтожестве, потому что смирение - не самоуничижение, > а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности. > Это единственный способ освободиться от страха общественного мнения, > от рабской зависимости, которая не дает нам найти в себе мужество > и изыскать возможность перемениться, поскольку мы выбрали критерием > поведения человеческие ценности. Как только мы освобождаемся > от этого, мы остаемся наедине с совестью, где ясно звучит голос > Бога, провозглашающий суд Божий, дарующий нам силу начать жить > в полную меру и свободно. Мы знаем, что это нам доступно, потому что > бывают моменты, когда каждый из нас вдруг перестает зависеть > от общественного мнения, - моменты глубочайшего опыта, когда > мы становимся подлинными, вырастаем в полную меру своего > человечества. Мелочность тогда спадет с нас, словно шелуха, > и развеивается. Когда нас охватывает большое счастье или когда > горе пронзает наше сердце, когда мы полностью захвачены каким-нибудь > внутренним переживанием, мы забываем - хотя бы на одно мгновение - > о том, что могут о нас подумать люди. Когда мы узнаём о смерти > близкого нам человека и охвачены скорбью, нам безразлично, одобряют > ли нас окружающие. Когда после долгого отсутствия мы встречаем того, > кого любим, мы, не задумываясь, бросаемся в его объятия, нимало > не беспокоясь, что толпа сочтет наше поведение нелепым. > Всё это оказалось возможным для Закхея, потому что он отбросил > в сторону всякие человеческие соображения и решился увидеть, и эта > решимость позволила ему приблизиться к Богу, пережить > опыт откровения Живого Бога. Вот уже тысячелетия каждая человеческая > душа ищет этого Бога, Которого встретил Закхей, Живого Бога, > столь отличного от застывших образов, какие предлагают всевозможные, > сменяющие друг друга религии. В IV веке святой Григорий Богослов > сказал, что если бы мы собрали из Священного Писания, из Предания > и опыта Церкви всё, что человек смог узнать о Боге, и создали бы > из всего этого стройный образ, как бы прекрасен ни был этот образ, > мы создали бы идола. Потому что как только мы создаем образ Божий > и говорим: "Смотрите, вот Бог", мы сразу подменяем > нашего динамичного, Живого, неизмеримо глубокого Бога чем-то > ограниченным, придаем Ему человеческий масштаб, поскольку всякое > откровенное знание должно быть в меру человека; в откровении > нет ничего сверх меры, иначе, будь оно бесконечно велико > или бесконечно мало, оно бы ускользнуло от нашего понимания. Всё, > что нам было известно о Боге вчера, не соответствует сегодняшнему > или завтрашнему знанию. Я хочу сказать, что я не могу поклониться > Богу в пределах того знания о Нём, которое у меня есть в данный > момент, оно - граница. Бог, перед Которым я становлюсь в молитвенном > поклонении, это Бог, знание о Котором подвело меня к точке, где > я могу встретиться с Ним вне человеческих образов и умственных > представлений. Я стою перед Неведомым Богом, тайна Которого вечно > раскрывается перед нами и Который, однако, остается бесконечно > неисследимым. > Чтобы помочь людям увидеть Бога, бесполезно придумывать новые > Его образы. Если мы твердим: "Сотни лет назад люди открыли, каков > Бог, я вам это расскажу", - люди вправе ответить нам: "Если бы > вы это знали, это было бы очевидно". А это не очевидно! Если бы > кто-то из нас был действительно откровением Христа, люди могли бы > сказать: "Я видел лик Христов". Вспомните отрывок из Послания > к коринфянам, где апостол Павел говорит, что Бог просветил нас > +познанием славы Божией в лице Иисуса Христа+. Подобное высказывание > есть у одного православного подвижника: "Никто не может отвергнуться > мира, пока не увидит свет вечности хотя бы на лице одного человека". > Если бы мы были подобным откровением, нам не приходилось бы искать > множество способов, как бы описать Бога. В "Отечнике" есть рассказ > о том, как один великий подвижник встретил трех монахов. Двое из них > стали задавать ему бесчисленные вопросы, а третий молчал. Наконец, > подвижник обратился к нему сам: "А ты разве не хочешь о чем-нибудь > спросить меня?" - "Нет, - ответил тот, - мне достаточно смотреть > на тебя". Есть и другой рассказ о том, как епископ Александрийский > должен был посетить монастырь. Братия просили одного монаха > произнести слово приветствия, но тот отказался. "Почему?" - > удивились монахи. "Если он не поймет мое молчание, он ничего > не поймет из моих слов". > Так открыл Христа Закхей, так Господь говорил с ним, подобно тому, > как Он безмолвно говорил с Петром в ночь, когда был взят: +Тогда > Господь, обратившись, взглянув на Петра, и Петр, выйдя вон, горько > заплакал+ (Лк.22,61). Бог, Чей взор проникает глубины, +будет судить > не по взгляду очей Своих+ (Ис.11,31). > Он проникает сердце и испытывает внутренность (см. Иер.17,10), > и Он же раскрывает наши глаза и избавляет нас от фарисейства > и самообмана, и спасает нас от порабощения страху человеческому! [ митр. Антоний (Блум). РАССКАЗ О ЗАКХЕЕ. из книги ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Размышления перед Великим постом www.messia.ru/r2/3/d23_277.htm ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *К Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. Они приходят и говорят: "Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?" Иисус, увидев их неискренность, сказал: "Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий". Они принесли. Иисус спрашивает их: "Чье здесь изображение и чье имя?" Они отвечают: "Цезаря". Тогда Иисус сказал им: "Цезарево отдайте цезарю, а Божье - Богу". Они были поражены Его ответом.* (Мк.12:13-17) * * * "Заповедь - это молитва Бога к человеку". (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2372.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |