=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Прослушать текст, приведенный в этом выпуске рассылки, (в исполнении дикторов) можно здесь (11,7 Mb, 12 мин. 52 с.): ftp://ftp.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/Velikii_post/Beseda_13.mp3 http://files.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/Velikii_post/Beseda_13.mp3 (оглавление: www.predanie.ru/mp3/Protopresviter_Aleksandr_Shmeman/) > Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь. > Дорогие слушатели, наша беседа посвящена двум значениям > Великого Поста. > Мы говорили уже о том, что Евхаристия несовместима с Постом. > Почему же она совершается по субботам и воскресеньям Великого > Поста и это не считается нарушением Поста? Здесь как будто > имеется противоречие в церковных канонах: некоторые из них > запрещают пост по воскресениям, другие запрещают нарушать тот > же пост в течение всех сорока дней. Однако, это только > кажущееся противоречие: оба правила, которые как бы взаимно > исключают друг друга, на самом деле говорят о двух разных > смыслах слова. Понять это особенно важно, так как здесь > нам открывается православная философия поста, понимание которой > существенно для всего нашего духовного подвига. > Действительно, есть два вида или способа поста, оба укорененных > в Священном Писании и Священном Предании. Первый вид может > быть назван совершенным постом, так как обозначает > действительно совершенное воздержание от пищи и питья. Второй > вид можно определить как аскетический пост: он состоит, главным > образом, из воздержания от некоторого рода еды и в уменьшении > общего ее количества. Совершенный пост, по самой своей > природе, продолжается недолго, он сводится обычно к одному дню > или даже части дня. С самого начала христианства пост > рассматривался как подготовление к тому, что должно совершиться > в будущем, и как сосредоточенное ожидание этого совершения. > Физический голод соответствует здесь духовному ожиданию, > подготовлению всего существа к приближающейся радости. Поэтому > в церковном богослужебном предании мы находим этот совершенный > пост в виде завершения и вершины подготовления к великому > празднику. Совершенный пост, более или менее продолжительный, > всегда предшествует Евхаристии и является необходимым условием > для приступающего к Святому Причащению. Многие люди > не понимают этого правила, видят в нем только устарелый обычай > и спрашивают себя, почему необходимо приступать к Причастию > с пустым желудком? Если рассматривать это правило с точки > зрения физической и грубо физиологической, как нечто > дисциплинарное, то оно, конечно, теряет свое значение. В своем > подлинном значении, этот совершенный пост - выражение > того ритма, подготовления и завершения, которым живет Церковь, > которая ожидает Христа в "мире сем" и одновременно переживает > преобразование "мира сего" в "грядущий". В первохристианской > Церкви совершенный пост обозначался словом, взятым из военного > словаря: он назывался statio. Это слово означало войско > в положении военной тревоги и мобилизации. Церковь всегда > "на страже", она ждет пришествия Жениха и ожидает Его > "наготове" и с радостью. Таким образом, совершенный пост - это > не только пост членов Церкви, но и Церковь сама как пост, > как ожидание Христа, Который приходит к ней в Евхаристии > и Который придет к ней во славе в конце времен. > Совершенно другой духовный смысл второго вида поста, того, > который мы называем аскетическим. Цель этого поста - > освобождение человека от беззаконий тирании плоти, > от подчинения духа телу и его требованиям, ставшими трагическим > последствием первородного греха, грехопадения человека. Только > после продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что > "не хлебом одним жив человек", и восстанавливаем в себе > первенствующую роль духа. По самой своей природе это должен > быть длительный и усиленный подвиг. Фактор времени здесь очень > важен, так как действительно нужно много времени, чтобы > с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, то, > что люди стали считать своим "нормальным" состоянием. Наука > аскетического поста была доведена до совершенства в монашеской > традиции и затем принята всей Церковью. Она опирается > на примененные к человеку слова Христа, что силы адовы, > порабощающие человека, могут быть побеждены только "молитвою > и постом". Это пост, основанный на примере Самого Христа, > постившегося сорок дней и затем встретившегося лицом к лицу > с сатаной. В этой встрече была ниспровержена покорность > человека "только хлебу" и положено начало духовного > освобождения человека. Церковь выделила для аскетического > поста четыре периода: Великий Пост перед Пасхой, > Рождественский - перед Рождеством, Петровский - > перед праздником святых апостолов Петра и Павла и Успенский - > перед Успением Божьей Матери. Четыре раза в год Церковь зовет > нас очиститься и освободиться от порабощения телу святым > лечением поста, и каждый раз успех этого лечения зависит > от некоторых основных правил, главное из которых - > непрерывность и продолжительность поста. > Различие между обоими видами поста помогает понять кажущееся > противоречие канонов, определяющих правила проведения поста. > Устав, запрещающий пост по воскресеньям, имеет в виду > не разрешение есть любую пищу, а необходимость совершения > в этот день Евхаристии. Евхаристия же, в православном > понимании, сама по себе - завершение поста, его конечная цель. > Объясняется это тем, что воскресенье - день Господень, > он вне поста, поскольку он вне времени. Другими словами, > воскресенье как день Царства Небесного не может измеряться > в категориях времени нашей земной жизни, целью которой является > странствие по пути к Царству Небесному. Пост - символ > этой жизни, а воскресенье - день духовной радости. > Но, нарушая совершенный пост, Евхаристия не нарушает > аскетического поста, который требует постоянного подвига. > Это означает, что Великим Постом даже по воскресеньям > пища остается постной, ибо Церковь знает, что, если нужно > покорить тело духу, оно должно быть подвергнуто терпеливому > и долгому воздержанию. В России, например, монахи никогда > не едят мяса, но это не значит, что они постятся на Пасху > и в другие великие праздники. Можно сказать, что, в некоторой > степени, аскетический пост присущ христианской жизни вообще, > и христиане должны его соблюдать. К сожалению, люди часто > считают, что на Пасху почти необходимо предаваться объедению > и пить свыше меры; этим они превращают настоящий дух Пасхи > в печальную и уродливую карикатуру. Действительно трагично, > что в некоторых церквах люди на Пасху не хотят приступать > к Причастию, принимая прекрасные слова поучения святого Иоанна > Златоуста - "Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец > упитанный, никтоже да изыдет алчай"... (по-русски: > "Стол изобилует яствами, наслаждайтесь все. Телец /теленок/ > откормлен; пусть никто не уйдет отсюда голодным") - > как буквальное описание пасхального стола. Праздник Пасхи - > духовная реальность, и для того, чтобы ощутить и правильно > пережить ее, требуется столько же трезвости, как и духовной > сосредоточенности поста. > Надо понять, что нет противоречия в том, что Церковь настаивает > на воздержании от скоромной пищи по воскресным дням Великого > Поста и в то же время осуждает пост в дни Евхаристии. > Ибо только следуя обоим этим правилам, исполняя все правила > приготовления к Евхаристии и не ослабляя подвига > "душеспасительной четыредесятницы", то есть сорока дней поста, > мы можем действительно достигнуть цели Великого Поста. [ свящ. Александр Шмеман. О двух смыслах Великого Поста. (Два вида и два значения поста.) www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_339.html ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему подберете? ... *Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали? Разве не было вам поведано от начала? Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется? Восседает Он над кругом земным, а жители земли - словно кузнечики! Он простер небеса, как тонкую ткань, натянул их, как шатер для жилья! Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое место! Едва лишь посажены, посеяны они, едва лишь разрастется вглубь их корень, иссушает Он их дуновеньем Своим, и буря уносит их прочь, как солому. *'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?' - говорит Святой. Ввысь поднимите взор, взгляните: кто сотворил всё это? Тот, кто выводит по счету это небесное воинство, всех их по имени призывает. Они выходят - все до одного - таковы Его сила и могущество! *Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль, что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта, что тяжба твоя забыта твоим Богом? Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал? Господь - это вечный Бог, / Творец всех концов земли; не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима! Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет. Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают, а те, чья надежда - ГОСПОДЬ, обретают новые силы: как орел, взмахнут крылами, и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.* (Ис.40:18,21-31, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов) * * * *Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы. Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны. Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца, а того, кто ищет праведность, Он любит. Кто сбился с пути, будет сурово наказан; кто ненавидит упреки - погибнет. Ше`ол и Авадд`он открыты ГОСПОДУ - / тем паче сердца человеческие! Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов. Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух. Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью. У бедняка что ни день, то невзгоды, а у счастливого - нескончаемый пир. Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА, чем стяжать сокровище и жить в страхе. Лучше обед из овощей, да с любовью, чем из упитанного тельца, да с ненавистью. Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде. Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге. Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать. Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо. Нет совета - не будет успеха в деле, а если советников достаточно - всё выйдет. Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово! Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола. Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит. Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты. Стяжатель на свой дом навлекает беду, а кто взяток не терпит - будет жить. Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло. Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит. Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости. Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами. Кто отвергает наставления - себе повредит, а кто внемлет упрекам, обретает разум. Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение. Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ. Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души. Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся. Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды. Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ, ни за что не уйти ему от наказания. Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду. Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов. Лучше малость, да с праведностью, чем богатая прибыль, да с беззаконием. Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.* (Пр.15:7-16:9, новый перевод РБО) * * * *История Церкви - по фактам - преимущественно история отпадения людей от Христа, измены Ему на уровне слов и дел*. (А. Мень) ********************************************* HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2395.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |