=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога > Человек сотворен по образу Божию. Это есть божественная и нерушимая > основа человеческого существа, силою которой человек > имеет назначение стать "богом по благодати", сыном и другом Божиим. > Этот образ раскрывается и из его духовного +лика+ и из его отношения > к миру чрез посредство своего тела. Человек имеет духовное > богоподобие не только как разумно-нравственное существо, одаренное > познанием истины, волей к добру и ведением красоты, но прежде всего > как ипостасный дух. В своем личном самосознании он имеет образ > божественной ипостаси, а в родовом существе своем он имеет и образ > ипостасного триединства, осознает себя не только как я, но и как > +ты+, и +мы+. В мужеском и женском естестве своем человек содержит > двоякий образ духовного бытия, с приматом разума и с приматом > красоты и любви, в соответствии лику Второй и Третьей ипостаси. > Чрез обладание телом человек является не только гражданином, > но и господином этого мира, в нём совершается Премудрость Божия, > явленная в творении. Этот образ Божий, явленный в человеке, > есть основание его сотворения и предназначение его, но оно должно > быть им самим в себе осуществлено свободно, и это есть подобие > Божие. Мир и человек вышли из рук Творца непорочными > и совершенными, однако это была лишь мера тварного совершенства, > которое должно быть утверждено собственным свободным подвигом > человека в исполнении воли Божией и в осуществлении > своего собственного совершенства. Первозданный человек находился > в состоянии непорочности и проистекающей отсюда близости к Богу, > с возможностью прямого богообщения, но он должен был > сам самоопределиться и утвердиться в Боге, а тем самым упрочить > свое телесное бытие, возведя его к бессмертию. С человеком же > связаны были и состояние и судьбы мира, которого он явился > средоточием. Он получил от Бога всё, что Бог мог дать ему > всемогуществом Своим, но он не мог и не должен был получить от Бога > то, что он сам призван был осуществить своей тварной свободой, > в известном смысле, сам сотворить самого себя. Это самосотворение > в свободе символически выражено в заповеди о невкушении от древа > познания добра и зла. Человек пал, совершив непослушание, и отягчил > себя так называемым первородным грехом. Он допустил в себе > преобладание себялюбивой тварной стихии, от Бога обратившись к миру, > и тем дал силу небытию, из которого он был создан. Он стал > плотским, а потому и смертным. Во всей жизни его проступила тварная > его ограниченность, которая вела далее и к прямому злу > и заблуждению, и в познании, и в воле, и в творчестве. Человек > остался в мире одинок, ибо прямое богообщение прервалось с изгнанием > его из рая. Он должен был +искать+ Бога, который сам приходил > беседовать с ним до грехопадения. В чём отразилось влияние > этого первородного, метафизического греха на человеческой природе? > Первородный грех означает общее повреждение человеческого естества, > отклонившегося от своей собственной нормы. Оно имеет первым > последствием утрату того благодатного состояния, которое > было свойственно человеку в силу присущего ему образа Божия > и основанного на нём богообщения, а также и общего повреждения > человеческой природы, которая, отделившись от жизни в Боге, приняла > смерть и стала смертной. Плотское естество человека утратило > свою послушность душе и, наоборот, получило над нею недолжное > возобладание, человеком овладела похоть. В духовной жизни поднялось > себялюбие, зависть и гордость, - действительное познание добра > и зла, т.е. непрестанной борьбы мрака и света. Чрез это > ограничилась и свобода человека: он стал невольником естества, > пленником плоти и рабом страстей. И тем не менее все эти извращения > и ущербления истинной человечности человека были не таковы, чтобы > ее совершенно парализовать и обессилить человеческую свободу. > Человек остался человеком, свободно-духовным существом, которое > духовным подвигом, вспомоществуемым нарочитою помощью Божией, > способно восходить к своей изначальной норме. В жизни человека > обозначился этот путь благодатного восхождения, которое > имеет вершиною своею Деву Марию, явившую собою предельную > человеческую святость и собою засвидетельствовавшую, > что человечество и в состоянии первородного греха сохранило истинную > свою человечность, способную и достойную приятия Божества, > боговоплощения. > Человек, созданный по образу Божию, чрез осуществление в себе > богоподобия, предназначенный к обожению, отклонился от этого пути. > Но сам Бог, давший образ Свой, сделался человеком, родившись от Духа > Св. и Девы Марии, миновав плотское зачатие во грехе, и чрез то > соединил в Своей ипостаси божеское и человеческое естество. Он стал > человеком Иисусом, имеющим Свою индивидуальность, но в человеческом > естестве Он принял всю человечность, будучи новым Адамом, > +всечеловеком+, и все дела Его имеют +всечеловеческое+ значение. > В Своем земном пути, вместе с Божественным могуществом чудотворца > и божественной мудростью пророка Он явил истинного и совершенного > Человека, до конца, до крестной смерти послушного воле Божией, > сделавшего Свою человеческую волю с нею согласной, и тем возвел > Свою человечность к высшему достоинству бессмертия и духовности. > В Своих страданиях духовных (Гефсимания) и телесных (крестная > смерть) Он понес на Себе всю тяжесть человеческого греха > и богоотверженности, принес Богу правды жертву умилостивления, > искупил наш грех и примирил нас с Богом. Поэтому, взирая > на Голгофский крест, мы, доселе чада тела, являемся уже чадами > Божиими. Возведя человеческую природу к ее первозданному естеству, > Он соединил ее - нераздельно и неслиянно - с божеской и чрез то > обожил его, вследствие чего божеское естество облекло человеческое, > (περιχώρησις), не уничтожая его, как огонь накаляет железо, и тем > даровал человеку спасение, вечную жизнь в Боге, уже здесь, > среди скорбей, и в будущем веке, в жизни воскресения, ибо, > воскреснув сам, Он воскресит с Собою во плоти всё человечество. > Итак спасение всеобщее есть обожение человеческого естества; > спасение личное есть усвоение этого дара личным подвигом, > ибо обожение не есть физическое или магическое действие > +над+ человеком, но внутреннее благодатное действие в человеке, > которое совершается при участии человеческой свободы, не помимо > самого человека. Это есть жизнь во Христе, совершаемая Духом Св. > Здесь человеческое усилие таинственно сочетается с Божественным > даром богосыновства, силою обожения. Усилие это должно взять > +всего+ человека, а не одну лишь его сторону: оно выражается > в подвиге веры, удостоверяющей для человека его искупление кровию > Христовой и примирение с Богом, и делами, жизнью, которая есть > естественный плод веры, а вместе и путь, +жизнь+ веры: "вера без дел > мертва есть". Вера и дела есть участие самого человека в своем > обожении силою Христовой, это есть осуществление подобия Божия силою > восстановленного в человеке образа Божия, который есть Христос. > И степень осуществления этого подобия остается различна: > "<Один блеск у солнца, другой у луны и звезд. Звёзды > тоже отличаются блеском друг от друга>" (1Кор.15,41). Личное > спасение есть духовное рождение самого себя своею свободой > для вечной жизни чрез усвоение благодатного дара искупления > и обожения. Здесь неуместна мысль о каких-либо заслугах человека > (должных или сверхдолжных), которыми он по праву приобретает > этот благодатный дар, ибо он несоизмерим ни с какими заслугами > и является благодатным (gratia gratis data). Идея эквивалентности > благодатного дара и человеческого подвига просто неуместна > и недоразуменна. Подвиг (добрые дела) есть не заслуга > (ибо благодатного спасения человеческими делами никто не заслуживает > и заслужить не может), но личное участие человека в осуществлении > своего спасения, которое вообще +не имеет меры+, ибо сила обожения > бесконечна, как вечность. Поэтому и мысль о должных и сверхдолжных > делах столь же ошибочна, как и мысль о том, что человеку > не принадлежит никакого собственного участия в усвоении, > в осуществлении для себя спасения, на том основании, что оно уже > соделано за нас Богом, и его достаточно только опознать актом веры. > Впрочем, если освободить эту протестантскую мысль от ее полемической > стороны, вызываемой полемикой с католической арифметикой заслуг, > то она может быть понята в том более глубоком смысле, что вера есть > не единовременный акт, но длительное и непрестанно утверждаемое > состояние, и для этого своего утверждения вера должна быть > и действенной, т.е. включать в себя и добрые дела. <.....> > He умаляя справедливости и правды Божией, которая должна иметь > удовлетворение, православие ставит в центре учения о спасении любовь > Божию, не пощадившую Сына Божия ради спасения мира чрез его > обожение. Боговоплощение, которое совершается +непосредственно+ > для искупления падшего человека и его примирения с Богом, > в православии воспринимается, прежде всего, в своем общем > и самостоятельном смысле, - +обожения+ человека, сообщения ему > божественной жизни. Так как человек пал, то +боговочеловечение+ > становится, прежде всего, путем примирения человека с Богом, > искуплением, которое имеет последствием спасение в смысле > его обожения (θέωσις). Искупление есть вольная жертва Христа, > вземлющего на себя грех человека, естество которого Он на Себя > воспринял. Эта жертва приносится всей жизнью Его, исполненной > горестей и страданий, и крестной смертью Его. В Гефсиманском > борении она вольно приемлется, как чаша страданий, подаваемая Ему > Отцом, Голгофская жертва есть умилостивление и +воздаяние+ Правде > Божией. Она есть тайна искупления предстательством Одного за всё > человечество. Иногда эта мысль и в православном богословии > выражается в терминах Ансельма Кентерберийского, как удовлетворение > (satisfactio). Однако мысль о Правде Божией здесь неизменно > сочетается с мыслью о Любви Божией к человеку, милующей и спасающей. > Искупление чрез боговоплощение есть не только освобождение человека > от греха заслугами и крестной жертвой Спасителя, оно есть и новое > окончательное сотворение человека, как бога по благодати, уже > не только всемогуществом Божиим, как первое творение, но жертвенной > любовию Его. +Мир с человеком+ в центре его был создан в его > природе творческим словом Божиим, но он созидается и слагается в его > свободе жертвенным вочеловечением самого Бога, Слова Божия, чрез > Которое всё произошло (Ио.1,2). Христос во святом и безгреховном > человечестве Своем освятил и обожил всякое человеческое естество. [ свящ. Сергий Булгаков. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви. www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_06.html ] Ссылки к апостольскому чтению 5-го воскресенья Великого поста (Евр.9:11-14): + + + комм. из "Брюссельской Библии": www.bible-center.ru/biblecomment?comm=brs89&txt=heb+9#verse11 + + + ПРООБРАЗ в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.krotov.info/spravki/temy/p/proobraz.htm + + + ПОСЛАНИЕ ЕВРЕЯМ (из "Библиологического словаря" священника Александра Меня) www.krotov.info/library/bible/comm/evrei.html + + + Николай Бердяев. ХРИСТОС И НОВЫЙ ЗАВЕТ www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1911_05_05c.html + + + он же: Рационально нельзя понять тайну искупления... www.messia.ru/rasylka/008/2145.htm#0 + + + ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (из "Библиологического словаря" священника Александра Меня) www.krotov.info/spravki/temy/zh/zhertva.html + + + свящ. Яков Кротов: ЖЕРТВА ХРИСТОВА www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4a_1_mirotvorez.htm#zh + + + игум. Петр (Мещеринов). О спасении. О Церкви www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1046/ # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу. ... Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. Он также не приносит Себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой. Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд, так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:11-14,24-28) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2396.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |