=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Этот выпуск посвящен стихам 17:19 - 18:28 Деяний Апостолов. 19 Они повели Павла в Ареопаг. - Нельзя ли нам узнать, что это за новое учение, которому ты учишь? - спросили его в Ареопаге. - (20) Кое-что в нём звучит для нас странно, и мы бы хотели знать, что ты имеешь в виду. 21 Ведь для всех афинян и иностранцев, живущих в городе, нет большего развлечения, чем узнавать и обсуждать все новейшие идеи. 22 Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: - Афиняне, я вижу по всему, что вы люди в высшей степени почитающие богов. (23) Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ". Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам. (24) Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него руками людей. (25) Он не нуждается ни в чём из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание. (26) От одного-единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания. (27) Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти. 28 "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем". То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов: "Ибо мы все Его род". 29 И раз мы Божий род, не пристало нам думать, что Бог таков, каким Его изображают - в золоте, в серебре или в камне - человеческое искусство по человеческим представлениям. 30 Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться, (31) потому что Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых. 32 Услышав о воскресении мертвых, одни расхохотались, другие же сказали: - Мы бы послушали тебя еще раз. (Деян.17, перевод В.Н.Кузнецовой. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#15:35) ?> Истины христианства неизменны, но в разных исторических ситуациях ?> более важными становятся разные аспекты учения. Какова ?> специфическая весть христианства для сегодняшней России? > Я совершенно согласен с этой постановкой вопроса. Если мы думаем > о развитии богословской мысли в христианской Церкви, то мы видим, > как оно проходило постепенно. Первое поколение знало Иисуса Христа > лично. Сначала Его знали, вероятно, как юношу. Ведь Кана Галилейская > и Назарет - на расстоянии нескольких километров: невозможно > себе представить, что ребенок или подросток Иисус Христос жил > в Назарете, и Его не знал бы Нафанаил, который жил в Кане. Поэтому > сначала Его знали просто как живого человека и, вероятно, поражались > какой-то неповторимостью Его человеческой личности; а затем > постепенно раскрывались перед людьми новые и новые глубины > до момента, когда они поняли, кто Он: Живой Бог, ставший живым > человеком. Это был первичный опыт, абсолютным центром которого > был живой Иисус Христос, им знакомый, известный. И когда Христос > умер и воскрес, они ходили и говорили о Ком-то, Кого они лично > знали. Зов апостольства был обращен к тем кто знал Христа с самого > начала, они могли засвидетельствовать всё об этом. А потом стали > развиваться. стали ставиться вопросы о том, Кто же Он. Да, Он - Бог, > но Он о Себе говорит, что Он Сын Божий; Он говорит о Боге как > о Своем Отце; - стали думать об этом отцовстве. Сошествие Святого > Духа было реальностью не богословской, а чисто эмпирической, > жизненной. Апостолы стали местом вселения Святого Духа. Они о Нём > могли говорить, как только можно говорить о силе, которая тобой > движет конкретно и опытно. Поэтому Троическое богословие начало > развиваться, делаться более и более четким. Были споры, что было > в каком-то смысле очень хорошо. Апостол Павел говорит: у вас будут > разделения, с тем, чтобы наиболее мудрые себя проявили (1Кор.11,19). > И православное вероучение постепенно, через искания, через полусвет > и полутьму, через борьбу школ, мнений, личностей, выкристаллизовало > нечто, что держит в некоем равновесии то, что =можно= выразить > словом или литургическим действием, и то, чего =никак= не можешь > выразить, потому что в конечном итоге, когда встречаешь Бога лицом > к лицу, ты только молчать можешь. Английское, немецкое слова God, > Gott - от древнего корня, который значит "тот, перед которым падаешь > на колени"; вот это последний шаг. > Сейчас делается наиболее насущным то, что если история Ветхого > и Нового Завета истинна, если действительно Бог стал человеком, > мы можем говорить о человеке совершенно новым языком. Человек > не является как бы наиболее замечательной обезьяной, которая > научилась тому, чего другие обезьяны не умеют делать; человек - > это существо, которое от начала несет в себе Божий образ, которое > по своей глубине и широте может стать вместилищем Божества, причем > вместилищем не так, как, скажем, чаша вмещает содержимое, а как, > опять-таки Максим Исповедник говорил о воплощении, что соединение > Божества и человечества во Христе подобно соединению огня и железа. > Если меч вложить в жаровню - его вкладываешь бесцветным, серым, > мертвым, а вынимаешь раскаленным. И огонь остался огнем, и железо > осталось железом, но теперь можно резать огнем и жечь железом. > Человек настолько глубок, велик и таинственен, что он может до конца > соединиться с Богом, не переставая быть человеком. И этого ни один > материалист не может сказать. > И еще другое. Когда мы говорим о воплощении, как я раньше сказал, > воплощение значит, что Божество соединилось с =материей=: говорит > о том, что материя всей вселенной способна на воссоединение с Богом > в том неописуемом чуде, которое апостол Павел называет "Бог <будет> > всё во всём" (1Кор.15,28). И мне кажется, что теперь надо говорить > гораздо больше, чем раньше, о величии человека, о том, что мы можем > верить в человека, =верить=с такой же глубиной и уверенностью, как > мы говорим "я верую в Бога". > И еще можно сказать вещь - меня она очень вдохновляет: это то, что > Бог не безумен. Если Он творит какие-то твари, то и не в погибель, > и не для того, чтобы изуродовать тот мир, который Он создал. Значит, > каждый раз, когда человек вступает в мир, это акт Божественной веры > в него: =Бог в нас верит= - и индивидуально, и коллективно, во всё > человечество и в каждого из нас. И это замечательная мысль: Бог > в нас верит, Бог надеется на все от нас. И об этом мы должны > говорить гораздо больше. Потому что мы говорим о Боге вне пропорций > с человеком, как будто человек малюсенький, а Бог громадный. Это > мы видим на иконах, и это единственный способ выразить величие > Божие. Но как часто видишь: Христос восседает, а у Его ног двое > каких-то святых, как маленькие мышата. Это не говорит о величии > человеческом, а только о Божием величии. И нет у нас иконы, которая > показала бы величие человека - кроме иконы Христа: смотри - > "Се Человек", =это= человек: не ты, и не она, и не мы, а Он - > Человек, единственный. Если ты хочешь быть человеком в полном > смысле, вот этим ты должен быть. И вот это, мне кажется, проблема > наших дней, потому что люди изверились в человеке. Человек слишком > много показал темных своих сторон, и только христианин, я думаю, > может верить в человека. Помню, один священник на Западе как-то > написал, что когда Бог на нас смотрит, Он не видит ни наших > добродетелей, ни наших успехов (которых может и не быть), > но в глубине всякого человека Он видит сияющий Свой образ, который > может вырасти и заполнить всё - преображением. Вот, мне кажется, > о чём надо говорить - в той или другой форме: я =верую= в человека, > =Бог= верит в человека. ?> Наверное, Владыко, это не менее важно и в других странах, или ?> Вы считаете, что это специфически важно для сегодняшней России? > Это важно для всех стран сейчас, потому что мы потеряли сознание > величия человека везде. Я говорю об этом на Западе и думаю, > что здесь надо говорить об этом гораздо больше. Человек стал > политическим зверем, или животным высшего качества; мир превращается > в муравейник. Но настоящий муравейник строится очень талантливо, > в общем; мы строим наш муравейник гораздо менее талантливо. > И я думаю, что христиане должны сотрудничать со всеми другими > людьми, доброй или недоброй воли, без разбора, в постройке града > человеческого, но прибавляя к этому граду человеческому измерение > глубины, широты и святости, чтобы он мог когда-нибудь оказаться > градом Божиим, первым гражданином которого был бы Человек Иисус > Христос. Это относится ко всему человечеству сейчас, во всяком > случае, христианскому или псевдохристианскому. ?> А что именно для России специфически важно? > Для России, я думаю, сейчас важно возродить веру в человека не как > раба или работодателя, не как, скажем, научного гения или участника > муравейника, а как неповторимую личность. > =Нет= человека, без которого вселенная могла бы обойтись, каждый > человек - словно камушек в колоссальной, дивной мозаике. Вы знаете, > что бывает, если один камушек выпадает: постепенно мозаика начинает > трескаться, и все камни выпадают. И поэтому каждый человек - > единственный, неповторимый, не только в его знании Бога. > Есть замечательное место в книге Откровения, где говорится, что > в конце времен всякий человек получит имя, которое только =он= знает > и Бог знает (2,17), то есть имя, которое его выражает всецело > и которое выражает то, что его соотношение с Богом неповторимо, > что единственно он знает Бога так, как он Его знает. И нам надо > постепенно внедрить в сознание людей абсолютную ценность > =личности= - не индивида как фрагмента человечества, а именно > личности, которая может творчески соотноситься с другими личностями, > не теряя ничего и вместе с этим давая всё. Знаете: солнце сияет, > от этого светом оно не беднеет, а другие в сиянии света начинают > видеть всё по-иному. ?> Может ли безусловная преданность христианской истине совмещаться ?> с принятием возникшего в Новое время мировоззренческого плюрализма, ?> с серьезным отношением к чужим истинам? > Я думаю, что христианство должно себе отдавать отчет в том, > что плюрализм, который сейчас существует и часто антагонистичен > христианству, является результатом того, что христианство не дало > мировоззрения, которое было бы откровением новой жизни и радости > людям. Мы ответственны за то, что люди стали искать других > мировоззрений, ибо то, что мы говорили о христианстве, их не могло > удовлетворить. Это одно, первое; и в данной ситуации мы должны > сознавать, что мы ответственны за все ереси, за все отклонения, > за все несовершенства, мы ответственны за то, что люди обращаются > и на Восток, и в самые дикие секты, и в политические и общественные > мировоззрения - из-за того, что не находят полноты в том > христианстве, которое мы проповедуем и которое мы проявили. С другой > стороны, несомненно (то есть, для меня несомненно, конечно, это > не обязательно для другого несомненно), если посмотреть на всё > христианское общество в его разделенности, что нет ни одной > христианской группировки, которая (именно потому, что она отделилась > от других по признаку какой-то интуиции о том, что то или другое - > колоссально важно) не могла бы христианский мир в целом > не приблизить к полноте, которая отчасти потеряна. Это относится > и к Православию: у нас есть, что давать, но у нас есть и чему > учиться и в нравственности, и в делании, и в понимании того, что > мы сами проповедуем. Так что я считаю, что плюрализм - это > не оскорбление христианству, это множество голосов, которое ставит > под вопрос не христианство, а христиан. Бердяев когда-то писал > брошюру, которая называлась "О достоинстве христианства > и недостоинстве христиан" - вот это-то и есть. Если бы христианство > было христианством Евангелия, осуществленного, реального, то все бы > говорили: Да, это полнота жизни, этим стоит жить... Но кто может > сказать это о русском православии в России, о русском православии > за границей или о других вероисповеданиях? Поэтому я думаю, > что существование плюрализма ставит нас под вопрос, и мы должны > всмотреться в себя каждый раз, когда мы встречаемся со взглядами, > мнениями или реакциями со стороны людей, которые знают христианство, > но его отвергают. Почему я не сумел это открыть? Почему я не могу > им дать то, чего они ищут и что они находят только частично?.. > Вот что мне кажется очень важным. И притом - диалог всегда был бы > диалогом. В какие-то периоды истории торжество христианского > мировоззрения достигалось мечем и огнем. Это не торжество, > это просто последнее падение. Скажем, инквизиция как идея (я сейчас > не делаю упрека никому в этом, то есть ни католикам, никому, просто > инквизиция как подход), что надо человека сломать и заставить думать > так или иначе, это грех, это просто преступление, потому что > Бог хочет Себе свободно избравших Его друзей, а не рабов. "Я вас > не называю больше рабами, потому что раб не знает воли господина > своего, Я называю вас друзьями, потому что Я всё вам сказал", - > вот что говорит Христос (Ин.15,15). И нельзя ожидать, чтобы всякий > человек без искания нашел бы окончательную форму истины, которая > соответствует Божественной истине. А искание неизбежно бывает > периодами неясно. Ставятся под вопрос вещи, которые в конечном итоге > могут быть оправданы, но которые на пути искания должны быть > аналитически рассмотрены, постольку, поскольку мы употребляем слова. > И еще одно я скажу. Паскаль молился Богу и говорил, кричал, что > не может Его найти, и Бог ему сказал: "Ты бы Меня не искал, если бы > ты Меня уже не нашел". И это я перенес бы на все религии мира. > Бога невозможно выдумать. Я не говорю об уродливых формах, которые > потом можно придать этому первичному опыту; но когда человек > говорит: "Я опытно знаю, что есть Божественная сила", это значит, > что он коснулся хоть края ризы Божественной. И поэтому мы должны > относиться с глубокой вдумчивостью к тому, что люди опытно знают > о Боге, даже если они выражают это совершенно неприемлемыми формами > благочестия или мировоззренческими представлениями. И нам надо быть > очень осторожными. Я знаю, у апостола Павла есть место, > где говорится, что боги язычников - бесы (1Кор.10,20) - постольку, > поскольку они отрицали Христа. Слово "сатана", как вы знаете, > по-еврейски значит "противник", это не "черти" в нашем понимании. > Они противники - да, и те, кто держится этих мировоззрений, особенно > если они придерживаются их изуверчески и яростно, ошибаются, но надо > заботиться о том, как им открыть бo льшую истину. > Есть рассказ из жизни старца Силуана о том, как он разговаривал > с одним из православных миссионеров на Востоке и его спрашивал: > Ну как же у вас идет миссия? - Очень неуспешно. Китайцы такие тупые, > такие невосприимчивые, ничего не воспринимают. - Силуан говорит: > А как же вы с ними поступаете? - Ну, я иду в капище, им говорю: > смотрите на свои идолы, сбросьте их, это камень, это дерево, > это изуверство! - А что случается дальше? - Они меня из капища > выкидывают и остаются при своем... - И тогда ему Силуан говорит: > А знаете что: вы могли бы пойти туда, посмотреть, как они молятся, > сколько у них благоговения и благочестия, и позвать нескольких из их > священников и сказать: давайте сядем на ступеньки и поговорим; > расскажите мне о своей вере... И каждый раз, когда они что-нибудь > скажут близкое к христианству, вы могли бы им сказать: Как > это прекрасно! Но у вас чего-то не хватает. Хотите, я вам скажу? - > и прибавить ту солинку, которая может превратить приторность того, > что вы слышали, во что-то "вкусное", живое. Вот, если бы вы так > делали, постепенно они усвоили бы очень многое из христианской веры; > а когда вы им говорите, что всё, во что они верят, неправда, они > не могут согласиться, потому что опытно знают, что многое - правда. > Я долго жил среди людей инакомыслящих, и в течение очень долгого > периода у меня было такое радикальное отношение: только > Православие - и всё. А постепенно, особенно на войне, я посмотрел, > как люди инакомыслящие себя ведут: христианин, может быть, ляжет > за кустом, когда стреляют, а безбожник выйдет из укрытия и принесет > обратно раненого. И тогда ставишь вопрос о том, кто из них подобен > доброму самарянину и Христу Спасителю. > Знаете, меня поражает тоже притча о Страшном суде в этом контексте. > Нам всегда говорят: вот, это Страшный суд: козлища туда, > овцы сюда... - а какие вопросы ставит Христос? Он не спрашивает > людей, веруют ли они в Бога, не спрашивает ничего о том, как они > к Нему относятся, Он их спрашивает: Одел ли ты нагого? Накормил ли > голодного? Посетил ли больного? Не постыдился ли признать, > что тюремный заключенный - твой друг?" Он им ставит только об одном > вопрос: "Ты был человеком - или ты и не человек? Если ты > и не человек, то в Царство Божие тебе дороги нет, потому что > обожиться может человек; если ты был человеком - вот тебе > и путь-дорога. > Мне кажется, что мы так должны бы относиться ко =всем= людям, > которые во что-то верят. Даже материалист верит в человека > по-своему. У него образ человека с нашей точки зрения > очень несовершенный, неполный, но он верит во что-то. И вот - > слушай, во что он верит. Часто он верит в какую-то нравственную > правду, цельность, которую мы нередко заменяем благочестием. Знаете, > гораздо легче человеку, который говорит: "Я голоден", ответить: "Иди > с миром, я о тебе помолюсь", чем разделить с ним то малое, что > у тебя есть. ?> Что Вы можете сказать о терпимости Русской Православной Церкви ?> к представителям других конфессий, других этнических групп, ?> к неверующим? > Слово "терпимость" можно понимать различно. Можно понимать так: > мы их глубоко или достаточно знаем, чтобы не произносить суждение, > которое не соответствует реальности, мы с уважением относимся > к тому, что эти люди, придерживаясь своих убеждений, ими живут > реально, но мы остаемся при своем убеждении, что Православие > является наиболее совершенным выражением Евангельского > благовествования, хотя относимся к другим с полным уважением > и вдумчивостью. Другая форма терпимости заключается в том, чтобы > сказать: "Ну да, есть столько различных мнений, - а может быть, > и мое никуда не годится..." - знаете, такое компромиссное отношение. > Это, я думаю, никому никогда не помогает, потому что, как апостол > Павел говорит, если труба не будет звучать ясно, то никто в бой > не будет готовиться (1Кор.14,8). И говорить: "Ну да, конечно, > ваши взгляды, может быть, и завиральные, но вы хороший человек, > и быть может, и мои не такие уж совершенные" - не помогает ни тому, > ни другому. Диалог может быть только между людьми, которые > =убеждены= в том, о чём они говорят, но готовы слушать другого: > не откроет ли он им чего-то, чего они сами не нашли и не знают. > Поэтому я думаю, что мы должны относиться с глубоким уважением > к людям иной веры или к инакомыслящим, искать в том, что они нам > говорят или что явствует из их жизни, обогащения себе и понимания > их, и потом, вот как Силуан говорил этому миссионеру, с ними > делиться тем богатством, которое у нас есть, которое, может быть, > ни вы, ни он, ни она не воплощаем, но которое всё равно остается > реальным. > Знаете, есть люди, которые не умеют или не могут воплотить > чего-нибудь, но которые могут с убедительностью сказать, что > это правда. Я вам хотел бы привести пример. Когда-то > нашего священника в Париже немцы арестовали. Его заменил другой > священник, который бывал в церкви, но почти никогда не служил, > потому что большей частью он приходил вдрызг пьяный. Я тогда > был старостой, я его ставил в угол и становился перед ним, чтобы, > если он упадет, то упал бы на меня и я мог бы его удержать. Многие > его осуждали. Я помню даже интересный разговор, когда он говорил > о себе, что он плохой священник, но кто-то другой ему сказал: > "Знаешь, ты не плохой священник, ты плохой человек, а священник > ты хороший..." И вот я с этим абсолютно согласен, потому что я раз > был у него на исповеди (когда настоятеля не было). Я помню, как > он слушал мою исповедь. Он слушал из глубины собственного покаяния, > и он плакал надо мной - не пьяными слезами, он был вполне трезвый, > но он плакал о том, что вот молодой человек двадцати с чем-то лет > борется и может тоже разбиться. Я помню, когда я кончил исповедь, > он мне сказал: "Ты же знаешь, какова моя жизнь, ты знаешь, что > я не имею права говорить о том, как люди должны жить и какими людьми > они должны быть, но хотя я недостоин даже говорить об этом, я тебе > скажу, что Христос сказал бы на моем месте, потому что ты молод > и ты можешь не прийти в то состояние, в какое я пришел..." > И он тогда мне говорил из Евангелия. И вот это человек, который > для внешнего наблюдателя - ну, пьяница и только, да еще какой позор: > поп - да пьёт! А он мог сказать Божию правду из глубины > своего =страдания=. Потом я узнал больше о нём. Он вместе с частью > Белой армии покидал Крым на одном пароходе, на другом пароходе была > его жена и двое детей, и этот пароход утонул; у него на глазах > они погибли, а он ничего не мог сделать. И запил. На это кто-нибудь > может сказать: а вот Иов не запил, - ну, если вы можете сказать, > смеете сказать, что Иов не запил, так вы вырастите сначала в меру > Иова: он бы его не осудил. И вот мне кажется, что не нравственное > совершенство, не житейское совершенство, а внутренняя правда > человека играет большую роль. И поэтому иноверный, инославный, > язычник по нашим понятиям, неверующий - если он всем сердцем и умом > живет согласно своей вере и верит в то, что говорит, может сказать > слово правды, и мы можем научиться чему-нибудь. За это меня можно > осудить, но я опять-таки скажу, что я слишком много людей видел > достойных, с которыми я никак не могу согласиться, и которыми > всё равно восхищаюсь: замечательные люди. [ митрополит Сурожский Антоний. из интервью ХРИСТИАНСТВО СЕГОДНЯ (1990 г.; вопросы: Д.А. Черняховский. Вошло в сб. "О встрече") ] + + + фрагменты разных авторов, в которых упоминается речь ап. Павла в Агеопаге (митрополит Георгий (Ходр), свт. Григорий Нисский, свящ. Александр Мень, Павел Евдокимов, Иоанн Павел II и др.) www.messia.ru/rasylka/rzerv/ac17_21-28.txt + + + св. Михаил Новоселов: Связь догмата, этики и мистики; свящ. Александр Мень: ап. Павел на вершине успеха www.messia.ru/rasylka/008/2231.htm#0 (+ссылки) # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали Матфей. - Следуй за Мной, - говорит Он ему. Тот встал и последовал за Ним. Когда Иисус был у него на обеде, там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников, они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками. Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам: - Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками? Иисус, услышав это, ответил: - Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова: 'Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений'. Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.* (Мф.9:9-13) * * * *Когда Иисус разговаривал с народом, Его мать и братья стояли перед домом: они хотели с Ним поговорить. Какой-то человек сказал Ему: - Там на улице Твои мать и братья, хотят с Тобой поговорить. - Кто Моя мать и кто Мои братья? - ответил этому человеку Иисус и, указав рукой на учеников, сказал: - Вот Мои мать и братья. Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра, и мать.* (Мф.12:46-50) * * * *Иисус о многом говорил им в притчах: - Вот вышел человек сеять. И когда он сеял, часть зерен упала у дороги - прилетели птицы и склевали их. Другие упали на каменистую почву, где земли было мало, - и тотчас проросли (они были неглубоко под землей), а когда взошло солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня, увяли. Другие упали среди колючек - колючки взошли и заглушили их. А другие зерна упали в землю добрую и дали урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный. У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9) * * * "всякий путь в Рай и есть Рай" (Джон Дон) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2440.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |