=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 29 июня 2009 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пятидесятнице. Память первоверховных апостолов Петра и Павла. литургические чтения: (рядовые:) Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1; (посвященное апостолам:) 2Кор.11:21-12:9; Мф.16:13-19. С праздником! * 30 июня 2009 г. ст.ст., понедельник. память славных и всехвальных 12-ти апостолов литургические чтения: (рядовые:) Рим.16:17-24; Мф.13:10-23; (посвященное апостолам:) 1Кор.4:9-16; Мк.3:13-19. к рядовому апостольскому чтению воскресенья: + + + митрополит Сурожский Антоний: Закон Ветхого Завета и Закон Жизни www.messia.ru/rasylka/008/2250.htm#0 (+ссылки) к рядовому евангельскому чтению воскресенья: + + + "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.) www.messia.ru/rasylka/008/2251.htm#0 (+ссылки) * * * @ 13 Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников: @ - Кем считают люди Сына человеческого? 14 - Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - @ что Илья, а некоторые - что Иеремия или один из пророков, - ответили они. 15 - А вы кем считаете Меня? - спрашивает их Он. @@ 16 - Ты - Помазанник, Сын Живого Бога, - ответил Симон Петр. 17 - Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, - сказал Он, - @ потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец. (18) Поэтому Я говорю тебе: @ ты - Скала, @ и на этой скале Я возведу Мою Церковь, @ и даже силам преисподней ее не одолеть. 19 Я дам тебе ключи от Царства Небес, @ и то, что ты запретишь на земле, запретят на небесах, @ а что разрешишь на земле, разрешат на небесах. ------------------------------- * @16.13 +Кесария+ называлась +Филипповой+, * чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной * на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией * римских наместников. Кесария же Филиппова * была расположена у истока Иордана, на склонах * горы Гермон. * +Сына человеческого+ (арам. бар-наш(а), * сын человека) - в ВЗ это словосочетание * часто встречается в значении "человек, смертный, * смертное существо". Но в апокалиптической литературе * и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий - * это возвышенная и таинственная личность, * представляющая народ Божий Израиль, в отличие * от зверей, которые олицетворяют мировые * империи. Он шествует по облакам, и Ему дана * власть, слава и царство. Еще величественнее предстает * Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного * Писания, но была широко распространена и почитаема * в I в. н.э.). Здесь Он - Мессия и Ему дана власть * судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время, * когда были созданы главы этой книги, повествующие * о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке, * они существуют только в переводех - так называемый * Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что * они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском * языке это словосочетание означало "некто, * некий человек" и употреблялось в тех случаях, * когда человек из скромности или из нежелания говорить * о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" * говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" * (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает * "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях * Иисус всегда называет себя в третьем лице - * Сыном человеческим. <....> этот титул не указывает * на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан * с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь * народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, * исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12). * В некоторых рукописях: "Меня, Сына человеческого". * @16.14 Люди верили, что во исполнение пророчества * Малахии (Мал 4.5) перед приходом Помазанника Божьего * на землю вернется пророк +Илья+, чтобы подготовить * к этому народ. Другие же предполагали, что вернутся * такие древние пророки, как Иеремия, Исайя и др. * @16.16 +Помазанник+ или греч. Христос (евр. Маш`иах) - * долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению * народа, должен был свергнуть иноземное иго * и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно * эта фигура земного могущественного царя и полководца * всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он появится * в конце времен, перед наступлением Царства Бога, * и принесет победу не только над земными врагами * народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его * приходом установится мессианское царство мира с Богом, * счастья и изобилия. * +Бог+ назван +Живым+, в отличие от языческих идолов, * которые были неживыми, так как были сделаны * человеческими руками. * @16.17 +люди+ - дословно: "плоть и кровь", так * в Библии часто называется человечество, люди * (ср. Гал 1.16). * @16.18 +Скала+: Петр (арам. Кеф`а) - прозвище, данное * Симону Иисусом, означает "камень, скала" (см. к 4.18). * Словом +Церковь+ переводится греческое слово * "экклес`ия", которое значит "собрание". В НЗ всегда * в значении как местной общины верующих, так и всего * собрания народа Божьего, но так никогда не называется * помещение, в котором собираются христиане. * +Силам преисподней+ - дословно: "вратам ада". * @16.19 +запретишь... разрешишь+ - существуют * два основных понимания слов "запрещать" и "разрешать": * 1) отменять старые и устанавливать новые правила; * 2) осуждать и прощать. ( Мф.16. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#16:13 ) * * * > Мф.16,16 +Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога > Живого+ (Мк.8,29; Лк.9,20) > Иисус спрашивает учеников, кем они считают Его, кем считают Его > другие. Бог поступает прямо противоположно богословам, которые > лишь объясняют, Кто Он такой, и никогда - не спрашивают. Богословы > не спрашивают людей, редко спрашивают и Бога. Конечно, кого считать > богословом? А кого считать плотником? программистом? Того, > кто зарабатывает этим занятием себе на жизнь. В современном мире, > таком, казалось бы, "секулярном", тысячи люди кормятся лишь тем, что > не просто говорят о Боге, а обучают знаниям о Боге. Когда это > в церковных заведениях, полбеды - тут нет противоречия. Но ведь > в государственных заведениях преподают. > Порок здесь наказан иронией судьбы. Государство по инерции платит > богословам, как платили в Средние Века, в XIX веке, но теперь > богословом наилучшим считается тот, кто учит, что Иисус не есть Бог, > кто хихикает при одной мысли о том, что Воскресение - факт, > и снисходительно улыбается, встретив утверждение, будто Иисус - > Богочеловек. > Поэтому Иисус не удовлетворяется ответом Петра - напротив, Он потому > и начинает говорить о Своей смерти, о Своём воскресении, > чтобы поставить в центр не вопрос о словах и их значении в таком-то > веке или в другом, у таких-то людей или у других, а вопрос о теле, > о человеке, о смерти, которая - одна в любое время, в любой > культуре. Труп не поддаётся никаким перетолкованиям. > Из-за человеческой склонности к интерпретациям Богу приходится > перейти от слов к телу, стать трупом, чтобы главным было > не услышанное, а увиденное. > Антихристианство, утверждающее себя как самое истинное христианство, > стоит на мифе о Невоскресении, на мифе о том, что где-то есть > гробница, в ней же лежат останки Иисуса, на мифе абсолютно > недоказанном и недоказуемом, зато поддерживаемом всей силой антиверы > государственных мужей, учёных с оксфордскими дипломами > и геттингенскими титулами. Есть и в христианстве подобные типажи - > только государства другие, дипломы других университетов, > но надменность и глухота те же. Но стоит христианство не на этих > слонах и черепахах, а на том же, на чём стояло изначально: > на слабых, на бессильных, на верующих в то, что Бог Ветхого Завета, > Бог бури и мощи, и Бог Нового Завета, Бог беззвучный и бессильный, > есть один и тот же Бог. > * > Иисус спрашивает учеников, кем они Его считают, кем Его считают > другие. Пётр говорит: "Ты - Христос". Иисус хвалит Петра, однако > не говорит, что неправы те, кто считает Его вернувшимся на земле > Илиёй или Предтечей. Да, назвать Иисуса Илиёй - ошибка, > но "христос", "помазанник" - тоже не "в яблочко". У Бога > нет "яблочко". Любое описание Бога неверно. Называть Его "бог" > "(санскритское "бхаг", "кормилец"), называть Его "Он", - > тоже неверно, причём не просто неверно, а приблизительно верно. > Считается, что часы, которые стоят, лучше часов, которые идут, > но приблизительно, потому что стоящие два раза в день показывают > точное время. Правда, неизвестно, когда именно. Так и с описанием > Бога - Он неописуем, можно Его не описывать и не называть, но тогда > мы не узнаем Бога. Потому что Бог создал нас способными к описанию > Бога, пусть даже к приблизительному. А точно описать Бога может > лишь Бог. > Бог - не Бог, Христос - не Христос. В конце концов, и любой > человек - не своё имя. Назвать первого ребёнка Примом, третьего - > Третьяком... Дочь - Вера... Ну что в Розе от розы? Шипы? Максим > обязательно крупный, рослый, толстый? Так что ж теперь, > имена отменить и ввести номера на запястье? Было, было... > Надо называть Бога даже приблизительными именами! Это не Ему надо, > а нам, чтобы начать приближаться к Нему. Да, Бог - не деньги, > но можно назвать Его сокровищем, чтобы не считать сокровища - богом. > Можно назвать Бога царём, чтобы не обожествлять царей. Ты помешался > на автомобилях? Скажи о Боге: "Мой любимый автомобиль" - ты увидишь, > чего стоят автомобили на самом деле. Всё, что мы любим, можно > и нужно приложить к Богу. Называли Бога женихом - это хорошо говорит > о женщинах. Назови Бога своей невестой, своей Любимой - и подумай, > любишь ли ты свою любимую так, как Бога, а Бога - как любимую. > Любовь - единственная метафора, которая не от человека к Богу, > а от Бога к человеку, ибо Бог есть любовь. Автомобили, мази, деньги > делают люди. Любовь - делает Бог, человеческая же любовь > лишь дешёвое, в мягком переплёте и, соответственно, с быстро > выпадающими страницами издание Божией любви. > Наши слова, обращённые к Богу, остаются словами, сотрясением > воздуха. Мы плохо любим и заменяем любовь - словами. Бог же любит > так, что ни одного слова не говорит, и мы знаем Бога через творение. > Космос, планеты, звёзды - Его слова. Сын Божий, Слово Божие - > это Иисус, не записка-валентинка, а живой, полнокровный человек. > Может быть, и человек в раю сможет так заговорить, чтобы слово > становилось плотью. Но уже и сейчас, обращая к Богу наши слабые, > картонные, хлипкие слова, мы воскресаем к жизни вечной уже в силу > этого обращения. * * * * * > Мф.16,17 +Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, > сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец > Мой, Сущий на небесах;+ > (У Мк. и Лк. в этом эпизоде данная реплика отсутствует.) > Разговор Иисуса с учениками о том, кем Его считают люди и они сами, > обычно воспринимают как тупик: вот, Петр обозначил, что Иисус есть > Сын Бога Живого, Спаситель его похвалил, вот и чудненько, всё ясно. > Давайте повторять, взявшись за руки: "Сын Бога Живого, Живого Бога > Сын". Но ведь Господь говорил о том, что Петр счастлив, потому что > получил Духа Божия и в этом Духе увидел богочеловечество Иисуса. > А вот чего Господь не говорил: что этим, и только этим, и должно > ограничиваться наше представление о Нём. Никаких разговорчиков > про Троицу, никаких "ипостасей" и прочих тонкостей. Да нет: > пожалуйста, двигайтесь дальше, если понадобится. А затем каждое > новое поколение христиан двигалось дальше, потому что надо, потому > невозможно веровать в Иисуса и не вглядываться в Него. И при этом > каждое новое поколение богословов, увидев нечто, торопилось опустить > шлагбаум и сказать: "И сверх этого мудрить не надо".Не надо, верно, > но приходится. Потому что чем больше веры, чем различимее становится > Христос, тем больше Он непонятен. Кто Он, этот Богочеловек, > Сын Божий, Мессия? Кто Он именно как Сын Божий, как Воскресший? Чего > Он ждет от меня? Блаженны мы, верующие в Христа, что нам открыт > Его Лик, но еще больше мы блаженны, если мы не успокаиваемся > и продолжаем взглядываться в этот Лик, не как подчиненные, не как > равные, но как призванные, да не совсем расслышавшие. * * * * * > Мф.16,18 +и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам > Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;+ > (У других евангелистов нет.) > "Ворота" в еврейском городе - место, где собирались старейшины > судить спорщиков (Втор 21,19,25,7). Ворота во многих культурах - > символ перехода из одного места, из одного состояния в другое, место > самое уязвимое и потому нуждающееся в особой защите и освященности. > Бог говорит через пророка Захарию: "Я определил в эти дни соделать > доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь! Вот дела, которые > вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно > судите у ворот ваших" (чтение Сырной пятницы). Поэтому, когда > сторонники единства Церкви считают препятствием для единства > судебные полномочия епископа Рима и утверждают, что единство - > в отказе от суда, в том, чтобы все епископы были просто равны, - > это лукавство. В этом падшем мире суд есть не зло, а средство борьбы > со злом. Иерархия созидается именно для того, чтобы человек мог > найти управу на неправедный суд своего духовника, настоятеля, > епископа. Без суда невозможно прощение. Суд, однако, создает > ситуацию постоянного риска - а вдруг не удастся судить по Богу, > говоря друг другу истину, но миролюбно? Не надо этого бояться. > Это было и будет, но бояться этого не надо. Не надо бояться Церкви > на камне, но надо понимать, что Церковь на камне так же непохожа > на триумфалистские церкви, обвешанные гвардейцами, полномочиями, > инквизиторами, как хождение по водам непохоже на водное поло. > Церковь есть не соревнование ради победы, а суд ради мира. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_16.htm; www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_17.htm; www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_18.htm ] * * * Другие размышления о. Якова Кротова: + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_13.htm ("Иисус спрашивал учеников Своих...") + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_14.htm ("одни за Иоанна Крестителя...") + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_15.htm ("а вы за кого почитаете Меня?") + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_18.htm (еще о "вратах ада") + + + Свящ. Яков Кротов о папстве (стихи Мф.16:18-19 являются главным обоснованием католической доктрины о первенстве и власти римского первосвященника): www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_papa.htm + + + В.Н.Кузнецова - Комм. к Мф.16:18 ("ты - Скала...") www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm#0 * * * + + + митрополит Сурожский Антоний: память святых апостолов Петра и Павла www.messia.ru/rasylka/007/1901.htm#0 (+ссылки) * * * к апостольскому чтению дня памяти 12-ти апостолов: + + + В.Н.Кузнецова: "Я прошу вас: следуйте моему примеру" www.messia.ru/rasylka/008/2244.htm#0 к еванг. чтению этого дня: + + + еп. Томас Райт: Призыв следовать за Иисусом www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0 по теме праздника: + + + свящ. Александр Мень: 12 апостолов. младенцы www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0 + + + он же: апостольская Церковь www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0 + + + Романо Гвардини: что такое апостол? www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0 * * * Эти дни в календаре РПЦ: http://days.pravoslavie.ru/Days/20090629.htm; http://days.pravoslavie.ru/Days/20090630.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа. В этой затее с хвастовством я буду говорить как дурак. Раз многие считают допустимым хвалиться, как это делают люди этого мира, похвалюсь и я. Вы же такие мудрые и с удовольствием т`ерпите дураков! Терпите, когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают, когда чванятся, когда угощают пощечинами... К стыду своему признаюсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты! *Пусть кто угодно претендует на что угодно - я всё еще говорю как дурак - я претендую на то же! Они евреи? И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! Служители Христа? Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше! Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза. Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев; трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море. Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев... Изнурительный труд, бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота... И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю - еще каждодневный груз забот обо всех церквах... Кто-то ослабевает - разве я не слабею? Кто-то спотыкается и падает - разве я весь не горю? *И если всё-таки надо чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чём видна моя слабость. Бог и Отец Господа Иисуса - да будет Он благословен вовеки! - знает, что я не лгу. В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся. *Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. Да, я знаю такого человека. Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает, он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями. Ведь даже если я захочу похвалиться, то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду. Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит. Мне ведь были такие откровения! И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело - ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился. Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него. Но Он сказал мне: "Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости". И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа. И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:17-12:9) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2441.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |