=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Выпуск посвящен фрагменту из 1-го Послания ап. Павла Коринфянам, 11:1-34. к 1Кор.11:2-16: +++ В.Н.Кузнецова: женщины и мужчины во время богослужения. покрывало - знак женской власти? (11.2-16) www.messia.ru/rasylka/008/2292.htm#0 (см. предыдущую часть текста в предыдущем выпуске) > Краткая экзегеза предания о Трапезе Господней по 1 Кор 11. > 1 Кор 11,17-34: синодальный перевод | перевод В.Н.Кузнецовой -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- + -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- 17 Но, предлагая сие, не хвалю | Перехожу к дальнейшим /вас/, что вы собираетесь |наставлениям. Не могу похвалить не на лучшее, а на худшее. |вас за ваши собрания: от них 18 Ибо, во-первых, слышу, что,|больше вреда, чем пользы. когда вы собираетесь |•Во-первых, я слышал, что, когда в церковь, между вами бывают |вы собираетесь перед лицом разделения, чему отчасти |Божьим, у вас бывают раздоры. и верю. 19 Ибо надлежит быть |Отчасти верю: • среди вас должны и разномыслиям между вами, |быть и разногласия, чтобы дабы открылись между вами |выяснилось, кто из вас выдержал искусные. 20 Далее, вы |испытание. собираетесь, /так, что это/ | Так вот, хотя вы и собираетесь не значит вкушать вечерю |вместе, это нельзя назвать Господню; 21 ибо всякий |трапезой Господа. • Каждый поспешает прежде /других/ |из вас налегает на собственную есть свою пищу, /так что/ иной|трапезу. И вот один уходит бывает голоден, а иной |голодный, а другой сыт и пьян. упивается. 22 Разве у вас нет |•У вас что, нет собственного домов на то, чтобы есть |дома, где можно было бы поесть и пить? Или пренебрегаете |и выпить? Или вы презираете церковь Божию и унижаете |Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что сказать вам? |неимущих? Что вам на это похвалить ли вас за это? |сказать? Похвалить? Нет, за это Не похвалю. |не похвалю! 23 Ибо я от /Самого/ Господа | Ведь я от самого Господа узнал принял то, что и вам передал, |то, что потом передал вам: что Господь Иисус в ту ночь, |Господь Иисус в ночь, когда был в которую предан был, взял |предан, взял хлеб, хлеб 24 и, возблагодарив, |•поблагодарил за него Бога, преломил и сказал: приимите, |разломил и сказал: "Это ядите, сие есть Тело Мое, |Мое тело, которое за вас за вас ломимое; сие творите |отдается. Делайте так в память в Мое воспоминание. 25 Также |обо Мне". • Точно так же Он взял и чашу после вечери, |чашу после ужина и сказал: "Эта и сказал: сия чаша есть новый |чаша - Новый Договор с Богом, завет в Моей Крови; |скрепленный Моей кровью. Каждый сие творите, когда только |раз, когда будете пить из нее, будете пить, в Мое |делайте это в память обо Мне". воспоминание. 26 Ибо всякий |•Это значит, что всякий раз, раз, когда вы едите хлеб сей |когда вы едите этот хлеб и пьете и пьете чашу сию, смерть |эту чашу, вы возвещаете смерть Господню возвещаете, доколе |Господа - до тех пор, пока Он Он придет. |не вернется. 27 Посему, кто будет есть хлеб |Итак, всякий, кто ест хлеб сей или пить чашу Господню |Господень и пьет из Его чаши недостойно, виновен будет |неподобающим образом, виновен против Тела и Крови Господней.|перед телом и кровью Господа. 28 Да испытывает же себя |•Но пусть человек сам сначала человек, и таким образом пусть|испытает себя, а потом ест этот ест от хлеба сего и пьет |хлеб и пьет эту чашу, • потому из чаши сей. 29 Ибо, кто ест |что тот, кто ест и пьет, и пьет недостойно, тот ест |не признавая Тела, ест и пьет и пьет осуждение себе, |свой приговор. • Вот почему не рассуждая о Теле Господнем.|среди вас так много слабых 30 Оттого многие из вас |и больных, да и умерло немало. немощны и больны и немало |•А если бы мы сначала сами умирает. 31 Ибо если бы |испытывали себя, нас мы судили сами себя, то |не осудил бы Бог. • Но когда не были бы судимы. |Господь так нас судит 32 Будучи же судимы, |и наказывает, Он исправляет нас, наказываемся от Господа, чтобы|чтобы не осудить вместе не быть осужденными с миром. |с остальным миром. 33 Посему, братия мои, | Так вот, братья мои, когда вы собираясь на вечерю, |собираетесь вместе на Трапезу, друг друга ждите. 34 А если |дожидайтесь друг друга. • Если кто голоден, пусть ест дома, |кто голоден, пусть поест дома. чтобы собираться вам |Не надо, чтобы ваши встречи не на осуждение. Прочее |становились вам судом. устрою, когда приду. |Об остальных делах распоряжусь, |когда приду к вам сам. > В этом отрывке Нового Завета, где впервые упоминаются > "установительные слова" Господа Иисуса Христа, Апостол Павел > не преследует цель изложить некое учение о таинстве Евхаристии. Он, > как и во всём Первом послании к Коринфянам, желает исправить > неустройства в церкви, к которой он обращается. Рассуждая > о непорядках во время Трапезы Господней, Апостол с горечью пишет, > что богослужебные Евхаристические собрания коринфян служат > не на пользу Церкви, но во вред. Апостол считает, что богослужение > очень важно для внутреннего роста Церкви. В Коринфе же во время > собраний происходят разделения (schismata). При этом имеются в виду > не "партии" из гл. 1. Эти разделения носят социальный характер. > Хотя Апостол Павел дипломатично говорит, что слухи могут быть > преувеличенными, в целом он им верит. Он даже считает > такие разделения необходимыми, чтобы стало ясно, кто в Церкви верен > и надежен, кто в сложной ситуации испытаний (ст.19) доказывает > свою веру. Он думает при этом, очевидно, о Суде Божием, который > в Церкви начинается уже сейчас. > Апостол открыто и резко пишет, что богослужения коринфян вообще > не заслуживают названия Трапезы Господней (ст. 20). За этим > выражением стоит уверенность, что собственно хозяином за Трапезой > является Сам Господь. В то время, как мы видим, Трапеза Господня > осуществлялась в первый день недели, в воскресенье (ср. 16,2), ближе > к вечеру, скорее всего в частных домах состоятельных христиан. > Она была соединена с обычным ужином. Из 11,21-22.33 следует, > что богатые члены Церкви, приходившие раньше, наедались и напивались > тем, что приносили с собой. Более бедные христиане, рабы и рабочие, > приходили позже и находили лишь жалкие остатки. Апостол возмущен > этим обстоятельством. То, что бедные люди даже в праздник Трапезы > Господней должны чувствовать свою зависимость и подчиненность, > означает унижение тех, кто является братьями и сестрами. Более того, > это - пренебрежение к Церкви Божией (ст. 22) и даже к Самому Богу! > И далее Апостол Павел цитирует древнее предание о Трапезе на Тайной > Вечере (11,23-26). Он напоминает коринфянам суть Трапезы. > Их проведение стоит в разительном противоречии к этой сути. > Апостола возмущало то, что богатые христиане вовсе не мучились > угрызениями совести. Все-таки они предоставляли Церкви свои дома! > Они поставляли хлеб и вино! В их обществе было принято, что, > например, во время профессиональных праздников больше получали те, > кто имел больше заслуг перед обществом. Очевидно, что они еще > не постигли основной истины христианской веры: в Церкви собираются > люди из разных слоев общества, и все они имеют равное достоинство, > все заслуживают равного уважения. Когда Апостол спрашивает богатых, > неужели они не имеют домов, чтобы есть и пить (ст. 22), то он хочет > им сказать: в своих домах они могут вести себя согласно > своему социальному положению. Но во время Трапезы Господней > действуют нормы Церкви. > В стт.23б-25 мы встречаемся с основанием Евхаристического предания. > Апостол Павел познакомился с этой традицией предположительно > в Антиохии или в Дамаске примерно в 40 г. ("принял") и сообщил > ("передал") ее коринфянам в 50/51 г. "Принять" и "передать" - > устойчивые иудейские термины, обозначающие передачу учения > ("предание"). Если Апостол говорит, что он принял это предание > "от Господа", то на Господа он ссылается как на источник > этой традиции. В ст. 23 он употребляет другой греческий предлог > (apo), нежели в Гал 1,12 (para, dia), где он сообщает о своей > непосредственной встрече с Воскресшим. Это предание Апостол > напоминает коринфянам, чтобы они ориентировали свою практику > по образцу, полученному от Иисуса Христа. Предание о Тайной Вечере > восходит к Самому Иисусу, к последней ночи перед Его крестной > смертью. Именно тогда словами благословения над хлебом и вином > Он истолковал смысл Своей предстоящей смерти. Текст в его настоящем > виде носит явно литургический характер. Он отражает литургию, как > ее застал Апостол Павел и передал своим Церквам. Этот текст > очень важен и содержателен. > Предание о Тайной Вечере дает пророческое истолкование Смерти > и Воскресения Иисуса Христа. "Господь Иисус", как всегда у Апостола > Павла, - ушедший в смерть и теперь вознесенный к Богу Иисус. Акцент > на "ночи" предания, очевидно, - историческое указание. Тем самым > эта традиция явственно отличается от мифических культовых легенд. > "Предан" (ст.23) подразумевает не только предательство Иуды, > но предание Иисуса на смерть в целом. Иисус Христос - не только > жертва человеческого произвола и власти: пассивный залог (passivum > divinum) указывает, что в смерти Иисуса совершается воля Божия > (ср. Рим 4,25; 8,32), тайна Божия. Христос добровольно отдает Себя > на смерть. Его смерть - последнее следствие Его полной самоотдачи > воле Божией, последнее следствие Его полной самоотдачи людям. > Во время праздничной иудейской трапезы хозяин брал хлеб, произносил > над ним благословение, преломлял его и раздавал сидящим за трапезой. > В конце ужина было благословение над чашей с вином. Иисус Христос > повторил эти символические действия и придал им новый смысл. > К преломлению хлеба Он добавил слова: "сие есть Тело Мое за вас" > (см. критический текст). Акцент лежит на "за вас" (для вас). К чаше > Он добавляет слова: "сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови". "Тело" > и "кровь" в семитском словоупотреблении (в отличие > от эллинистического) всегда означают всего человека во всех > аспектах, в целостности. Это Сам Господь дарует Себя в хлебе и вине. > Его самоотдача в смерть в Трапезе Господней становится > присутствующей и живой. Празднующие становятся сотрапезниками > Господа, Который дарует им Самого Себя. Вспомним 10,4б.16, а также > 10,17, где добавлено еще одно важное следствие: тесная связь > со Христом связывает также в тесное общение и самих празднующих. > Они становятся "одним Телом", т.е. так тесно связаны друг с другом, > как если бы были устранены телесные границы между ними, как если бы > они составляли одно тело. > Древняя традиция предполагала, что литургическое действие над Чашей > совершалось после ужина. Между двумя пророчески-символическими > действиями (благословением хлеба и вина) располагалась собственно > трапеза. Но в Коринфской церкви (как у Евангелистов Матфея и Марка) > оба действия помещены в конец ужина и объединились. Говоря о "Новом > Завете в Моей Крови", Апостол Павел, как и Лк 22,20, ближе > к первоначальной версии, чем Мф 26,28 и Мк 14,24. Там формулировка > сильно "сглажена" по образцу слов о хлебе: "сия есть Кровь Моя, > Кровь Завета". У Апостола Павла, как и у Евангелиста Луки, речь идет > о "Новом" Завете, - очевидный намек на Иер 31,31-34, - то есть > послушание и жертвенная смерть Иисуса - основание нового, > окончательного и неразрушимого союза с Богом. > Другие тексты Нового Завета указывают еще один смысловой аспект > Евхаристии: она - общение с Воскресшим (ср. Лк 24,28-31.36-43; > Ин 21,12-13). Естественно, также и для Апостола Павла в хлебе и вине > дарует Себя Своему народу прославленный Христос. На это указывает > хотя бы дважды повторяемый титул "Господь" в ст. 23. И если Апостол > не подчеркивает этот момент, то делает это, вероятно, > ради дистанцирования от коринфских мечтателей, которые полагали, что > _уже__сейчас_ живут в новой реальности "совершенства" и воскресения. > Они как бы перешагивали через Крест. Ради них Апостол присоединяет > к тексту о Вечере свое собственное толкование: Трапеза Господня - > возвещение Смерти Господа - до времени Его пришествия. Совершенство > всё еще предстоит! В Трапезе Господней Церковь встречает > Воскресшего, который Сам прошел через смерть. Трапеза дарует общение > с Ним в _этой_жизни,_ со всеми ее скорбями и трудностями. > Далее Апостол Павел переходит к нетерпимым обстоятельствам Трапезы > Господней в Коринфе. Ведь предание о Тайной Вечере он цитировал > ради этого наставления. Под "недостойным" принятием Трапезы > Господней (ст. 27.29) он понимает не индивидуальное недостоинство > отдельного христианина: так это место часто понималось в позднейшем > душепопечении. Апостол Павел пишет о вещах конкретных, о невнимании, > об отсутствии чувства солидарности богатых в Коринфе, их эгоизме. > Кто унижает бедных, согрешает против Самого Господа, так как они - > братья и сестры, за которых Он умер (ср. 8,11-12). Также > и "самоиспытание" в ст.28 нацелено не на собственное нравственное > достоинство вообще, но очень конкретно на любовь и на уважение > к бедным. Всё это с внутренней необходимостью вытекает > из празднования Трапезы Господней, ибо это празднование - > воспоминание самоотдачи Иисуса людям. Праздновать солидарность > Иисуса с людьми и при этом вести себя не солидарно, - невозможное > противоречие, абсурд и оскорбление Господа (ст. 27). > В ст.29 под Телом Господним понимается не только Евхаристия, > но и Тело Церкви, которая в праздновании Трапезы Господней > утверждает себя как "Тело Христово". Это показывает, > что обстоятельства в Коринфе абсолютно непереносимы, противоречат > сущности Церкви по определению. Таков взгляд веры. Поэтому Апостол > Павел считает общество коринфских христиан больным. Они не живы > как Тело Христово, какими они должна быть. То, что Апостол в ст. 30, > кажется, рассматривает индивидуальные случаи болезней и смертей > в церкви как следствия и наказания за недостойное поведение, > представляет для нас некоторую трудность, тем более что в другом > месте Нового Завета такие представления однозначно отклоняются > (Ин 9,2-3). В ст. 31 он призывает к критической самопроверке. > Если церковь критически исследует своё поведение, она может избежать > осуждения на Суде Божием. В ст. 32 Апостол понимает случаи болезни > и смерти как знаки суда Господа, уже совершающегося в настоящее > время. Этот суд преследует цель образумить коринфян и призвать их > к покаянию, с тем чтобы они смогли избежать конечного Суда Божия > (ср. 5,5). В ст. 33-34 Апостол Павел устанавливает определенные > правила с целью устранить самые дурные недоразумения > при праздновании трапезы Господней. > Таким образом, из текста мы видим, что > 1. Вещества (элементы) Евхаристии содержат чудесную символику. Хлеб, > основной элемент ежедневного питания, и вино, напиток радости > (ср. Пс 103,14-15), становятся знамениями дара и присутствия > прославленного Господа, Который не покидает Свою Церковь > в трудностях ее повседневной жизни. В праздничной радости общения > Он предвозвещает ей эсхатологическую полноту жизни. > 2. Евхаристическое богослужение дарует его участникам теснейшее > соединение со Христом, с Его смертью и воскресением. > 3. Текст несет в себе глубокий нравственный смысл. Он заставляет > задуматься над общественным характером Евхаристии. В Церкви > нет места "благочестивому" эгоизму. [ профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Новозаветные корни православного учения о таинствах (7) www.azbyka.ru/ivliev/novozavetnye_korni_pravoslavnogo_ucheniya_o_tainstvah-all.shtml ] к 1Кор.11:8-22: +++ протопресв. Александр Шмеман: "Когда вы собираетесь в церковь..." www.messia.ru/rasylka/006/1575.htm#0 + ссылки по теме! (11:19) + + + свящ. Александр Мень: Истинное основание Церкви www.messia.ru/rasylka/007/1925.htm#0 к 11:23-34: + + + свящ. Александр Мень: "Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете эту чашу..." www.messia.ru/rasylka/007/1926.htm#0 (+ссылки!) # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пусть всё - и слова ваши, и поступки - будет во имя Господа Иисуса, потому что через Него вы благодарите Бога Отца. ... Что бы вы ни делали, труд`итесь от всей души - как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин - Христос, вы сл`ужите Ему. А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом, у Бога нет пристрастий.* (Кол.3:17,23-25) * * * *Среди учеников произошел спор, кто из них больше. Иисус зная, о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой и сказал им: - Кто примет этого ребенка ради Меня, тот принимает Меня, а кто примет Меня, принимает и Того, кто послал Меня. Ведь тот из вас, кто меньше всех, больше всех. Тогда Иоанн сказал Иисусу: - Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит. - Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас, - ответил ему Иисус.* (Лк.9:46-50) * * * "христианин по природе своей призван быть величайшим мыслителем во вселенной" (М.Л.Джонс) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2477.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|