=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога ( Продолжение темы выпусков www.messia.ru/rasylka/009/2493.htm#0 и www.messia.ru/rasylka/009/2494.htm#0 ) > Российский вариант > Любой объективный историк должен признать, что в период > трех революций 1905-1917 годов большинство населения Российской > империи составляли люди верующие, исповедники двух мировых религий - > христианства и ислама (прочие религии имели здесь сравнительна малое > число приверженцев). Никакие самые одаренные вожди не смогли бы > совершить революцию без поддержки масс. Но если разрушение старого > порядка осуществлялось руками верующих, то как понять всё дальнейшее > развитие событий? > За ответом нужно снова обратиться к далекому прошлому. > Русь, Россия, ставшая ядром будущей царской империи, вместе > с Православием восприняла от Византии и ее церковно-политические > концепции. В частности, идею "симфонии", т. е. гармоничного > взаимодействия между христианской государственной властью > и Церковью, ее иерархией. Эта концепция, несомненно, сыграла важную > роль в становлении русской государственности. Церковь мирила князей, > боролась против центробежных тенденций, освящала своим авторитетом > права великокняжеского престола. В эпоху Ордынского ига она стала > ведущей силой, которая сохраняла национальную культуру, вдохновляла > "собирателей Руси". Но первый же великий князь, официально > венчавшийся на царство - Иван Грозный - отверг нравственный > авторитет Церкви, которая в лице митрополита Филиппа выступила > против его кровавой тирании. > Патриотическая роль Церкви в Смутное время хорошо известна. Однако > едва монархия возродилась после катастрофы, как вновь начала > планомерное наступление на Церковь, хотя и сохраняла видимость > "христианского" правительства. Второй царь из дома Романовых > низлагает патриарха Никона, а его сын Петр I, упразднив > патриаршество, создает синодальную систему, подчинившую Церковь > самодержавию в еще большей степени, чем в Византии. Екатерина II > формально объявляет себя "главой Церкви". Ученица энциклопедистов, > она при этом следует совету Дидро "держать попов в нищете > и невежестве". Неудивительно, что рядовые священники, как отмечал > А. С. Пушкин, сплошь и рядом переходили на сторону Пугачева... > Все историки Русской Православной Церкви расценивают "синодальный > период" как тяжкий и застойный. Самодержавие, прикрываясь > своими сакральными привилегиями, постоянно и грубо вмешивалось > в церковные дела и даже в вероучительные, богословские дискуссии. > Это вносило в церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняло > авторитет пастырей в глазах народа. Достаточно сказать, что власти > требовали нарушать в политических целях тайну исповеди. А чего > стоила хотя бы инструкция выдавать справку о причастии как гарантию > благонадежности! Более верный способ дискредитировать Церковь трудно > было изобрести. > Разумеется, подобная политика не могла полностью парализовать > внутреннюю жизнь Церкви. И в "синодальный период" она имела великих > святых и подвижников, иерархов и богословов. Но почти всем им > приходилось вести нелегкую борьбу за духовное существование. > Вспомним хотя бы ситуацию, описанную в романе Н. С. Лескова > "Соборяне". > К концу XIX века церковно-политическая картина в России > характеризовалась следующими чертами. > Опека и контроль государства лишали Православную Церковь > самостоятельности. Она находилась под бдительным оком > обер-прокурора. > Религиозное инакомыслие - старообрядчество, сектантство и т. д. - > жестоко подавлялось. Перемена конфессии, в смысле выхода > из "господствующего вероисповедания", рассматривалась (до 1905 года) > как уголовное преступление. > Исторически навязанный Церкви союз с самодержавием подрывал доверие > к ней среди тех, кто желал преобразования общества, а также > среди многих деятелей культуры, в том числе и верующих, для которых > свобода мысли и творчества была неоспоримой ценностью. > Нравственная энергия христианства перетекала в русло нерелигиозных, > оппозиционных, освободительных движений (примечательно, что многие > революционеры-демократы вышли из духовного звания и кончали > церковные школы). > Кризис самодержавия, углубленный русско-японской и первой мировой > войнами, пробудил у многих верующих надежду на радикальные перемены > к лучшему. Вот почему руководство Русской Православной Церкви > не восприняло крушение монархического строя в феврале 1917 года > как катастрофу. Ведь именно это событие позволило, наконец, созвать > Всероссийский церковный Собор для решения давно назревших сложных > и многообразных проблем. > Октябрь декларировал отделение Церкви от Государства, > т.е. тот принцип, который был уже принят в США, Франции и других > странах. А для обширной республики, в которой жили миллионы > православных, старообрядцев, католиков, армяно-грегориан, лютеран, > представителей различных христианских сект, иудаистов, мусульман, > буддистов, приверженцев архаических традиционных культов, этот путь > был наиболее естественным и закономерным. > Сама идея "государственной религии", фактически, изжила себя. > "Ни один чиновник, - писал В. И. Ленин, - не должен даже иметь право > спрашивать <кого бы то ни было> о вере: это дело совести и никто тут > не смеет вмешиваться. Не должно быть никакой "господствующей веры > или церкви".{} Эта концепция выражена и в "Обращении к трудящимся > мусульманам России и Востока", принятом вскоре после революции. > "Отныне, - говорится там, - ваши верования и обычаи, > ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными > и неприкосновенными".{} Религия, свободная от надзора и давления > власти, и власть, свободная от сакральных санкций, построенная > на рациональной и демократической основе, - таким, казалось бы, > мог стать его идеал и цель будущего развития. > Предпосылками для этого были и объявленные в революционных декретах > свободы, и идея народовластия, и религиозный плюрализм страны. > Особенно важна в этом отношении декларированная Октябрем свобода > совести. В январском декрете 1918 года утверждалось, что "каждый > гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать > никакой". В июле того же года в Конституцию РСФСР был включен пункт > о том, что "свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды > признается за всеми гражданами" (V,13). Разъясняя этот пункт. > В. И. Ленин в своей речи на митинге в Москве говорил: "Религия - > частное дело. Пусть каждый верует во что хочет или ни во что > не верит... Советская республика не знает никаких религиозных > различий. Она находится вне всякой религии, отделила религию > от Советского государства". > Это было недвусмысленным указанием на то, что новое правительство > ориентируется на секулярную модель, которая теоретически должна > исключать конфронтацию между Церковью и Государством. > Однако история, как известно, не Невский проспект. Вопреки надеждам > конфронтация началась, и очень скоро. > <...> Всякая революция неизбежно освобождает стихию насилия, > управлять которой исключительно трудно. Среди институтов, связанных > со старым режимом, оказалась и Церковь, что определяло негативное > к ней отношение. В то же время экстренно изданный декрет > об отделении Церкви от Государства вызвал протест религиозных > кругов, видевших в нём акт дискриминации. Это, казалось бы, > подтверждали многочисленные антиклерикальные и антирелигиозные > эксцессы. > Думается, уже давно пора расстаться с легендой, которая всё еще > кочует из книги в книгу, будто патриарх Тихон предал новую власть > анафеме. Он лишь отлучил от Таинств тех верующих, которые > участвовали в беззакониях, жестокостях, расправах. И вообще, Собор > еще 1 сентября 1917 года заявил, что "Церковь Православная > не принимает участия в борьбе политических партий".{} Патриарх > осудил эмигрантских раскольников, избравших по политическим мотивам > путь самочиния. И всё же следует признать, что значительная часть > иерархов и церковных людей оказалась неготовой к радикальным > переменам и отнеслась к ним с открытой или молчаливой враждебностью. > Всё это в первые послеоктябрьские годы способствовало развязыванию > настоящей войны против религии, войны, которая была обусловлена > не законом, а общими тенденциями и атмосферой времени. Особую > остроту она приняла в связи с вопросом об "изъятии церковных > ценностей". > Церковь во все времена рассматривала собранные в ее ведении > материальные ценности как общенародное достояние и с готовностью > отдавала их в моменты национальных бедствий. Так могло произойти > и перед лицом голода начала 20-х годов. Но на практике традиция > была подменена приказным насильственным "изъятием", что повлекло > за собой протесты верующих, кровавые стычки, процессы и смертные > приговоры. Патриарх Тихон был арестован. После освобождения > он предпринял ряд шагов для нормализации отношений с властями, > но ощутимых плодов это не принесло. > Насколько призрачными оказались тогда надежды на примирение, видно > из опыта так называемого "обновленческого" раскола, руководители > которого энергично выступили за поддержку советской власти. > Выяснилось, что даже такая перемена курса мало что изменила, > как не спасла положения декларация главы Патриаршей Церкви, > митрополита Сергия (1927). Репрессии обрушились на всех: > "тихононцев" и "обновленцев", "непоминающих" и сектантов, католиков > и даже шаманистов. В конце 20-х годов были уничтожены сектантские > коммуны, в том числе созданные толстовцами. Были закрыты религиозные > школы, постепенно сведена на нет церковная печать, перестали > издаваться Библии, закрывались храмы и монастыри, шли под склады > или взрывались памятники архитектуры. Жгли книги, иконы. Всё шире > становился размах антирелигиозной пропаганды, которая нередко > прибегала к откровенным глумлениям и кощунствам. Экстремисты > от атеизма затевали "комсомольские рождества" и "пасхи", во время > которых молодежь устраивала шутовские процессии, одевшись > в облачения служителей различных культов. > Не случайно герои поэмы Александра Блока, двенадцать апостолов > "нового евангелия", кричат: "Пальнем-ка пулей в святую Русь". > Антицерковная война незаметно превращалась в антинациональную, > ибо традиции народов страны были тем руслом, по которому издавна > протекали традиции христианства, ислама и других религий. > "Штурм небес" спровоцировал тот род культурного самоубийства, > горькие плоды которого мы пожинаем и сегодня. > А как же всё-таки вера? Как могли допустить это люди, выросшие > на тысячелетних религиозных основах? Часть погибла или оказалась > в лагерях, часть лишилась отечества, уцелевшие после урагана ушли > в своего рода духовное "подполье", изоляционизм. В гражданском > отношении верующие сознавали себя париями, изгоями, людьми второго > сорта, их считали врагами общества. Немало было и таких, кто пережил > нечто вроде обращения в иную веру. Народные мечты о рае на земле, > ярко описанные Андреем Платоновым, стихийная эсхатология масс > находили пищу в утопизме, который вдохновлял строителей новой жизни. > Многие верили в оправданность лозунга, начертанного в Соловках: > "Железной рукой загоним человечество в счастье!" > Подобные чувства нашли отражение в тогдашней литературе, например > в поэме Сергея Есенина "Инония". В ней он, имитируя речь > пророка-обличителя, клянет старый мир, "проклинает Радонеж" и "лай > колокольный" во имя таинственного Града, который видится впереди, > Языком вылижу на иконах я > лики мучеников и святых. > Обещаю вам град Инонию, > где живет божество живых... > В богоборческом экстазе, выплевывая Причастие, он провозглашает: > Новый на кобыле > едет к миру Спас. > Наша вера - в силе. > Наша правда - в нас! > И новый "Спас" не замедлил явиться. Только приехал он не на кобыле. > Товарищ Сталин, хотя и родился горцем, не любил показываться > перед народом верхом на лошади... <.....> > По свидетельству М. И. Калинина, в 1920 году В. И. Ленин говорил, > что, "пожалуй, кроме театра, нет ни одного института, ни одного > органа, которым могли бы заменить религию".{} Это было своего рода > историческим предвидением. <....> > Могут, конечно, возразить: а разве вера в Бога не апеллирует > к верховному авторитету? Разве во имя других религий не творились > насилия? > С этим нельзя не согласиться, но лишь с двумя оговорками. > Во-первых, на протяжении веков никакие извращения > религиозно-этических принципов не могли полностью их устранить. > Они всегда оставались как источник обновления и покаяния. Сталинщина > же за считанные годы прочно усвоила все худшие черты исторических > религий, проявившиеся в период их кризиса: инквизицию, нетерпимый > догматизм, "охоту на ведьм". > Во-вторых, есть существенная разница между верой в Высшее Начало, > Которое созидает, объемлет и пронизывает Вселенную, и сознательной > ложью, мифом, изготовленным в лаборатории политических > фальшивомонетчиков. Даже атеист, подходя к вопросу объективно, может > согласиться, что идея Верховного Добра и Разума, которая требует > от человека этического поведения, содержит глубокий духовный смысл. > Не случайно, что в истории человечества большая его часть принимала > эту идею. А какова духовная ценность навязанной людям веры в то, > что глава государства обладает всемогуществом, всеведением, > всеприсутствием, тем более что в действительности этот человек > был палачом, фальсификатором, губителем жизней и душ? > Об исторических религиях можно иметь разные суждения и оценивать их > по-разному; но в отношении культа Сталина двух мнений быть > не должно, если мы не хотим снова вернуться в кровавый хаос. > Пусть даже остаются теперь люди, которые напоминают нам, как бойцы > шли в атаку с именем Сталина; очевидно, что они имели в виду вовсе > не реального Иосифа Джугашвили, а политический фантом, суррогат > извечной идеи Божества. > Порой говорят, что Сталин открыл для атеизма своего рода > "Константиновский период", т. е. эпоху государственной поддержки. > Но сказать так - значит сказать не всё, не главное. В "культе > личности" государственная власть пришла к полному самообожествлению, > утвердила себя как единственную безусловную ценность. > Страшный опыт диктатур XX века может послужить уроком и для нас, > верующих. Он дает нам возможность увидеть "со стороны" облик > духовной тирании, патернализма, игры на инфантильных чувствах > и массовых неврозах. Этот опыт должен привести к отказу от самой > идеи государственной религии, которая имела столько аналогий > со сталинизмом, идет ли речь о Женеве при Кальвине или о Тегеране > при Хомейни. > К секулярному государству > Заканчивая этот беглый обзор, вернемся к вопросу, поднятому вначале: > есть ли противоядие, способное предотвратить рецидивы "культа"? > Думается, оно связано с честным и последовательным принятием > принципа секулярного государства, которое служит интересам граждан > независимо от их вероисповедания. <.....> > От секуляризации государства выигрывает весь наш народ в целом. > Оберегая святая святых человека, его убеждения, его свободу совести, > правительство содействует единству граждан, построенному > на веротерпимости. [ свящ. Александр Мень. из статьи РЕЛИГИЯ, "КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" И СЕКУЛЯРНОЕ ГОСУДАРСТВО (Заметки историка религии), вошедшей в сб. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html; www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_10.html; ср. http://tapirr.livejournal.com/357980.html ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение) и задали Ему такой вопрос: - Учитель, Моисей написал нам в законе: если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат, пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство. Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным. И второй, и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли, не оставив детей. Потом умерла и женщина. Так чьей женой она будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро! - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил Иисус. - Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж. И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых. А что касается того, что мертвые воскресают, то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне, когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы.* (Лк.20:27-38 - из ев. чт-я понедельника) * * * Иисус сказал: "... будут хватать и преследовать вас, приводить на суд в синагоги и в тюрьмы бросать, будут приводить к царям и наместникам из-за Меня. Вот вам случай свидетельствовать обо Мне. Твердо помните: не обдумывайте заранее, как защищаться. Я вам дам такое красноречие и мудрость, что им не сможет ни противостоять, ни возразить никто из ваших противников. ... Будьте стойкими - и вы себя спасете". (Лк.21:12-19 - ев. чт-е вторн.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2496.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |