=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 03 мая 2010 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе. литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13. {память отцов I Вселенского Собора, 325}
После этих слов Иисус поднял глаза к небу и сказал:
– Отец! Час настал. Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя. 2 Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими, и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему. 3 А вечная жизнь – это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал. 4 Я прославил Тебя на земле, дело исполнив, которое Ты поручил Мне. 5 Теперь же, Отец, прославь Меня Ты славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою, прежде чем мир начал быть. 6 Я открыл Твое имя людям, которых Ты дал Мне из мира. Они были Твои, Ты отдал их Мне, и они слово Твое исполнили. 7 И теперь наконец они поняли, что всё, что Ты дал Мне, Твое, 8 потому что слова, которые дал Ты Мне, Я им передал, и они их приняли и действительно поняли, что Я пришел от Тебя, и поверили, что послал Меня Ты. 9 Это за них Я прошу. Не за мир Я прошу, а за тех, которых Ты дал Мне, потому что они – Твои, 10 ибо всё, что есть у Меня, Твое, а всё, что есть у Тебя, Мое и через них Я явил Свою славу. 11 Я уже больше не в мире, Я возвращаюсь к Тебе, а они остаются в мире. О святой Мой Отец! Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой. 12 Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, Я хранил их, пока был с ними. И Я их сохранил: никто из них не погиб, лишь один, предназначенный к гибели, ибо Писанию надлежало исполниться. 13 А теперь Я к Тебе возвращаюсь. И пока Я еще в этом мире, Я для того говорю всё это, чтоб они разделили со Мной полноту Моей радости.
(от Иоанна, 17, перевод В.Н. Кузнецовой)
> a. Eis mian. Единственность и единство.
> Греческое выражение Символа веры может быть переведено как «одна, > единственная» (Церковь). Единственность Церкви как спасительного > Богочеловеческого установления — важнейший факт веры. Символ говорит > здесь о том, что не множество Церквей установил Господь, но только > одну. Только в этом единственном Собрании возможно для человека > обрести спасение. Свт. Кирилл Иерусалимский, поясняя это, говорит: > «именование: церковь (собрание) употребляется различно; как то > и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: и сия рек, > отпусти собравшийся (ekklэsian) народ/32/; и сборища еретиков > Маркионитов, Манихеев и других можно в собственном и подлинном > смысле назвать всякому церковию лукавнующих; то по сему самому > исповедание веры осторожно преподает нам ныне: во едину, святую, > соборную Церковь, чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, > пребывал же всегда в святой соборной Церкви...»/33/
> С этим соотносится также пожелание свт. Игнатия Богоносца: «Итак, > старайтесь иметь одну Евхаристию»/34/ — единственность Церкви > выявляется в единственности ее евхаристического собрания. Древние > христиане до тех пор, пока это представлялось возможным, старались > соблюдать это правило.
> В русском богословии, впрочем, не меньшее внимание уделяется > не единственности, но единству Церкви. До некоторой степени > это объясняется омонимичностью славянских слов «во едину...» > и несоответствующего им по смыслу русского выражения, а также > специфически русским направлением богословия, связанным с понятием > «соборности».
> Одним из первых эту мысль развивает А.С. Хомяков в своей статье > «Церковь одна»: «Единство Церкви следует необходимо из единства > Божиего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, > но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных > творений, покоряющихся благодати»./35/
> Более того, единство Церкви, в первую очередь — внутреннее, > сущностное единство ее членов во Христе, есть основа, по мысли > прот. С. Булгакова, ее единственности: «Церковь едина, а потому > и единственна»./36/
> Это толкование, ставшее уже традиционным для русского богословия, > выявляет важный аспект рассматриваемого свойства Церкви. > Она является народом Нового Завета, помимо прочего, еще и потому, > что в ней осуществляется божественное, а не земное единство > рода человеческого. Это единение качественно отличается от всех иных > форм объединения, предлагаемых культурой, общественными > или государственными механизмами. Более того, это единство Церкви > во Христе видится как проявление богоподобия: «Церковь едина, > ибо создана по образу Святой Троицы и являет собой тайну сущностного > единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных > личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств»./37/ > Осуществляется это богоподобие в Церкви потому, что «Любовь трех Лиц > Св. Троицы отображена в единстве Церкви»./38/ Таким образом, > единство Церкви основано на воле Самого Христа, выраженной в Его > первосвященнической молитве «Да будут все едино...»/39/
> Еще одним существенным аспектом единства-единственности Церкви > является отсутствие разделения видимой и невидимой Церкви. Хомяков > говорит об этом: «Только в отношении к человеку можно признавать > раздел Церкви на видимую и невидимую; единство же ее есть истинное > и безусловное»./40/ Продолжая эту мысль, еп. Каллист Диоклийский > называет Церковь иконой Троицы: «Такая Церковь — икона Троицы, > Тело Христово и полнота Духа — одновременно видимая и невидимая, > одновременно божественная и человеческая»./41/
> b. `Agian. Святость.
> Святость является, быть может, наиболее рано сформулированным > свойством Церкви. Так, уже в Новом Завете мы встречаем указания > на святость народа Нового Завета. Апостол Петр пишет в своем Первом > послании: «...вы род избранный, царственное священство, народ > святый, люди, взятые в удел...»/42/ Апостол Павел в Послании > к колоссянам пишет о Церкви: «...ныне примирил в теле Плоти Его, > смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными > и неповинными пред Собою»./43/ Апостолы указывают на два важных > взаимодополняющих аспекта святости Церкви. Во-первых, святость > понимается в библейском смысле термина, как отделенность от мира: > Церковь составляют «люди, взятые в удел». Одновременно, поскольку > Сам Господь в первосвященнической молитве просил Отца о Своих > учениках, которые «не от мира», чтобы Отец «сохранил их от зла»,/44/ > избранность Церкви от мира, тесно связана с непорочностью, о которой > говорит апостол Павел наряду со святостью. Исторически в сознании > Церкви эти два аспекта — отделенность и непорочность — сливаются > воедино.
> Источником и причиной святости Церкви является ее богочеловеческий > характер. Святость Церкви — это святость Христа, Телом Которого > она является. Это святость Духа, которым Церковь живет. Именно жизнь > во Святом Духе ежечасно созидает святую Церковь: «Согласно > апостольской и святоотеческой традиции, а также ее историческому > продолжению в Православии, Церковь являет и реализует себя в событии > Пятидесятницы, возобновлящемся во время каждого Евхаристического > собрания... Пятидесятница, или сошествие Святого Духа, — > не единичное событие, свершившееся раз и навсегда, > но непрекращающееся событие, конституирующее Церковь»./45/
> Святость Церкви, таким образом, не есть ее статическое свойство, > присущее ей и ее членам, как химический состав веществу и его > молекулам, но исключительная, уникальная особенность дарованного > Церкви способа жизни в благодати Христа: «Церковь живет даже > на земле не земною, человеческою жизнью, но жизнью божественною > и благодатною. Посему не только каждый из членов ее, но и вся она > торжественно называет себя святою»./46/
> Однако, если святость Церкви как Тела Христова не вызывает сомнений, > во всяком случае, когда Церковь реализуется в Евхаристии, > то святость ее отдельных членов скорее потенциальная. Игум. Иларион > (Алфеев) пишет об этом: «Большинство христиан — грешники, являющиеся > членами Церкви не в силу достигнутой святости, но в силу своего > стремления к ней и покаяния»./47/ Святость для членов Церкви — > высокое призвание: «Святость Церкви обусловлена не только святостью > Христа как ее главы, но и святостью, к которой призваны все > ее члены»./48/
> Гораздо важнее мнимого противоречия между святостью Церкви > и несвятостью ее отдельных членов другое, о чём Булгаков говорит: > «...личная греховность может и не отделять от Церкви и от ее > святости. Здесь имеет решающее значение не достигнутая свобода > от греха, но путь к этой свободе»./49/ В отличие от мирских > институтов, Церковь дает человеку реальный путь к святости, и это > также ее свойство, причем, по мнению многих, свойство > исключительное. «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один; > но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви, > как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами»,/50/ пишет > об этом Хомяков. Таким образом, святость Церкви выражается, > помимо прочего, в том освящении, которое Бог через нее дарует > своему народу. По выражению Булгакова, «...грешник, живя жизнью > Церкви, является святым, и даже более того, иных святых и не знает > Церковь... вера в реальность этой святящей жизни в Церкви именно > и позволяет Церкви именовать святыми всех своих членов»./51/
> ------------------------------ > /32/ Деян. 19:40. > /33/ <Христос Яннарас, Вера Церкви. Введение в православное > богословие. Центр по изучению религий, М, 1992,>, стр 342. > /34/ Свт. Игнатий Богоносец, Послание к Филадельфийцам, IV, > в кн.: Ранние отцы Церкви, Брюссель, «Жизнь с Богом», > 1988, стр. 129. > /35/ Ibid., стр. 39. > /36/ Ibid., стр. 203. > /37/ Игумен Иларион (Алфеев), Таинство веры (Введение > в православное догматическое богословие), Изд-во братства > Свт. Тихона, М., 1996, VII, 3, стр. 112. > /38/ Ibid., стр. 112. > /39/ Ин. 17:21. > /40/ Ibid., стр. 39. > /41/ Ibid., стр. 247. > /42/ 1 Петр 2:9. > /43/ Кол. 1:22. > /44/ Ин. 17:15-16. > /45/ Яннарас, Ibid., стр. 185. > /46/ Хомяков, <Церковь одна. В кн.: Сочинения богословские, > СПб, «Наука», 1995>, стр. 49. > /47/ Ibid., стр. 113. > /48/ Ibid., стр. 112. > /49/ Ibid., стр. 219. > /50/ Ibid., стр. 52. > /51/ Ibid., стр. 219.
[ А. Лакирев. из работы «Свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность» www.bible-center.ru/article/properties ]
+ + + Церковь - единая и разделенная www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0 (+ссылки!) + + + игумен Вениамин (Новик): ответственность христиан за единство христианского мира www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!) + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!" www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!) + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
+++ из православного богослужения дня www.messia.ru/rasylka/009/2421.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100516/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=16
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Иисус сказал: 'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю - это Отец, который во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне. А не верите Мне, / из-за дел этих верьте. Говорю вам истинную правду: тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я, и даже б`ольшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу. Всё, о чём ни попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына. Если Меня вы о чём-то попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню. Если Меня вы л`юбите, / то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника, чтоб он навеки остался с вами. Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас. Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь. Еще немного - / и мир Меня уже не увидит, а вы Меня будете видеть, потому что живу Я, / и вы будете жить. И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем, вы - во Мне, и Я - в вас. Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21 - чтение субботы) * * * "Железо оттачивается железом, / а человек -- другими людьми". (Пр.27:17) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2567.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |